Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат
При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.
Введение стр. 4
I. Политика занятости в России
1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5
1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7
1.3 Сфера занятости
1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12
1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения
1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16
1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18
1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19
1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21
1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26
II. Российская политика на рынке труда
2.1 Становление российского рынка труда стр. 39
2.2 Российский рынок труда
2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42
2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46
2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58
2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62
2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69
III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.
Заключение стр.
В целом удавалось поддерживать относительно устойчивый (с учетом роста структурно-профессиональных и социально-демографических несоответствий на рынке труда) уровень трудоустройства безработных, в том числе на подходящую работу. В течение рассматриваемого периода он составлял 27,0 % (1992 г.), 35,0 (1993 г.), 15,1 (1994 г.), 21,4 (1995 г.) и 18,9 % (1996 г.) общего числа зарегистрированных безработных (или в среднем 21,2 %).
Однако все большее значение приобретало предоставление в полном объеме гарантий занятости. Это требовало организации специализированных (включая психологические) консультаций, экспертизы профессиональной квалификации и трудоспособности, усиления взаимосвязи трудоустройства и профобучения, использования гибких, нестандартных форм занятости безработных и т.д.
На этапе формирования диверсифицированного рынка труда Москвы при проведении политики занятости особая роль отводилась созданию информационно-маркетингового пространства взаимодействия работодателей и работополучателей, проведению работы по развитию новых форм трудового посредничества, таких, как ярмарки вакансии, дни специалистов, предварительный подбор кадров по заявкам работодателей, направление желающих на временные, сезонные, неотложные работы. Была создана система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, группового и индивидуального консультирования по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профобучения и т.д.
Использование активных форм трудового посредничества позволило осуществлять "разгрузку" регулируемого рынка труда на основе установления непосредственных и договорных отношений работников с работодателями, изыскания дополнительных вакансий, отвечающих социальному н профессиональному составу работников. В этот период особое внимание уделялось правовому просвещению незанятого населения на рынке труда, освоению социальных функций регулирования занятости и безработицы.
Одновременно шел процесс дифференциации и специализации функции обеспечения неконкурентоспособных работников и социально незащищенных граждан: организация трудоустройства инвалидов на специализированных производствах (часто с предварительным обучением), женщин и подростков на создаваемых в особом порядке рабочих мостах, реализация специальных проектов обеспечения занятости и социально-трудовой адаптации к рынку труда, предоставление социальных гарантий безработным.
Следует отметить, что поддержание доходов неконкурентоспособных безработных (выплата пособий и материальная помощь, акции гуманитарного характера и т.п.) довольно часто осуществлялось вне связи с утраченным заработком, прошлым трудом и занятиями. Фактически они принимали форму социального обеспечения, реализуемого посредством службы занятости. Поэтому многие ее клиенты смотрели на нее как на своего рода "собес" для безработных. Вместе с тем Департамент труда и занятости правительства Москвы одним из первых приступил к формированию и осуществлению активной политики на рынке труда. Для проектируемых активных действий в качестве исходных были поставлены задачи достижения реальных гарантий занятости, предусмотренных законом.
На этой основе сформировались главные направления активной политики занятости:
- обеспечение занятости неконкурентоспособных и малозащищенных на рынке работников при помощи специальных форм поддержки: сохранения и создания специальных рабочих мест, профориентации и профобучения с гарантией трудоустройства (среди них инвалиды, одинокие женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, подростки);
- переподготовка (переквалификация) высвобожденных работников, трудоустройство которых по специальности осложнено структурной безработицей; профессиональное обучение длительное время незанятых безработных, утративших квалификацию по основной специальности;
- создание и перепрофилирование рабочих мест в рыночном секторе экономики, обеспечивающие реструктуризацию занятости работающих и трудоустройство вынужденно безработных в соответствии со специальностью (профессией) и поддержку малого и среднего предпринимательства.
Последнее направление деятельности в 1995-1997 гг. составило фундамент проведения более масштабных мероприятии: экономическая поддержка крупных и крупнейших предприятий и стабилизация занятости в градообразующих отраслях; предотвращение массовых высвобождении работников и предоставление компенсаций; внутрипроизводственное обучение. Служба занятости взяла на себя функции целевого финансирования строительства и эксплуатации объектов пищевой промышленности, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, предприятий бытового и коммунального обслуживания населения. В значительной мере это было связано, с одной стороны, с углублявшимся кризисом индустрии, недофинансированием объектов городского хозяйства и социальной сферы, сопровождавшимся быстрым ростом потенциальной и скрытой безработицы, с другой - с относительно стабильной обстановкой на регулируемом рынке труда при минимальной регистрируемой безработице (0,4-0,9 % экономически активного населения).
В результате активная политика занятости "дрейфовала" в направлении инвестиционной поддержки экономики как совокупности рабочих мест, выполняя функции их внебюджетного финансирования (около 2/3, на безвозвратной основе), рассматриваемого в контексте мер, упреждающих массовую безработицу. При этом был сделан новый шаг - от создания новых рабочих мест в рыночном секторе экономики и в сфере самозанятости к их сохранению на действующих предприятиях: более 12 тыс. в 1996 г., что превысило стартовый показатель 1992 г. почти в 13 раз. В итоге поддержание одного рабочего места практически в 10 раз превысило стоимость профобучения безработного рабочей специальности, в 6 раз - содействия самозанятости и в 4 раза - переподготовки одного специалиста.
Проведение реалистичной политики занятости в Москве потребует активных действий по устранению структурных несоответствий спроса и предложения рабочей силы. Основой активных мер на рынке труда становится опережающее обучение высвобождаемых работников и "структурных" безработных, их направленное профессиональное консультирование, информирование, подбор подходящей работы, содействие самозанятости. При этом необходимо решительно отказаться от финансирования (авансирования) службой занятости неэффективного капитала.
Поддержку занятости в избирательном порядке следует рассматривать как временный протекционизм службы занятости по отношению к экономическим рабочим местам, имеющий целью повышение эффективности их функционирования. Эта поддержка, осуществляемая преимущественно на возвратной основе (в том числе в виде краткосрочных кредитов), должна способствовать повышению уровня квалификации работников, производительности и эффективности их труда, расширять сферу продуктивной занятости и развивать ее формы, увеличивая совокупный спрос на рабочую силу по мере подъема производства, а главное - поддерживать реальную зарплату в соответствии со стандартами прожиточного минимума.
В данном отношении активная политика связана с инвестициями в работников, обеспечивающих процесс воспроизводства рабочей силы на основе взаимосвязи труда и занятости. Ее реальная перспектива состоит в содействии прогрессу рыночной экономики, повышению качества рабочей силы за счет профессионально-квалификацион
Пересмотр политики занятости требует ревизии, отбора и корректировки реализуемых в настоящее время программ, проектов и мер на основе оценки результатов деятельности службы занятости для определения наиболее эффективных в социально-экономическом отношении направлений, форм и методов работы.
2.5 СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РЫНКА ТРУДА
Централизованная политика занятости, основанная на дорогостоящих мерах по упреждению безработицы путем экономической поддержки неплатежеспособных и убыточных предприятии, исчерпала потенциал своего поступательного развития, включая и ресурсы федерального и региональных фондов. Встает вопрос об отказе от экстенсивных и поэтому малоэффективных действии, что требует перехода к новой парадигме рынка труда. Предлагаемая политика должна быть направлена на последовательную реструктуризацию занятости в соответствии с динамикой рыночного сектора экономики и развитием региональных рынков труда. В ее задачи следует включить: стремление к достижению (насколько это возможно) равновесия спроса и предложения рабочей силы с использованием регуляторов рынка труда; повышение его проводимости за счет трудовой мобильности и миграции населения в регионах страны и между ними; трудовую активизацию и адаптацию безработных к новым условиям занятости на принципах социального страхования вынужденной безработицы.
Особое значение приобретают информационно-консультационное обслуживание открытого рынка труда, активное трудовое посредничество между работодателями и работополучателями. Гарантии занятости, предоставляемые безработным, должны носить четко выраженный трудовой характер, содействовать их адаптации к структуре спроса на рабочую силу, повышению профессионально-
Перспективным направлением развития инфраструктуры рынка труда становится "социализация" службы занятости на открытом рынке труда на принципах социального партнерства. Это касается организации трудового посредничества, трудоустройства безработных и выплаты пособий, управления службой занятости. В результате можно повысить социально-экономическую эффективность регулирования рынка труда на основе содействия профессионально-трудовой мобильности рабочей силы, в том числе за счет организационно-финансового обеспечения процессов реструктуризации занятости, совершенствования форм профобучения и переподготовки высвобождаемых работников, усиления координации с профессиональными союзами и объединениями предпринимателей, повышения роли коллективных договоров в регулировании профессиональной занятости.
Проведение активной политики занятости предполагает реализацию комплекса организационных мер:
- концентрацию заявленного спроса и предложения рабочей силы в информационных банках бирж труда, развитие инфраструктуры рынка труда путем создания специализированных служб информационно-
- широкое использование активных и специализированных форм трудового посредничества: ярмарок вакансий, дней специалистов, открытых рынков труда и т.п. Этому могут способствовать "приватизация" части посреднических функций службы занятости на основе создания общественных некоммерческих организаций содействия трудоустройству, разработка специальных технологий профотбора работников по заявкам предприятий;
- содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности незанятых работников в соответствии с развитием конъюнктуры регионального и локальных рынков труда, в том числе путем профинформации, профориентации, консультаций и профобучения (переобучения), включая помощь службы занятости при перемене занятий, переезде к новому месту работы;
- регулирование продолжительности безработицы на основе использования рациональных процедур регистрации, учета и переучета безработных, корректировки предоставляемых социальных гарантий в соответствии с изменением ситуации на региональном рынке труда;
- переход к социальному страхованию от безработицы как финансово-организационной системе, адекватной потребностям регулирования рынка труда; формирование целевых региональных фондов содействия занятости с привлечением дополнительных источников (средств государственного бюджета, региональных и отраслевых внебюджетных фондов, ссуд и кредитов, целевых взносов, пожертвований и др.);
- организацию деятельности службы занятости как части единого регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией; развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой на рынке труда.
Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема соотношения спроса и предложения рабочей силы. В условиях роста безработицы ее решение может достигаться не только на основе мер, обеспечивающих соразмерное увеличение экономических рабочих мест, но и спонтанного движения свободной рабочей силы к лучшим условиям занятости. Кроме того, реализация активных действий, направленных на повышение конкурентоспособности работников и эффективности занятости, в том числе проведение в необходимых случаях протекционистских мер, может стимулировать спрос на труд.
Активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Повышение трудовой мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Одно из важных направлении регулирования безработицы - выработка новых подходов к решению данной проблемы в переходной экономике при проведении политики занятости. Результатом регулирования безработицы объективно является ее "сепарирование" на мобильный резерв рабочей силы и его активизацию на локальных рынках труда с помощью службы занятости, а также на неконкурентоспособную и немобильную ("балластную") части, то есть тех безработных, которые рассчитывают главным образом на социальные гарантии. Практика показывает, что с возрастанием хронической маргинальной безработицы повышается нагрузка на бюджет фондов занятости в связи с выплатами пособий и оказанием материальной помощи, а также увеличиваются затраты пассивной политики поддержки доходов безработных.
Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России