Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

В целом удавалось поддерживать относительно устойчивый (с учетом роста структурно-профессиональных и социально-демогра­фических несоответствий на рынке труда) уровень трудоустройства безработных, в том числе на подходящую работу. В течение рассмат­риваемого периода он составлял 27,0 % (1992 г.), 35,0 (1993 г.), 15,1 (1994 г.), 21,4 (1995 г.) и 18,9 % (1996 г.) общего числа зарегистриро­ванных безработных (или в среднем 21,2 %).

Однако все большее значение приобретало предоставление в пол­ном объеме гарантий занятости. Это требовало организации специа­лизированных (включая психологические) консультаций, эксперти­зы профессиональной квалификации и трудоспособности, усиления взаимосвязи трудоустройства и профобучения, использования гиб­ких, нестандартных форм занятости безработных и т.д.

На этапе формирования диверсифицированного рынка труда Москвы при проведении политики занятости особая роль отводилась созданию информационно-маркетингового пространства взаимодей­ствия работодателей и работополучателей, проведению работы по развитию новых форм трудового посредничества, таких, как ярмар­ки вакансии, дни специалистов, предварительный подбор кадров по заявкам работодателей, направление желающих на временные, се­зонные, неотложные работы. Была создана система массового ин­формирования граждан и работодателей о спросе и предложении ра­бочей силы, группового и индивидуального консультирования по воп­росам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профобучения и т.д.

Использование активных форм трудового посредничества позво­лило осуществлять "разгрузку" регулируемого рынка труда на осно­ве установления непосредственных и договорных отношений работ­ников с работодателями, изыскания дополнительных вакансий, отве­чающих социальному н профессиональному составу работников. В этот период особое внимание уделялось правовому просвещению не­занятого населения на рынке труда, освоению социальных функций регулирования занятости и безработицы.

Одновременно шел процесс дифференциации и специализации функции обеспечения неконкурентоспособных работников и социаль­но незащищенных граждан: организация трудоустройства инвалидов на специализированных производствах (часто с предварительным обучением), женщин и подростков на создаваемых в особом порядке рабочих мостах, реализация специальных проектов обеспечения за­нятости и социально-трудовой адаптации к рынку труда, предостав­ление социальных гарантий безработным.

Следует отметить, что поддержание доходов неконкурентоспо­собных безработных (выплата пособий и материальная помощь, ак­ции гуманитарного характера и т.п.) довольно часто осуществлялось вне связи с утраченным заработком, прошлым трудом и занятиями. Фактически они принимали форму социального обеспечения, реали­зуемого посредством службы занятости. Поэтому многие ее клиенты смотрели на нее как на своего рода "собес" для безработных. Вместе с тем Департамент труда и занятости правительства Москвы одним из первых приступил к формированию и осуществлению активной политики на рынке труда. Для проектируемых активных действий в качестве исходных были поставлены задачи достижения реальных гарантий занятости, предусмотренных законом.

На этой основе сформировались главные направления активной политики занятости:

- обеспечение занятости неконкурентоспособных и малозащи­щенных на рынке работников при помощи специальных форм под­держки: сохранения и создания специальных рабочих мест, профориентации и профобучения с гарантией трудоустройства (среди них инвалиды, одинокие женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, подростки);

- переподготовка (переквалификация) высвобожденных работ­ников, трудоустройство которых по специальности осложнено струк­турной безработицей; профессиональное обучение длительное вре­мя незанятых безработных, утративших квалификацию по основ­ной специальности;

- создание и перепрофилирование рабочих мест в рыночном сек­торе экономики, обеспечивающие реструктуризацию занятости рабо­тающих и трудоустройство вынужденно безработных в соответствии со специальностью (профессией) и поддержку малого и среднего пред­принимательства.

Последнее направление деятельности в 1995-1997 гг. соста­вило фундамент проведения более масштабных мероприятии: эко­номическая поддержка крупных и крупнейших предприятий и стабилизация занятости в градообразующих отраслях; предотвращение массовых высвобождении работников и предоставление компенсаций; внутрипроизводственное обучение. Служба заня­тости взяла на себя функции целевого финансирования строи­тельства и эксплуатации объектов пищевой промышленности, здравоохранения, образования, социальной защиты населения, предприятий бытового и коммунального обслуживания населе­ния. В значительной мере это было связано, с одной стороны, с углублявшимся кризисом индустрии, недофинансированием объек­тов городского хозяйства и социальной сферы, сопровождавшимся быстрым ростом потенциальной и скрытой безработицы, с другой - с относительно стабильной обстановкой на регулируемом рынке труда при минимальной регистрируемой безработице (0,4-0,9 % экономически активного населения).

В результате активная политика занятости "дрейфовала" в на­правлении инвестиционной поддержки экономики как совокупности рабочих мест, выполняя функции их внебюджетного финансирова­ния (около 2/3, на безвозвратной основе), рассматриваемого в кон­тексте мер, упреждающих массовую безработицу. При этом был сде­лан новый шаг - от создания новых рабочих мест в рыночном секторе экономики и в сфере самозанятости к их сохранению на действую­щих предприятиях: более 12 тыс. в 1996 г., что превысило стартовый показатель 1992 г. почти в 13 раз. В итоге поддержание одного рабо­чего места практически в 10 раз превысило стоимость профобучения безработного рабочей специальности, в 6 раз - содействия самозаня­тости и в 4 раза - переподготовки одного специалиста.

Проведение реалистичной политики занятости в Москве потре­бует активных действий по устранению структурных несоответствий спроса и предложения рабочей силы. Основой активных мер на рын­ке труда становится опережающее обучение высвобождаемых работ­ников и "структурных" безработных, их направленное профессио­нальное консультирование, информирование, подбор подходящей ра­боты, содействие самозанятости. При этом необходимо решительно отказаться от финансирования (авансирования) службой занятости неэффективного капитала.

Поддержку занятости в избирательном порядке следует рассмат­ривать как временный протекционизм службы занятости по отноше­нию к экономическим рабочим местам, имеющий целью повышение эффективности их функционирования. Эта поддержка, осуществляе­мая преимущественно на возвратной основе (в том числе в виде крат­косрочных кредитов), должна способствовать повышению уровня квалификации работников, производительности и эффективности их труда, расширять сферу продуктивной занятости и развивать ее фор­мы, увеличивая совокупный спрос на рабочую силу по мере подъема производства, а главное - поддерживать реальную зарплату в соот­ветствии со стандартами прожиточного минимума.

В данном отношении активная политика связана с инвестиция­ми в работников, обеспечивающих процесс воспроизводства рабо­чей силы на основе взаимосвязи труда и занятости. Ее реальная перспектива состоит в содействии прогрессу рыночной экономики, повышению качества рабочей силы за счет профессионально-квали­фикационного совершенствования работников, эффективного вклю­чения безработных в производственные процессы, сокращения по­терь труда вследствие продолжительности долговременной и скры­той форм безработицы.

Пересмотр политики занятости требует ревизии, отбора и кор­ректировки реализуемых в настоящее время программ, проектов и мер на основе оценки результатов деятельности службы занятости для определения наиболее эффективных в социально-экономическом отношении направлений, форм и методов работы.



 

 

 

 

 

2.5 СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА РЫНКА ТРУДА

Централизованная политика занятости, основанная на дорого­стоящих мерах по упреждению безработицы путем экономической под­держки неплатежеспособных и убыточных предприятии, исчерпала потенциал своего поступательного развития, включая и ресурсы фе­дерального и региональных фондов. Встает вопрос об отказе от эк­стенсивных и поэтому малоэффективных действии, что требует пере­хода к новой парадигме рынка труда. Предлагаемая политика долж­на быть направлена на последовательную реструктуризацию занятос­ти в соответствии с динамикой рыночного сектора экономики и раз­витием региональных рынков труда. В ее задачи следует включить: стремление к достижению (насколько это возможно) равновесия спроса и предложения рабочей силы с использованием регуляторов рынка труда; повышение его проводимости за счет трудовой мобильности и миграции населения в регионах страны и между ними; трудовую ак­тивизацию и адаптацию безработных к новым условиям занятости на принципах социального страхования вынужденной безработицы.

Особое значение приобретают информационно-консультационное обслуживание открытого рынка труда, активное трудовое посредни­чество между работодателями и работополучателями. Гарантии занято­сти, предоставляемые безработным, должны носить четко выраженный трудовой характер, содействовать их адаптации к структуре спроса на рабочую силу, повышению профессионально-квалификационной и территориальной мобильности, активному поиску работы и занятий. Выплата пособий по безработице, увязанных со стажем работы, с реально утраченным заработком, периодом уплаты страховых взносов, позволит исключить социальных иждивенцев и "мнимых" безработ­ных из числа получателей материальной помощи службы занятости.

Перспективным направлением развития инфраструктуры рынка труда становится "социализация" службы занятости на открытом рынке труда на принципах социального партнерства. Это касается организации трудового посредничества, трудоустройства безработных и выплаты пособий, управления службой занятости. В результате можно повысить социально-экономическую эффективность регули­рования рынка труда на основе содействия профессионально-трудо­вой мобильности рабочей силы, в том числе за счет организационно-финансового обеспечения процессов реструктуризации занятости, со­вершенствования форм профобучения и переподготовки высвобож­даемых работников, усиления координации с профессиональными союзами и объединениями предпринимателей, повышения роли кол­лективных договоров в регулировании профессиональной занятости.

Проведение активной политики занятости предполагает реализа­цию комплекса организационных мер:

- концентрацию заявленного спроса и предложения рабочей силы в информационных банках бирж труда, развитие инфраструк­туры рынка труда путем создания специализированных служб информационно-консультационного обслуживания работополучателей и работодателей;

- широкое использование активных и специализированных форм трудового посредничества: ярмарок вакансий, дней специалистов, открытых рынков труда и т.п. Этому могут способствовать "привати­зация" части посреднических функций службы занятости на основе создания общественных некоммерческих организаций содействия тру­доустройству, разработка специальных технологий профотбора ра­ботников по заявкам предприятий;

- содействие трудовой, профессиональной и территориальной мобильности незанятых работников в соответствии с развитием конъюнктуры регионального и локальных рынков труда, в том числе путем профинформации, профориентации, консультаций и профобу­чения (переобучения), включая помощь службы занятости при пере­мене занятий, переезде к новому месту работы;

- регулирование продолжительности безработицы на основе ис­пользования рациональных процедур регистрации, учета и переучета безработных, корректировки предоставляемых социальных гарантий в соответствии с изменением ситуации на региональном рынке труда;

- переход к социальному страхованию от безработицы как финан­сово-организационной системе, адекватной потребностям регулирова­ния рынка труда; формирование целевых региональных фондов со­действия занятости с привлечением дополнительных источников (средств государственного бюджета, региональных и отраслевых внебюджет­ных фондов, ссуд и кредитов, целевых взносов, пожертвований и др.);

- организацию деятельности службы занятости как части едино­го регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией; развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой на рынке труда.

Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема соотношения спроса и предложения рабочей силы. В условиях роста безработицы ее решение может достигаться не только на основе мер, обеспечивающих соразмерное увеличение экономических рабочих мест, но и спонтанного движения свободной рабочей силы к лучшим услови­ям занятости. Кроме того, реализация активных действий, направлен­ных на повышение конкурентоспособности работников и эффективно­сти занятости, в том числе проведение в необходимых случаях протек­ционистских мер, может стимулировать спрос на труд.

Активная политика занятости должна способствовать уменьше­нию структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявлен­ному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благопри­ятной конъюнктурой. Повышение трудовой мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в регионах с кри­тической ситуацией на рынке труда.

Одно из важных направлении регулирования безработицы - вы­работка новых подходов к решению данной проблемы в переходной экономике при проведении политики занятости. Результатом регулиро­вания безработицы объективно является ее "сепарирование" на мобиль­ный резерв рабочей силы и его активизацию на локальных рынках труда с помощью службы занятости, а также на неконкурентоспособную и немобильную ("балластную") части, то есть тех безработных, которые рассчитывают главным образом на социальные гарантии. Практика показывает, что с возрастанием хронической маргинальной безработи­цы повышается нагрузка на бюджет фондов занятости в связи с выпла­тами пособий и оказанием материальной помощи, а также увеличиваются затраты пассивной политики поддержки доходов безработных.

Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России