Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

1.Малый и средний бизнес в Российской Федерации……...............................................................................................5

1.1. Развития малого и среднего бизнеса в РФ………………………….....5

1.2.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса..…………....9

1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….............17

2.Анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства...21

2.1. Отраслевой анализ динамики развития малого бизнеса в России……...21

2.2. Анализ регионального развития малого бизнеса ………………….……26

2.3. Анализ кредитования малого предпринимательства в России………....32

3. Совершенствование государственной политики развитию малого бизнеса.................................................................................................................44

3.1 Направления изменения государственной политики поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………..........44

3.2. Отраслевой аспект приоритетной поддержке малого бизнеса ..………..52

3.3. Направления развития малого бизнеса в Красноярском крае…………..56

Заключение…………………………………………………………………….61

Список литературы…………………………………………………………...63

Приложения…………………………………………………………………....65

Файлы: 1 файл

почти готовая.....doc

— 437.00 Кб (Скачать)

      Реализация  данного проекта осуществляется одновременно с проведением жилищно-коммунальной реформы, основной целью которой является переход к рыночным условиям функционирования данной сферы, предоставление качественных коммунальных услуг потребителям с одновременным соблюдением социальных гарантий малообеспеченному населению.

      Проведением реформ ЖКХ продемонстрировало, что  без участия малого бизнеса в  данном процессе вряд ли произойдут какие  – либо значительные улучшения в  этом, одном из важнейших социально  значимых секторов российской экономики, так как реализация этой реформы невозможна без создания конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

      Одна  из основных задач – создание конкурентной среды в жилищной сфере, для чего необходимо осуществить разделение функций и сформировать договорные отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями. 

      Что касается сельского хозяйства, то на него приходится совсем небольшая доля, а именно 6,2 % это связано с тем, что агропромышленный комплекс –  это крупнейший межотраслевой комплекс, направленный на получение и переработку сельскохозяйственного сырья.

      Специализированные  отраслевые подкомплексы формируются  по производству и реализации однородных продуктов – хлопка, льна, плодов и овощей, винограда и вина, молока, мяса и т.д.

      В развитых странах на АПК приходится значительная часть работников, основного и оборотного капитала, ВВП. Именно от масштабов АПК, совершенства его структуры и эффективности функционирования во многом зависят повышения уровня жизни населения и обеспечение продовольственной безопасности.

      Первичным звеном АПК на местном уровне, образующим его основу, являются различные предприятия: товарищества, кооперативы, агропромышленные объединения, агрофирмы, личные подсобные  хозяйства и др. Эти предприятия  могут иметь как отраслевую, так и многоотраслевую структуру, они могут формировать в совокупности территориальные комплексы.  

      Рассмотрим  среднюю численность работников на предприятии по видам экономической  деятельности. Всего среднее количество человек на среднем предприятии  составило 2269,7 тысяч человек, что в несколько раз меньше чем на малых предприятиях, где численность составила 11412,1 тыс. человек. Данные показатели связаны с тем, что создать малое предприятие намного проще, чем среднее или крупный промышленный объект, соответственно появляются дополнительные рабочие места, которые смогут решить проблему безработицы.

      Большое количеств человек сохраняется по всем видам деятельности, кроме образования, где на среднем предприятии занятость составляет 42, 4 тыс. чел.,  а на малом предприятии 18,3 тыс. чел. Это связано с тем, что таких предприятий значительно меньше, чем, например, торговых предприятий. Количество людей, которые хотят обучать детей в частных школах или сдать экзамен для получения водительского удостоверения, практически не изменилось. Стоит отметить, что, например, цены, которые запрашивают за курсы обучения иностранному языку, в последние время значительно снизились, так как количество желающих изучать иностранный язык в это непростое время существенно сократилось. С другой стороны, в некоторых регионах Российской Федерации малый бизнес в образовании получает существенную поддержку. Например, осуществляется поддержка малого бизнеса, работающего в сегменте дошкольных воспитательных учреждений. Большинство яслей и детских садов принадлежало крупным промышленным предприятиям, где в последнее время было сокращено число рабочих мест. Из-за падения доходов и сокращения количества сотрудников многие предприятия отказываются содержать на своем балансе детские сады, которые постепенно переходят к частным предпринимателям. Многие молодые родители уже успели столкнуться с проблемой устройства ребенка в детский сад, когда на очередь приходится записываться еще до рождения ребенка. Создание небольших групп в дошкольных воспитательных учреждениях позволит воспитателю уделять больше времени каждому ребенку, что обеспечит более тщательный присмотр и более гармоничное развитие детей.  Репетиторство также является одной из форм малого бизнеса в образовании. Но большинство репетиров предпочитают работать, не имея лицензий, а предоставляя гарантии сдачи ЕГЭ или поступления в определенный ВУЗ. К малым предприятиям в области образования также стоит отнести различные кружки и секции, которые могут быть организованы частными предпринимателями. Также, некоторые предприниматели успешно организуют детский досуг и отдых, как в городе, так и за городом.  

     3.3. Направления развития малого бизнеса в Красноярском крае

     Малый бизнес в Красноярском крае постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.

     Рост  малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий  свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

     Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике Красноярского  края является разгосударствление и  приватизация имущества государственных  монополий. Решается она главным  образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

     В настоящее время в экономике  Красноярского края одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

    Малый бизнес для многих жителей региона  оказался практически единственной возможностью получения дохода. Поэтому  развитие малого бизнеса в Красноярском крае позволяет снизить безработицу, улучшить условия жизни населения, а также увеличить доходы краевого бюджета.

    Для целей развития малого бизнеса разработана  Краевая целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства  в Красноярском крае на 2006-2007 годы».

    В ходе реализации программы планировалось  увеличить количество малых предприятий  и стоимость продукции (работ, услуг) к уровню 2004г. на 23% и 78,3%, численность  занятых в малом бизнесе и  уровень их доходов – на 35% и 62,2% соответственно. Объем инвестиций в основной капитал предприятий должен увеличиться вдвое в сравнении с 2001г. (до 2,1 млрд.руб.).

    Помимо  уже существующих форм государственной  поддержки с 2006г. планируется создание венчурного фонда и бизнес - инкубаторов. Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг. Главная задача бизнес - инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес - инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат.

    Красноярский  край первым в стране начал осваивать  подобную практику. В венчурный фонд будут перечислены 60 млн. руб. из краевого и федерального бюджетов, и такое же количество денежных средств предоставят частные инвесторы.

    В районах, где малый бизнес недостаточно развит, решено создать бизнес - инкубаторы, которые должны обеспечить комфортные условия для его развития. Например, арендная плата в первые два-три  года будет ниже рыночной, а расходы по разнице будут компенсироваться за счет бюджета. В инкубаторах планируется работа консультационных центров. В качестве примера финансовой поддержки малого предпринимательства в Красноярском крае можно привести опыт Внешторгбанка. Банк реализует программу кредитования малого бизнеса. В основу технологии кредитования положена международная практика предоставления финансовых услуг в сфере малого бизнеса. Весь процесс максимально стандартизирован, что позволяет обрабатывать заявки, проводить оценку кредитоспособности и принимать решения о предоставлении кредита в сжатые сроки.

      В 2009 году в Красноярском крае на программу "Развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства" планируется  потратить 516,2 млн. рублей (250,0 млн. рублей за счет средств краевого бюджета и 266,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета). Государственная поддержка в форме субсидий предоставлена 158 предпринимателям края. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года было освоено 25,0 млн. рублей, поддержка оказана 95 субъектам малого предпринимательства. 
       На сегодняшний день в нашем регионе сформирована система поддержки малого и среднего предпринимательства, позволяющая оказывать финансовую, информационно-консультационную, кадровую поддержку бизнеса, применять упрощенные режимы налогообложения. Поддержку бизнесу оказывают не только бюджеты всех уровней, в этом процессе участвуют банки, некоммерческие и коммерческие организации, объединения и союзы, профессиональные ассоциации и различные агентства. Общая цель - максимально приблизить меры поддержки до конкретного получателя - субъекта малого или среднего бизнеса. 
    Весь "антикризисный пакет" мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденный Правительством РФ и рекомендованный для применения во всех регионах страны, с начала 2009 года реализуется на территории Красноярского края. В частности, это субсидирование части процентной ставки и лизинговых платежей, создание гарантийных фондов (фондов предоставления поручительств), развитие системы микрофинансирования, предоставление грантов на начало предпринимательской деятельности.

     На  сегодняшний день 269 бывших безработных  получили от службы занятости субсидии на открытие собственного дела (размер субсидии - 58.800 рублей), еще 254 человека готовят бизнес-планы. Ставшие предпринимателями безработные создали 149 новых рабочих мест. 
    В крае проведен конкурс на предоставление грантов для открытия собственного дела (размер гранта до 100 тыс. рублей), в котором определены 40 победителей из 23 территорий края. Сумма гранта увеличена до 300 тыс. рублей. На это направление предусмотрено 8 млн. рублей за счет средств краевого бюджета и 10,3 млн. рублей за счет федерального. 
    В настоящее время в крае открыты 58 центров содействия малому и среднему предпринимательству, которые работают по принципу "одного окна" на базе краевых государственных бюджетных учреждений центров занятости населения.

Заключение

     Малый бизнес – это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) с относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве, с относительно небольшим числом производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау и т.д.), сравнительно ограниченными ресурсами и мощностями (капитал, оборот, численность персонала и т.д.), осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами. 
Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность.

     Хотя  в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение  в регионах остается сложным. Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

     Основными причинами сложившейся ситуации являются, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной политики государства  в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только не эффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

     Для малых предприятий актуальны  также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие нормы.

     Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса