Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение политико-правового режима в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые заключаются в нижеследующем:
Изучение сущности политико-правовых режимов;
Описание назначения политико-правового режима;
Исследование классификации политико-правовых режимов;
Анализ характеристики различных видов политико-правовых режимов;
Характеристика молодой демократии в Российской Федерации;
Изучение предметов и перспектив развития существования демократического режима Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика политико-правовых режимов 5
1.1. Сущность политико-правовых режимов 5
1.2. Назначение политико-правового режима 10
Глава 2. Виды политико-правовых режимов 14
2.1. Классификация политико-правовых режимов 14
2.2. Характеристика различных видов политико-правовых режимов 15
Глава 3. Демократия в Российской Федерации 28
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса 28
3.2. Предметы и перспективы развития существования
демократического режима Российской Федерации 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
В
теории государства и права
Эти
принципы, прежде всего, характеризуют
экономическую сферу
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут, в конечном счете, к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике».14
При
либерализме государственная
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Кроме
4-х вышеперечисленных
Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер.
Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.
Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.
Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью».15
Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
Глава 3. Демократия в Российской Федерации
3.1. Молодая демократия в Российской Федерации: история вопроса
В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения страны не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно-представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического российского прошлого, существенно не меняли природы власти.
Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле — партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, правовые возможности и интересы личности повсюду ущемлялись. Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы «по целесообразности», вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по сути, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер.
За
последний более чем 70-летний период
у нас сложилась такая
Конституция РФ 1993 г. во многом открыла возможность для утверждения в стране демократического режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты. Признается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, для каждого появляется возможность использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст. 2, 3, 12, 17—66 Конституции РФ). Все это, казалось бы, позволяет считать новый конституционный режим в России демократическим. Вместе с тем нельзя не заметить явно неудовлетворительного претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому режиму, другая — к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму, ловко сочетаемому с коррупцией, разгулом преступности и беззащитностью подавляющего большинства населения16.
Во многом это связано с тем, что политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов.
В последние годы политическим ориентиром реформаторов был праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного. Во всяком случае, результаты парламентских выборов 1993, 1995 и 1999 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения. Особенно ярко это продемонстрировали парламентские выборы 2003 г., в результате которых праволиберальные силы («Союз правых сил», «Яблоко») практически исчезли с политической арены, не преодолев 5-процентный избирательный барьер.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образца. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных целей, поэтому их возможности слабо реализуются17.
На
основе взаимодействия социал-демократических
и национально-патриотических движений
могут возникнуть смешанные политические
режимы. Их социальной базой могут стать
не только широкие слои населения, но и
военнослужащие, предприниматели. Однако
стремление национал-патриотов (в случае
прихода к власти) решать сложные проблемы
простыми способами (например, попытки
возродить административно-
Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам18.
Некоторые аналитики не исключают установления в России и самого худшего варианта — жесткой диктатуры мафиозно-криминального капитала. Остается надеяться на мудрость россиян, на их собственные силы, противодействующие этому, на богатые духовные возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, сочетающие необходимую стабильность, преемственность и динамизм. Каждому народу должны быть свойственны своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным19.
3.2. Предметы и перспективы развития существования демократического режима Российской Федерации
Российская элита начала ХХI века фактически повторяет ошибку хрущевской элиты. Можно предположить, что консолидация элит, о которой так заботится Д.Медведев, состоялась. Элиты договариваются между собой не вести войну на уничтожение, прекратить передел собственности, не использовать "рынок правосудия". Будет ли означать всё это начало долгосрочного рывка России в желанное будущее. Безусловно, нет.
Данный внутриэлитный консенсус будет достигнут за счет полного игнорирования интересов народа. Адвокат А.Кучерена, один из представителей нового идеократического органа в России – "Общественной палаты", предлагает народным массам возврат к старым, совковым ценностям, под видом формирования новых ценностей: " …в обществе нужно постепенно формировать новую систему ценностей. Не богатство и власть любой ценой, а честный и творческий труд, как основа успеха и самореализации личности. Сделать это невероятно трудно, но к этому нужно стремиться". В советские времена данный призыв звучал несколько по иному: "Каждый на своем рабочем месте". Но смысл, безусловно, тот же.
Человеческое сознание с возрастом становится менее гибким, уже после 35 лет люди с большим трудом отказываются от сложившихся стереотипов. Очевидно, что перспективы демократии связаны с политической социализацией молодежи. Поколение, заканчивающее сегодня вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, такой и будет социальная практика российского общества через эти 10-15 лет.
Информация о работе Политико-правовой режим в современной России