Политико-правовой режим в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение политико-правового режима в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в нижеследующем:
Изучение сущности политико-правовых режимов;
Описание назначения политико-правового режима;
Исследование классификации политико-правовых режимов;
Анализ характеристики различных видов политико-правовых режимов;
Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовых режимов 5
1.1. Сущность политико-правовых режимов 5
1.2. Назначение политико-правового режима 10
Глава 2. Виды политико-правовых режимов 14
2.1. Классификация политико-правовых режимов 14
2.2. Характеристика различных видов политико-правовых режимов 15
Глава 3. Демократия в Российской Федерации 28
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса 28
3.2. Предметы и перспективы развития существования
демократического режима Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА. Политико-правовой режим в современной Росс.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Среди многочисленных социальных функций политического образования можно выделить:

  • демократизацию массового политического сознания. Сознание обладает деятельностным потенциалом; меняясь, оно способно реально влиять на изменение хода событий;
  • формирование нового поколения политической элиты, высоко профессионального, разделяющего демократические ценности и владеющего "социальной инженерией" - технологиями политических решений, которые способны минимизировать социальную цену реформ;
  • подготовку исследователей и воспроизводство преподавателей политологии.

     Первая  выступает первичной по отношению  к остальным и наиболее важной. Воспроизводство гражданского самосознания в поколениях, вступающих в жизнь, даже в странах со стабильными  демократическими режимами рассматривается как одна из главных целей образования и основных гарантий сохранения демократии. В США, стране с сильными демократическими традициями, ни одной другой проблеме образования не уделяется большего внимания, чем повышение уровня политического знания поколения, вступающего в общественную жизнь.

     В России почти все основные элементы являются следствием запуска, роста  и развития/деградации одного-единственного  геополитического проекта – Российской империи. Московское царство и Советский  Союз являются разными историческими фазами жизни этого проекта, «Петербургский период» тоже, и в этом смысле Питер не несет на себе обеспечивающих жизнь проекта сакрально-символических смыслов, отличных от московских. Он отличен от Москвы как сакрального имперского центра не тем, что с ним связаны другие смыслы, а тем, что в нем представлены не все смыслы, которые есть в Москве. В путинскую эпоху это проявилось с большой иронией: Питер стал кузницей кадров для москвоцентричных проектов, увязанных с присутствующими в Питере смыслами.

       Экономическая глобализация и  приближающийся глобальный мировой  кризис позволяют нам уже сегодня  говорить о том, что единственным  аспектом анализа эффективности  элиты может быть только анализ, в рамках которого выявляются  перспективы России и ее готовность к грядущим переменам. А "суверенная демократия" – это временный, случайно сложившийся, как при Н.С.Хрущеве,  а не долгосрочный формат консолидации элит. Этот формат носит не прорывной, а арьергардный характер, он направлен просто на выживание элиты в существующих условиях с подсознательной установкой, что с внешними силами удастся договориться на определенные условия, при выполнении которых они  позволят ей сохранить ее нынешний статус. Но надежда эта в современном глобально изменяющемся мире совершенно иллюзорна.  Именно это позволяет предположить, что через 20 лет никто и не вспомнит такого понятия, как "суверенная демократия".

 

      Заключение

     Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. В юридической литературе встречаются самые различные его наименования: политический режим, государственно-политический режим, государственно-правовой режим и т.п. Понятие «режим» имеет несколько значений; эти значения возникали постепенно, по мере развития государства и общества. На режим в каждом конкретном государстве, а также в каждом историческом типе государств влияют множество различных факторов. В современном мире можно говорить о наличии 140-160 режимов, которые незначительно отличаются друг от друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы.

     Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет  большое значение для теории государства  и права.

     Наиболее  значительные из  политических режимов  следующие четыре: демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный. Хотя тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим. Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Современная  теория  государства  различает  два  основных  типа  политических  режимов:  демократический  и  тоталитарный. 

     Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. Тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации.

     Демократия  характеризуется тем, что ее формы  и методы основываются на признании народа (или народов, если речь идет о многонациональном государстве) основным источником власти, на стремлении реализовать принципы свободы и юридического равенства граждан.

     Либеральный режим существует во многих странах, его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.

     Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов, существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями  этих 4-х режимов.

     Конституция РФ 1993 г. во многом открыла возможность  для утверждения в стране демократического режима. В последние годы политическим ориентиром реформаторов был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам. Некоторые аналитики не исключают установления в России и самого худшего варианта — жесткой диктатуры мафиозно-криминального капитала.

     Российская  элита начала ХХI века фактически повторяет  ошибку хрущевской элиты. В России почти все основные элементы являются следствием запуска, роста и развития/деградации одного-единственного геополитического проекта – Российской империи.

 

      Список использованной литературы:

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Омега-Л, 2006.
  2. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. № 11.
  3. Комаров С.А. Общая  теория  государства и права: учебник. -  СПб.: Питер, 2004.
  4. Кривогуз И.М. Политология: Учебник. – М.: Владос, 2003.
  5. Нерсесянца В.С. Общая теория государства и права. -   М.:  Норма, 2004. 
  6. Общая теория государства и права: Академический курс. - М., 2006. 
  7. Петражицкий Л.И. Теория  государства и права в связи с теорией нравственности. Т.1,  С.-Пб.,1907 // СПС Гарант
  8. Платон.  Государство, М., 1968 - 1971., т.3.
  9. Политико-правовой режим национальных отношений: Понятие и основные институты /А. И. Овчинников, А. В. Дуденков. // Юристъ-Правоведъ. 2003.  № 2.
  10. Политология / Под ред.   Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2005.
  11. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2004.
  12. Соловьев  А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
  13. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. -  М.: Норма, 2004.
  14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
  15. Федосеев А.А., Сирота Н.М., Политология: Пособие для подготовки к экзаменам. – СПб.: Знание,  2003.
  16. Философский Энциклопедический Словарь. -  М., 1983.
  17. Чиркин В.Е.  Современное государство. –  М.: Норма, 2001.

 

Приложения

Приложение 1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 3

 

Информация о работе Политико-правовой режим в современной России