Политико-правовой режим в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение политико-правового режима в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в нижеследующем:
Изучение сущности политико-правовых режимов;
Описание назначения политико-правового режима;
Исследование классификации политико-правовых режимов;
Анализ характеристики различных видов политико-правовых режимов;
Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовых режимов 5
1.1. Сущность политико-правовых режимов 5
1.2. Назначение политико-правового режима 10
Глава 2. Виды политико-правовых режимов 14
2.1. Классификация политико-правовых режимов 14
2.2. Характеристика различных видов политико-правовых режимов 15
Глава 3. Демократия в Российской Федерации 28
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса 28
3.2. Предметы и перспективы развития существования
демократического режима Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Политико-правовой режим в современной Росс.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

  ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ  БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:

«Теория государства и права»

на тему:

«Политико-правовой режим в современной России.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнил: курсант Картухин К.В.

          Работу проверил: преподаватель  кафедры № 17

Подгорный Н. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Калининград 2011 г

Калининградский институт ФСБ России

 

      Содержание:

Введение            3

Глава 1. Общая  характеристика политико-правовых  режимов   5

1.1. Сущность  политико-правовых режимов      5

1.2. Назначение  политико-правового режима      10

Глава 2. Виды  политико-правовых  режимов      14

2.1. Классификация   политико-правовых  режимов      14

2.2. Характеристика  различных  видов политико-правовых  режимов  15

Глава 3. Демократия в Российской Федерации      28

3.1. Молодая  демократия в Российской Федерации:  история вопроса  28

3.2. Предметы  и перспективы развития существования

демократического  режима Российской Федерации     31

Заключение           35

Список  использованной литературы       37

Приложения           38

 

      Введение

      Актуальность  курсовой работы определяется практическими  потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

     Периоды политических, социальных и экономических  преобразований обостряют интерес  широкой общественности к теоретическим  моделям, связанным с реформированием  системы государственной власти. В настоящее время проблема политических режимов является предметом серьезных научных дискуссий правоведов и политологов. Характеристика данного элемента формы государства позволяет оценить уровень развития основополагающих политических институтов в стране, методов и средств осуществления политической власти, наконец, соответствие механизмов политического управления современным международным стандартам демократического правления. В то же время значимость предмета курсового  исследования в теоретическом аспекте, очевидная необходимость изучения содержания этого государственно-политического явления для практического осуществления процесса демократизации государства, актуального для Российской Федерации, требует создания специального понятийного аппарата и, в первую очередь, генерирования определения политического режима.

      Политический  режим имеет важное значение для  характеристики формы государства  как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком  понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

      Политические  режимы, а также их классификация  представляет большой интерес, и  имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации  политических режимов имеет большое  значение при характеристике государства  и определения его формы.

     В курсовой работе понятие, сущность и виды политико-правовых  режимов будут рассмотрены в классическом понимании данного вопроса. При рассмотрении темы будут рассматриваться не только  общие характеристики, но  приведены действующих или недавно прекративших свое существование политических режимов.

      Целью курсовой  работы  является  изучение      политико-правового режима в современной России.

      Для достижения поставленной   цели  необходимо  решить  ряд  задач,  которые   заключаются  в  нижеследующем:

    1. Изучение сущности политико-правовых режимов;
    2. Описание назначения  политико-правового режима;
    3. Исследование классификации  политико-правовых  режимов;
    4. Анализ характеристики  различных видов политико-правовых режимов;
    5. Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
    6. Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.

     Методы, используемые в работе: метод анализа и синтеза,  исторический, логический.

      Эта тема на протяжении последних десятилетий  поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по-своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав (главы делятся на параграфы), заключения, списка использованной литературы  приложений.

 

      Глава 1. Общая  характеристика политико-правовых  режимов

     1.1. Сущность политико-правовых режимов

     Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.

     Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

     Научная и практическая значимость данной проблемы определяется тем, что в сложившихся условиях требуются обновленные политико-правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные с появлением новых государственных состояний, нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентаций на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе юридических средств и ценностей.

      Вопрос  об этом элементе формы государства  относится к числу не совсем устоявшихся: во-первых, его стали признавать элементом формы государства не так давно - с 1960-х годов; во-вторых, само понятие государственного режима является дискуссионным, еще до конца не ясным. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы1. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма.

      В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т.п.

      Наиболее  часто государственный режим  отождествляется с политическим режимом. Поэтому необходимо вначале уточнить, что представляет собой политический режим, можно ли его называть государственным, и наоборот, а также что такое «режим» вообще.

      Понятие «режим» имеет несколько значений; эти значения возникали постепенно, по мере развития государства и общества.

      В Древнем Риме режим означал управление. Во Франции - управление, порядок, метод осуществления власти, государственный строй. Современное значение этого понятия чрезвычайно разнообразно (режим функционирования органов власти, режим государственной границы, режим экономии, режим правления и т.п.). Точно так же многозначно и использование понятия «политический режим». В некоторых словарях современного русского языка оно трактуется только как государственный строй. Нас же интересует именно политический режим, имеющий непосредственное отношение к способам осуществления государственной власти, поскольку в юридической литературе в настоящее время нет его однозначного понимания, а роль этого понятия среди категорий теории государства и права чрезвычайно важна. В юридической литературе понятие «политический режим» употребляется в широком и узком смысле, как синоним понятия «государственный режим», как понятие, включающее в себя в качестве составной части «государственный режим» и т.п.

      В современных условиях, когда мы начинаем достигать некоторой определенности в различии проблем политологии и теории государства, следует достичь и определенности в понятии и различии категорий «политический режим» и «государственный режим». Первая - это предмет политологии, вторая - предмет общей теории государства и права.

      Политический  режим - совокупность основных приемов, средств и способов осуществления политической власти2. Это система характерных для определенного типа государств политических отношений, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.

      Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, он не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относится к государству, к его деятельности. А, как известно, политическая организация общества и государство - понятия несовпадающие. Именно поэтому политический режим - понятие более широкое, чем государственный режим; оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил, объединенных в политические партии, движения, в том числе и оппозиционные по отношению к государственному режиму.

      В этой связи нельзя признать удачной  характеристику государственного режима как составной части политического режима, охватывающего собой «не только государство, но и все другие элементы политической системы общества»3. Здесь необходима ясность: «политический режим» соотносится с понятием «политическая система общества», а «государственный режим» с понятием «государство». Государственный режим действительно является важнейшей составляющей политического режима, но то, что он охватывает «все другие элементы (кроме государственных) политической системы общества», - весьма спорно. Политические партии определяют для себя цели, тактику, стратегию, решают, с какой из партий вступить в союз для формирования правительства (государственного органа), когда его поддержать, когда нет - это относится к политическому режиму, политической системе. Здесь государство порой ничего не может сделать, в частности не может изменить политическую ситуацию. Более того, союз политических сил может в определенных случаях повлиять на государственный режим (добиться принятия или изменения закона, решения).

      Политический  режим, как уже отмечалось, теснейшим  образом связан с политической системой. Он характеризует весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и осуществлении политической власти. Исходя из политического режима судят о реальной картине политического устройства общества, о характере политических взаимоотношений между его субъектами. В политическом режиме, как отмечает Г.В. Атаманчук, скрыты многие секреты властеотношений, которые нередко камуфлируются, прикрываются благообразным антуражем4.

      Государственный режим более очевиден, он во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами. Эти акты могут быть демократическими по существу и поэтому устанавливающими демократические отношения, или, напротив, могут быть жесткими, запрещающими, повелевающими и тем самым устанавливающими авторитарный, деспотический, командный режим. У политического режима палитра действий более богата, чем у государственного.

      Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки:

  • степень участия народа в формировании политической власти, а также сами способы такого формирования;
  • соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированность прав и свобод личности;
  • характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • степень реализации политической власти непосредственно народом;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • принципы взаимоотношения общества и власти;
  • меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;
  • существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Информация о работе Политико-правовой режим в современной России