Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

1.Малый и средний бизнес в Российской Федерации……...............................................................................................5

1.1. Развития малого и среднего бизнеса в РФ………………………….....5

1.2.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса..…………....9

1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….............17

2.Анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства...21

2.1. Отраслевой анализ динамики развития малого бизнеса в России……...21

2.2. Анализ регионального развития малого бизнеса ………………….……26

2.3. Анализ кредитования малого предпринимательства в России………....32

3. Совершенствование государственной политики развитию малого бизнеса.................................................................................................................44

3.1 Направления изменения государственной политики поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………..........44

3.2. Отраслевой аспект приоритетной поддержке малого бизнеса ..………..52

3.3. Направления развития малого бизнеса в Красноярском крае…………..56

Заключение…………………………………………………………………….61

Список литературы…………………………………………………………...63

Приложения…………………………………………………………………....65

Файлы: 1 файл

почти готовая.....doc

— 437.00 Кб (Скачать)

    2) ответственность федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления за обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего предпринимательства;

    3) участие представителей субъектов  малого и среднего предпринимательства,  некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и  среднего предпринимательства, в  формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

    4) обеспечение равного доступа  субъектов малого и среднего  предпринимательства к получению  поддержки в соответствии с  условиями ее предоставления, установленными  федеральными программами развития  малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

          В целях реализации государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

    1) специальные налоговые режимы, упрощенные  правила ведения налогового учета,  упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

    2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

    3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

    4) льготный порядок расчетов за  приватизированное субъектами малого  и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

    5) особенности участия субъектов  малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

    6) меры по обеспечению прав и  законных интересов субъектов  малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

    7) меры по обеспечению финансовой  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

    8) меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

    9) иные направленные на обеспечение  реализации целей и принципов  настоящего Федерального закона  меры. 

    1.3. Зарубежный опыт  развития малого  бизнеса

     Стремительный рост немецкой экономики в 50-60-х годах  прошлого века - заслуга, прежде всего малого и среднего бизнеса, давшего стране более половины всех рабочих мест. Сегодня в Германии распространены так называемые малые семейные предприятия (МСП), в которых задействовано не более девяти наемных работников. Мощную поддержку государства они получили еще в 1978 году, когда частным лицам стали предоставлять кредиты под очень низкие проценты на длительные сроки с твердой процентной ставкой.

     Отличительная особенность нынешних МСП - преобладающее количество ремесленных предприятий: их почти 600 тысяч и охватывают они 97 видов деятельности. Еще 860 тысяч человек работают по принципу Ich bin AG - “Я сам себе предприятие”. Это представители так называемых свободных профессий: юристы, консультанты, аудиторы.

     Во Франции вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог, и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения. В глубинке владельцы лавок, мастерских и других мелких предприятий – уважаемые люди. Власти стараются идти им навстречу. В крупных городах гораздо престижнее быть, например, чиновником или педагогом, чем мелким предпринимателем. Исключение составляют представители свободных профессий и те, кто работает в сфере высоких технологий.

     При шведском министерстве промышленности работает агентство по развитию бизнеса. Для малых фирм, находящихся в собственности одного владельца, установлены упрощенные форма налоговой декларации и процедура отчетности. Все налоги, которые должно уплачивать малое предприятие (НДС, налог на наем рабочей силы, налог на прибыль, социальные налоги), сведены в один.

     Японию  называют страной частного предпринимательства. К малому бизнесу здесь относятся почти шесть миллионов предприятий. Банки предоставляют им  льготные кредиты на освоение новых технологий, модернизацию оборудования, энергосбережение и так далее. Законодательство предусматривает ряд налоговых льгот для малых предприятий. В разных городах страны созданы центры поддержки предпринимателей, оказывающие консалтинговые услуги по вопросам управления, финансов, законодательства. Государственным органам по регулированию осуществления деятельности предприятий малого бизнеса Японии является Управление малых предприятий, подчиняющееся Министерству внешней торговли и промышленности. Данное управление контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечивает государственную защиту интересов малого бизнеса Японии, ограничивает контроль собственников, определяет ответственность заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные договорные отношения.

     Основным  государственным органом поддержки малых предприятий в Китае является Китайский центр по координации и кооперации бизнеса. По его инициативе осуществляется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся обучающие семинары и конференции. В стране также созданы и активно совершенствуют свою работу государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Их главная задача — обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для получения банковских кредитов.

     В 1953 году в США создается Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • помощь в получении кредита для бизнеса;
  • техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

   В США очень четко развита система  критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят  от вида деятельности малого предприятия  и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль. Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом. Уже здесь наглядно прослеживается отличия в развитии малого бизнеса в США. В нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов и т.д.  В то время как в США уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики на государственном уровне. Опыт США в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все программы реально работают, предусмотрены конкретные механизмы их реализации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства

     2.1. Отраслевой анализ динамики развития малого бизнеса в России

     Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

     При этом можно констатировать, что усилий и средств, направляемых государством на преодоление негативных последствий кризиса для предпринимательского сектора, недостаточно для исправления сложившейся ситуации. Так, в четвертом квартале 2008 г. была зафиксирована тенденция к снижению деловой активности малых предприятий. По итогам первого квартала 2009 г. значения основных статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, также продолжили снижаться.

     На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий по сравнению  с показателем за аналогичный период 2008 г. сократилось на 20,7%. Наиболее значительное сокращение числа малых предприятий произошло в сфере образования (на 57,1%), в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6%) и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 30,9%).

     Среднесписочная занятость на малых предприятиях в первом квартале 2009 г. по сравнению  с показателем за аналогичный  период 2008 г. сократилась на 5,4%. В  наибольшей степени сократилось  число занятых на малых предприятиях в сфере строительства (на 11,6%) и в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 10,8%).

     Объем оборота малых предприятий по итогам первого квартала по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года сократился на 22,4%. Наиболее значительное сокращение оборота произошло на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых (на 34,0%), в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 26,2%) и в сфере обрабатывающих производств (на 25,7%).

     Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях  в первом квартале 2009 г. по сравнению с показателем  за аналогичный период 2008 г. сократился на 24,1%. В наибольшей степени объемы инвестирования малых предприятий сократились в гостиничном и ресторанном бизнесе (на 78,1%), в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 47,7%) и в сфере добычи полезных ископаемых (на 44,2%).

      На  1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 единиц, уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. На 41,7 единиц. (Приложение 2)

      Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  снизилось в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо – Западном и Уральском федеральных округах. (Приложение 3)

      На 1 апреля 2009 г. По сравнению с 1 апреля 2008 г. количество малых предприятий  на 100 тыс. жителей выросло в 43 регионах.

      Максимальный  прирост показателя был отмечен  в Ненецком АО (на 130,8 ед.) и Московской области (на 106,2 ед.). Среднее увеличение показателя наблюдалось в Хабаровском крае (на 92,8 ед.) и Республике Карелия (на 87,7 ед.)

      Наибольшее  сокращение показателя произошло в  Волгоградской области (на 363,4 ед.). Сокращение показателя свыше 200 ед. также было зафиксировано в Новосибирской (на 356,9 ед.) и Томской (на 348,5 ед.) области, Республике Саха (Якутия) (на 304,7 ед.), Камчатском крае (на 288,4 ед.), Удмуртской Республике (на 247,4 ед.), Липецкой (на 221,9 ед.), Рязанской (на 213,9 ед.) и Ярославской (на 212,2 ед.) областях и в Алтайском крае (на 202,8 ед.). (Приложение 4).

      По  итогам января – марта 2009 г. среднесписочная  численность занятых малых предприятий (без учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилось на 5,4% и составила 5741,7 тыс. чел.

  В январе – марте 2009 г. по сравнению с январем – мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составило 12%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

      Сокращение  среднесписочной численности занятых  на малых предприятиях в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности на малых предприятиях произошло в Северо – Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, а Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%. (Приложение 5)

Информация о работе Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса