Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

41

Принимая во внимание ограниченные финансовые возможности нашего государства, его деятельность по поддержанию «научных парков» следует основывать на мерах косвенного характера: льготном налогообложении; придании, где это возможно и целесообразно, статуса «свободных экономических зон» местам базирования «научных парков»; предоставлении консалтинговых и других услуг.

Что касается служб занятости, решение проблемы видится на пути более тесного взаимодействия частных фирм с посредническими структурами, действующими на рынке труда. Это предполагает (хотя МОТ и против подобной практики, но отдельные страны ее все же осуществляют) создание достаточно обширной системы органов трудоустройства, функционирующих на коммерческой основе, что позволит более гибко реагировать на запросы рынка труда и привлечь дополнительные денежные средства.

В ходе экспертного опроса руководители фирм г. Перми (участвовали 50 экспертов) выяснилось, что в государственную службу занятости для подбора работников обращались всего 7,8 % экспертов, тогда как готовность обратиться вне государственные структуры по трудоустройству, действующие на коммерческой основе, высказали 43,1 % экспертов.

Следует активнее заинтересовывать частные фирмы, особенно средние и крупные, в финансировании целевой подготовки рабочих и специалистов.

Проведенный экспертный опрос руководителей частных фирм показал, что у них существует проблема с кадрами. Причем 49 % экспертов указали в качестве основной причины затруднения в подборе персонала низкий профессиональный уровень претендентов, 23,5 % - высказали готовность принять участие в подготовке работников. Причем чем старше фирма, чем большее число наемных работников занято, тем этот уровень выше (до 50 %).

Указанные экспертами формы участия их фирм в подобной работе можно объединить в три основные группы: направление своих работников (либо выпускников школ) на учебу с оплатой обучения – 45 %; готовы принять у себя на практику и стажировку учащихся и работников других организаций – 35 %; организация и финансирование учебных проектов – 20 %.

Таким образом, если исходить из оптимистического прогноза развития нашей экономики, предполагающего перенос предпринимательской активности из сферы финансовой и посреднической в сферу производства, следует, учитывая мировой опыт и российскую специфику, усилить активные меры регулирования занятости и повысить их эффективность.

42

2.2 РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА

2.2.1 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА

На фоне устойчивого увеличения числа лиц, которые обращаются в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве, а также предприятий, заинтересованных в быстром и надежном заполнении вакансий при их содействии, по-прежнему сохраняется большой разрыв между показателями безработицы, рассчитываемыми Госкомстатом по методологии МОТ, и фиксируемыми службами занятости. Большая часть граждан, теряющих работу, не имеет стимулов для регистрации и получения статуса безработных.

Цель обследования проведенного в 1996 году во Владимирской и Нижегородской областях в рамках проекта ACE TACIS «Структурная перестройка и безработица в России», состояла в том, чтобы выяснить:

-          существуют ли у лиц, ищущих работу, стимула для регистрации на бирже труда;

-          способны ли службы занятости удовлетворить растущие потребности региональных рынков труда, достаточно ли финансовых средств для проведения активной политики на рынке труда.

Анкета обследования включала два блока вопросов. Первый адресовался всем, кто посетил районные центры занятости обеих областей, второй – руководителям этих органов. В течение двух дней последней недели апреля 1996 года были опрошены 75 руководителей центров занятости и 29,6 тысяч граждан, обратившихся в это время на биржи труда.

Основная гипотеза строилась на результатах предыдущих обследований, которые показали существенное сокращение занятости (35 % в среднем за весь период) при относительно небольшом увеличении официального уровня безработицы. Уже тогда можно было предположить, что причина подобного не соответствия – недоучет реально безработных людей. Закон о занятости и другие нормативные документы позволяли это делать.

С 1996 года занижение уровня безработицы стало целенаправленной политикой российских государственных структур, вызванной, помимо политических целей, нарастающем дефицитом фондов занятости. В этих условиях чиновники пытаются решать проблему безработицы, занижая количество безработных и уменьшая размеры выплачиваемых пособий.

Согласно действующему Закону РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатную профориентацию, профподготовку,   переподготовку   и   повышение  квалификации  по  направлению  органов

43

служб занятости; выплату пособий по безработице, стипендий в период переподготовки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность; бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; оплату временной нетрудоспособности; на участие в оплачиваемых общественных работах. Причины для обращения в службы занятости могут быть разными от желания получить статус безработного, направление на переподготовку или консультацию до простого любопытства по поводу имеющихся вакансий. Поэтому расхождение между числом граждан, обратившихся в органы службы занятости, и числом граждан, получивших статус безработных, вполне естественно. Разрыв этот в 1993 году составлял 40 %, к 1997 году он сократился до 10 %.

Подобная динамика нуждается в объяснении. Ответы сотрудников служб занятости, как правило, сводятся к тому, что в эти 10 % попадают те, кто обратился просто за консультацией, либо те, у кого еще не закончился десятидневный срок с момента первичной регистрации до получения статуса безработного. Результаты же опроса ставят подобное объяснение под сомнение, поскольку 94,2 % обратившихся в службы занятости не имели работы; 3,2 % числились занятыми, но находились в длительных административных отпусках без оплаты (т. е. фактически были безработными).

Особенностью российского рынка труда является устойчивое (на протяжении многих лет) преобладание уволившихся «по собственному желанию» и одновременное сокращение доли высвобождаемых работников характерное для российского рынка труда в целом наблюдалось в обеих обследованных областях. По формальным критериям (заявление об уходе по собственному желанию), к добровольно оставившим работу можно отнести 63,5 % уволенных с промышленных предприятий за первую половину 1996 года; по данным же обследования районных центров занятости, в эту категорию попали 56 % незанятых, зарегистрированных впоследствии в службах занятости и получивших право на пособие.

Но и это не все. Анализ причин увольнения зарегистрированных без­работных показал, что из них лишь 20,5 % уволились по причинам, кото­рые действительно можно квалифи­цировать как их "собственное жела­ние": переезд на другое место житель­ства, состояние здоровья и семейные обстоятельства, конфликт с руковод­ством, неподходящий режим работы и т.п. Остальные 79,5 % ушли с работы по так называемым экономическим причинам: из-за хронических невы­плат заработной платы, низкого ее уровня, периодических остановок предприятия и длительных неоплачи­ваемых отпусков.

 

44

Руководители районных центров занятости убеждены, что официаль­ный уровень безработицы ниже ре­ального. Ответы на вопрос о причинах такого расхождения распределились следующим образом: люди предпочи­тают сами искать работу - 52,7 %; пе­ребиваются временными подработка­ми - 29,7; не верят в реальность трудо­устройства через службы занятости -14,9; не обращаются к их услугам из-за отдаленности от населенных пунк­тов - 2,7 %. Ни в одном из ответов не названы такие, довольно распростра­ненные в 1993 г. причины, как: "не знали о существовании службы заня­тости , не обращались потому что стыдно быть безработным".

Среди причин обращения в служ­бу занятости тех, кто не имел работы, достаточно высока доля ищущих ва­кансии. Это расходится со сложив­шимся у государственных чиновников мнением, что безработные приходят на биржи труда не для того, чтобы ис­кать работу, а лишь с целью получить право на пособие и "безбедно" суще­ствовать за государственный счет. В последнее время участились и выска­зывания федеральных чиновников по поводу существующей системы вы­плат пособий: она-де стимулирует не поиск работы, а иждивенчество. Да и у некоторых экспертов, разделяющих (хотя и не в столь категоричной фор­ме) данную точку зрения, сложился довольно устойчивый стереотип: без­работный - преуспевающий человек, приезжающий на "Мерседесе" за по­собием, которое превышает среднюю заработную плату в регионе, или "чел­нок", имеющий приличные доходы и только числящийся безработным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

2.2.2 НАПРЯЖЕННОСТЬ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В условиях устойчивого спада производства нарастание напряженности на рынке труда неизбежно. Тот факт, что темпы снижения занятости в России существенно отстают от темпов экономического спада, свидетельствует лишь о специфике проявления этой напряженности, но не об отсутствии самой проблемы. Неблагополучная ситуация на рынке труда отражается и на настроениях населения. Если в преддверии экономических реформ, по данным ВЦИОМ, 27 % респондентов придерживались мнения, что безработица в определенной степени даже полезна и необходима, то к 1997 г. их число умень­шилось до 19 %, а доля граждан, считающих безработицу недопусти­мой, возросла за тот же период с 39 до 52 %.

Падение экономической активности населения в 90-е годы. Чис­ленность экономически активного населения с конца 1993 г. по ок­тябрь 1997 г. сократилась на 2,4 млн. человек и составила 49 % общей численности населения страны. Тенденция к снижению экономической активности населения в России в определенной мере закономер­на. Отмена обязательной занятости в общественном производстве, обретение людьми права свободно выбирать, вступать им или нет в отношения на рынке труда, должны были способствовать доброволь­ному выходу части занятых, прежде всего женщин, из состава рабо­чей силы. В то же время, по нашим оценкам, сокращение экономи­чески активного населения во многом происходило за счет традици­онно уязвимых категорий работников - лиц предпенсионного возрас­та, инвалидов, женщин, молодежи. Особые опасения вызывает без­работица среди молодежи: в настоящее время по крайней мере 2 млн. молодых людей не учатся и не работают, либо находясь на иждивении родственников, либо перебиваясь случайными заработками. В результате у них формируется "культура безработицы", что чревато негативными социальными последствиями.

Сокращение занятости. С начала экономических преобразова­ний численность занятых сократилась на 8,2 млн. человек, однако темпы такого сокращения были значительно ниже темпов общего спада в экономике. Если с 1990 г. по октябрь 1997 г. объем ВВП в реальном выражении уменьшился на 37,2 %, то снижение занятости, по данным официальной статистики, составило 11,0 %.

Резкий рост регистрируемой безработицы. В 1992-1997 гг. чис­ленность регистрируемых безработных увеличилась более чем втрое, а уровень регистрируемой безработицы в конце 1997 г. составил 2,8 %. Уровень же безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, повы­сился за указанный период почти вдвое и осенью 1997 г. достиг 9,1 % (см. табл. 1).

Т а б л и ц а  1 Численность безработных в соответствии с методологией ФСЗ и МОТ

 

 

На конец

года

Регистри­руемые

незанятые (млн. человек)

Регистрируемые безработ­ные (млн.

человек)

Уровень

регистрируемой

безработицы (%)

Безработ­ные по методологии

МОТ (млн.

человек)

Уровень

безработицы по

методологии МОТ (%)

Доля реги­стрируемых

безработных

в общей чис­ленности без­

работных (%)

1992г.

1,0

0,6

0,1

3,6

4,7

16,6

1993 г.

1,1

0,8

0,1

4,2

5,5

19,0

1994 г

2,0

1,6

2,2

5,5

7,4

28,6

1995 г.

2,5

2,3

2,7

6,0

^ 7,8

38,3

1996 г.

2,9

2,6

3,4

6,8

9,3

40,0

1.11.1997

2,3

2,1

2,8

6,5

9,1

32,5

Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России