Политико-правовой режим в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение политико-правового режима в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в нижеследующем:
Изучение сущности политико-правовых режимов;
Описание назначения политико-правового режима;
Исследование классификации политико-правовых режимов;
Анализ характеристики различных видов политико-правовых режимов;
Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовых режимов 5
1.1. Сущность политико-правовых режимов 5
1.2. Назначение политико-правового режима 10
Глава 2. Виды политико-правовых режимов 14
2.1. Классификация политико-правовых режимов 14
2.2. Характеристика различных видов политико-правовых режимов 15
Глава 3. Демократия в Российской Федерации 28
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса 28
3.2. Предметы и перспективы развития существования
демократического режима Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Политико-правовой режим в современной Росс.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

      В отличие от политического государственный  режим характеризуется следующими качественными признаками:

  • способами и порядком формирования органов государственной власти и управления;
  • распределением компетенции между ветвями власти;
  • характером взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.);
  • государственными гарантиями прав и свобод граждан; реальностью этих прав и свобод;
  • верховенством правовых законов в механизме правового peгулирования;
  • ролью права в решении государственных дел;
  • независимостью судебной власти;
  • независимостью (или зависимостью) и свободой (или несвободой) средств массовой информации от государственного вмешательства;
  • местом и ролью в государственном механизме армии, полиции 
    (милиции), разведки;
  • степенью участия населения страны в управлении государств
  • методами действия государства по разрешению возникающих 
    обществе конфликтов.

      Наличие или отсутствие перечисленных выше признаков в деятельности государства характеризует государственный режим либо как демократический, либо как антидемократический. Уровень демократичности или антидемократичности режима можно измерить числом признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности того или иного государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию указанных двух основных видов государственных режимов.

      Известно, что на режим в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государств влияют множество различных факторов (экономических, социальных, национальных, религиозных и т.д.). Отсюда и множество разновидностей государственных режимов (либеральный, либерально-демократический, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический, тоталитарный).

      1.2. Назначение  политико-правового  режима

     Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму (государственного) политического режима.5

     Таким образом,  термин «политический режим» причисляется к одной из трех  составных формы государства.

     Рассматривая  так форму государства, профессор  Нерсесянц дает определение ее трех элементов:

  1. Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти.
  2. Форма государственного устройства – это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.
  3. Политический режим – это характер, свойство и качество правового порядка осуществления государственной власти (приложение 1).

     Сам термин «политический режим» появился относительно недавно – в середине прошлого века. До этого времени  в научной литературе политический режим не рассматривался  как один из элементов формы государства.  Под формой государства понимали в более широком смысле – образ правления и государственное устройство, а в узком смысле только форму правления.

     Ведущей точкой зрения в теории государства и права стало определение более поздних авторов.

     С формой государства тесно связан политический режим,  значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического  режима (даже если форма правления  и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим не только с формой организации власти,  но и с ее содержанием.

     В современном мире можно говорить о наличии 140-160 режимов, которые незначительно отличаются друг от друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.

     Вот наиболее важные из них:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти;
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и порядок их взаимоотношений;
  • степень гарантированности   прав и свобод граждан;
  • роль права  в жизни общества и решении государственных дел;
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции,  контрразведки, разведки и других аналогичных им структур;
  • степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, управлении государством;
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов (приложение 2).

     Наличие или отсутствие перечисленных выше признаков в деятельности государства  характеризует режим как демократический, либо как антидемократический. Уровень  демократичности или антидемократичности режима можно измерить  числом признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности того или иного государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию указанных двух основных видов государственных режимов.

     Отсюда  и множество разновидностей государственных  режимов (либеральный, либерально-демократический, диктаторский, полицейский, военно-полицейский, бюрократический,   тоталитарный).

     На  разных исторических этапах формируются различные  политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     Так, периоду древности (рабовладение) присущи  режимы:

  • деспотические;
  • теократически-монархические;
  • аристократические;
  • олигархические;
  • рабовладельческой демократии.
  • Во времена средних веков (феодализма) характерны режимы:
  • абсолютистский;
  • режим своеобразной «феодальной демократии»;
  • клерикально-феодальный;
  • милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма».

     В новое и новейшее время (при капитализме) существуют:

    • либеральный;
    • буржуазно-демократический, или конституционный;
    • бонапартистский;
    • военно-полицейский;
    • фашистский;
    • «фашизмоподобный», например, корпоративный или расистско-националистический;
    • диктаторски-монополистический;
    • марионеточный;
    • в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский (приложение 3).

     Опыт  социализма свидетельствует о возможности  проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской (партийной) диктатуры.

 

       Глава 2. Виды  политико-правовых  режимов

      2.1. Классификация   политико-правовых  режимов 

      Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет  большое значение для теории государства  и права.

      Политических  режимов очень много, поскольку  на ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. «Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы».6 В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из  политических режимов следующие четыре:

    • демократический,
    • авторитарный,
    • тоталитарный,
    • либеральный.

      Именно  эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

      Хотя  тоталитарный политический режим считают  крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный  политический режим. Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

      Современная  теория  государства  различает  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический  и  тоталитарный.  Эта  классификация  восходит  еще  к  Платону,  выделявшему,  помимо  «наилучшего  государства»,  тимократию   (господство  благородных  воинов),   олигархию  (правление  богатых  семей),  демократию  и  тиранию;  последняя,  если  пользоваться  современной  терминологией,  есть  тоталитаризм7.

      Тимократия  и  олигархия  были  историей  преодолены  (первая -  полностью,  вторая - частично),  а  демократический  и  тоталитарный  режимы  превратились  ныне  в  господствующие  формы.    Общий  ход  процесса   вырождения,  по  Платону,  таков.  «Наилучшее  государство»  -  идеал,  отличающийся  стабильностью.  Тимократия  отличается  от  него  прежде  всего  элементом  нестабильности:  некогда  единый  патриархальный  класс  расщепляется  под  воздействием  собственнических  интересов  и  конкуренции.  «Скопление  золота  в  кладовых  у  частных  лиц  губит  тимократию,  -  говорил  Платон, -  они,   прежде  всего,  выискивают,  на  что бы  его употребить,  и для этого перетолковывают законы,  мало  считаясь  с ними»8.  Возникает конфликт  между добродетелью  и богатством. 

      2.2. Характеристика  различных  видов  политико-правовых  режимов

     Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик9.

     Термин "авторитаризм", несмотря на его  распространенность, не является строго определенным. В известной степени  мир авторитаризма значительно  более богат и разнообразен, чем  мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло.

     Можно выделить следующие, универсальные  для авторитаризма характеристики. Все авторитарные режимы отличает:

     — стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

     — стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

     — стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные  общественные институты — семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

     — относительно слабая укорененность  власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность  режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

     — перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

Информация о работе Политико-правовой режим в современной России