Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение политико-правового режима в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в нижеследующем:
Изучение сущности политико-правовых режимов;
Описание назначения политико-правового режима;
Исследование классификации политико-правовых режимов;
Анализ характеристики различных видов политико-правовых режимов;
Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовых режимов 5
1.1. Сущность политико-правовых режимов 5
1.2. Назначение политико-правового режима 10
Глава 2. Виды политико-правовых режимов 14
2.1. Классификация политико-правовых режимов 14
2.2. Характеристика различных видов политико-правовых режимов 15
Глава 3. Демократия в Российской Федерации 28
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса 28
3.2. Предметы и перспективы развития существования
демократического режима Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
— относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.
Типология автократических режимов.
1.
Однопартийные системы. В
2. Военные режимы. В отличие от однопартийных, военные режимы чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц.
3.
Режимы личной власти. За этой
категорией также скрывается
достаточно широкое
Кроме того, существует целый ряд смешанных режимов, способных эволюционировать в режим личной власти, первоначально располагая иными источниками авторитета и осуществления власти.
4.
Бюрократически-олигархические
Предтоталитарные режимы возникают на свет в результате углубления противоречий, особенно характерных для раннего капитализма. Функционирование представительных учреждений нарушается, и власть оказывается в руках лиц, опирающихся в своих действиях на силу, и авторитет которых не подкреплен процедурой всеобщих выборов10.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
Режимы, получившие название тоталитарных, постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда тоталитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от оценочного употребления термина к научному, существенно ограничив область его применения. Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарных тех или иных политических режимов прошлого — древневосточных деспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного и т.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные с ним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. И, во-вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина в структурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, не связано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логики авторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, не сводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того времени. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов».
Тоталитаризм находится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща иная логика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долей условности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой является командно-административная система, это явление не экономического, социального или политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности11.
Итак, в выделении тоталитарных режимов в самостоятельную группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии. Кроме того, практический опыт, прежде всего, опыт XX века демонстрирует такие образцы политического устройства, которые не только обнаружили фундаментальные различия с демократическими и авторитарными режимами, но и на протяжении среднесрочной исторической перспективы оказались достаточно жизнеспособными. Прежде всего, речь идет о пост Веймарской Германии и о сталинской России12.
Термин "тоталитаризм" стал употребляться журналистами и политиками в конце 1920-х—начале 30-х годов и практически всегда в его определениях имелись ссылки либо на российский, либо на германский опыт. Этот опыт не был обойден вниманием и в Советском Союзе, свидетельством чего стало включение термина "тоталитаризм" в издававшиеся энциклопедии (хотя, содержание термина по идеологическим мотивам было, конечно же, существенно искажено).
Таким образом, первое, что следует отметить — тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Другим ключом к пониманию его природы может служить изучение происхождения тоталитаризма. В отличие от авторитаризма и демократии, тоталитаризм появляется на свет не в результате выборов (демократия) или политического кризиса и следующего за ним переворота (авторитаризм), а в результате всеохватывающего социального, экономического и политического кризиса. Важнейшее измерение этого кризиса — международное.
При всем разнообразии тоталитарных режимов для них, как правило, характерны следующие общие черты:
1.
Наличие развернутой
2.
Единственная массовая партия, как
правило, возглавляемая одним
человеком, лидером
3.
Система террористического
4.
Технологически обусловленный
5.
Аналогичный, технологически
6.
Централизованный контроль над
всей экономикой и руководство
ею посредством
Признавая важность этих характеристик для анализа природы тоталитаризма, следует отметить, что в определенной степени они могут быть свойственны и авторитарным режимам, которые, хотя и с несравненно меньшим успехом, также стремятся к установлению над обществом максимально широкого контроля. Фактически, тоталитаризм — это не только режим, понимаемый как политическая подсистема или ее специфическое поведение. Это масштабное взаимопроникновение власти в общество, результатом которого оказывается глубокое ослабление общества, его полуисчезновение13.
Демократия характеризуется тем, что ее формы и методы основываются на признании народа (или народов, если речь идет о многонациональном государстве) основным источником власти, на стремлении реализовать принципы свободы и юридического равенства граждан. Возникнув после разложения первобытнообщинного, родового и племенного самоуправления в ряде древнеевропейских государств, демократические режимы, в конечном счете стали характеризоваться следующими основными чертами:
-
признание власти большинства,
победившего на честных и
-
честные и соревновательные
-
выборность основных органов
государства, когда высшее
-
верховенство закона в
Существует
три разновидности
1. Однопартийное большинство в парламенте, позволяющее пришедшей к власти партии энергично, быстро принимать необходимые ей решения, реализуя их в законодательной сфере.
2. Парламентская коалиционная власть, власть коалиции каких-то партий, достигших компромисса в целях и методах управления обществом.
3.
Консенсуальная парламентская
Президентский подтип демократического режима. Эта разновидность государственно-политического устройства общества имеет следующие наиболее важные особенности:
-
граждане избирают парламент
(законодательный и
-
президент самостоятельно
- парламент утверждает (или не утверждает) представляемый президентом государственный бюджет;
- парламент имеет право "вето" на любое решение президента:
-
парламент утверждает
-
парламент имеет право
Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все, же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Исходя из сказанного демократический политико-правовой режим, современное демократическое государство - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав.
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.
Информация о работе Политико-правовой режим в современной России