Государственная политика в сфере труда в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.

Оглавление

Введение стр. 4

I. Политика занятости в России

1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5

1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7

1.3 Сфера занятости

1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12

1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения

1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16

1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18

1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19

1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21

1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26



II. Российская политика на рынке труда

2.1 Становление российского рынка труда стр. 39

2.2 Российский рынок труда

2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42

2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46

2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58

2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62

2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69

III. Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.

Заключение стр.

Файлы: 1 файл

Referat 2.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

Перспективные направления политики занятости

Безработица в 6-7 % (по оценке МОТ) в России, где на протяжении 70 лет господствовала идеология полной занятости, вос­принимается болезненно. Ситуация усугубляется в связи с неотработанностью меха­низмов помощи безработным и скудостью ресурсов, которые государство может выде­лить на эти цели. Однако по международ­ным стандартам подобная норма безрабо­тицы не является катастрофической. Кроме того, вопрос заключается не в уровне без­работицы как таковой, а в том, какие про­цессы и тенденции он отражает. За одинаковым синтетическим показателем может скрываться принципиально различная ситуация в сфере занятости.

В условиях активного рынка труда срав­нительно большое число лиц по тем или иным причинам попадает в течение года в ряды безработных, однако продолжитель­ность таких периодов невелика. Примером являются США, удерживающие первое ме­сто в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих мест. Динамизм американского ры­нка труда способствовал формированию "нового взгляда" на безработицу как на распространенное, но кратковременное яв­ление. При этом, однако, американцы все­рьез обеспокоены низким качеством новых рабочих мест. Проблема их "обогащения" является сегодня одной из ключевых в аме­риканской политике занятости.

Иная ситуация сложилась в Европе и Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах рынка и возрастание численности и удель­ного веса длительно безработных, посте­пенно теряющих связь с рынком и утрачи­вающих свои знания и навыки. Угроза фор­мирования у этих слоев "культуры безрабо­тицы" побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.

Однако во всех случаях политика заня­тости подчинена ключевой стратегической задаче - предоставлению каждому трудо­способному члену общества не просто лю­бой работы, а возможности в наибольшей степени развить и реализовать свой потен­циал, получая соответственно достойное вознаграждение за свой труд. Политика по­мощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработ­ным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капита­ла (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобрете­ния и эффективного использования чело­веческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам-профессио­налам как наиболее дорогостоящей и цен­ной категории работников.

Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения заня­тости в отраслях, требующих труда высоко­го качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущест­венно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание дли­тельной застойной безработицы.

Ha данных проблемах и должна сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимство­вать отдельные меры и программы, исполь­зуемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за иск­лючением Швеции) большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расхо­дует на меры пассивного характера - выпла­ту пособий по безработице. Вместе с тем отчетливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер. Однако да­леко не все из них могут быть широко использованы в России.

Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возмо­жно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы.

Речь идет, в частности, о выплате пред­приятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы, в течение ограниченного периода времени субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников. Как правило, по­добная мера применяется для стимулирова­ния найма длительно безработных и моло­дежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях допол­нительных рабочих мест, но содействует занятости тех контингентов, перспективы которых наименее благоприятны. В резуль­тате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.

Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное ее преимущество - адресный характер. При наличии хотя бы минималь­ных средств такие программы наиболее ра­ционально использовать на финансирова­ние инфраструктурных проектов (дорог, мостов), в том числе в сельской местности. Это не только позволяет предоставить лю­дям работу, но дает импульс развитию хо­зяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнитель­ные возможности занятости. Прямые госу­дарственные вложения в создание рабочих мест целесообразно направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспо­собностью.

Значительно лучшую перспективу в российских условиях могут иметь активные меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предло­жения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гиб­ких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятью неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодате­лей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать по­следствия распространения гибких форм занятости в России и выработать адекват­ные методы регулирования этой сферы.

Представляется очень важным содейст­вовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков. Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объ­ема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работ­ники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансо­вых ресурсов предпочти­тельней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.

Распространение гибких форм занято­сти в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать ра­боту по специальности, требующую соот­ветствующей профессиональной подготов­ки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей осо­бой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бед­ности. Это позволило бы, притормозить деградацию совокупной ра­бочей силы.

Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпу­скавши этом плане интересен опыт Дании, где с 1994 г. действует программа, в рамках которой работники имеют право на получе­ние полностью или частично оплачиваемо­го отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельст­вам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занято­сти в результате добровольной ротации. Особо поощряются отпуска в целях попол­нения образования .

В ряде латиноамериканских стран раз­работаны программы стимулирования добровольных долгосрочных отпусков государ­ственных служащих. Задача таких прог­рамм - обеспечить государственным служа­щим возможность временно оставить рабо­ту и заняться частным бизнесом. За ушед­шими в долгосрочный отпуск сохраняется стаж и право на пенсию, им выплачивается единовременное пособие в размере не­скольких месячных заработных плат. Как показал опыт, это не ведет к снижению дееспособности госаппарата.

Важнейшим направлением политики за­нятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это напра­вление представляется перспективным для России, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб, биз­нес-инкубаторов и т.д. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те потенциальные предприниматели и микропредприятия, ко­торые ориентированы на производство не­обходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества.

В странах с развитой рыночной экономи­кой наблюдается усиление и пассивной политики занятости. Для России представляют интерес два вида про­грамм:

• увязка получения пособия с професси­ональной подготовкой, переподготовкой или получением дополнительного образования;

• использование в целях получения дополнительного образования и переподго­товки вынужденных отпусков.

В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиции на рынке труда работников с высоким уровнем образования. Для решения их специфических проблем во многих евро­пейских странах (в Великобритании, Фран­ции, Дании и др.) действуют специальные подразделения национальных служб заня­тости.

Итак, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсиди­рование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие фор­мированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабо­чих мест, когда они появятся. Представля­ется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.

Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.

В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новая система страхования от безработицы

Существующая практика работы с безработным населением долж­на быть пересмотрена, поскольку не только стала кардинально иной общеэкономическая ситуация в стране по сравнению с 1992 г., но и изменились финансовые возможности для осуществления активной и пассивной политики на рынке труда. Альтернативой сложившейся сис­теме выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах - страхование риска оказаться без работы.

Чтобы перейти к новой модели, необходимо прежде всего при­знать следующее:

- безработица - острейшая общенациональная проблема совре­менной России, смягчить последствия которой вполне реально;

- безработные - граждане России, нуждающиеся в защите госу­дарства на период поиска работы независимо от места их прожива­ния - в богатой Москве или бедной Ивановской области. Важной ее составляющей является обеспечивающее достойное существование пособие по безработице;

- страхование от безработицы - один из главных элементов системы социальных амортизаторов экономического кризиса.

Для реализации названного подхода нужно: образовать единый общероссийский Страховой фонд занятости/безработицы (СФЗ), аккумулирующий налоговые поступления из всех регионов и пере­распределяющий финансовые ресурсы в регионы в зависимости от экономической ситуации; оптимизировать структуру и размеры нало­говых отчислений в СФЗ; законодательно изменить порядок расхо­дов СФЗ; внести изменения и дополнения в закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", касающиеся принципов и условий предоставления пособий (страховок) по безработице, шкалы рас­четов пособий и их размеров; отказаться от непродуманной и декла­ративной активной политики на рынке труда.

В период экономического спада приоритет должен быть отдан не высокозатратной и малоэффективной активной политике (по крайней мере в тех формах, в которых она осуществляется сегод­ня), а такой пассивной политике на рынке труда, которая прово­дится во всех странах с рыночной экономикой. Это не означает, что следует отказаться от всех форм активной политики. Но ис­точники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда должны быть разделены во времени и пространстве. Про­ведение активной политики - это прерогатива государства, а не фонда занятости, формируемого только за счет средств работода­телей, поскольку она требует больших вложений в создание рабо­чих мест, организацию систем и институтов подготовки и перепод­готовки не только безработных, но всего экономически активного населения. В настоящее время целесообразно оставить в ведении ФСЗ и фонда занятости только те ее направления, которые выте­кают из закона РФ "О занятости населения в Российской Федера­ции", а в перспективе можно перейти к их частичному финансиро­ванию государством.

Информация о работе Государственная политика в сфере труда в современной России