Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….3

1.Малый и средний бизнес в Российской Федерации……...............................................................................................5

1.1. Развития малого и среднего бизнеса в РФ………………………….....5

1.2.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса..…………....9

1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….............17

2.Анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства...21

2.1. Отраслевой анализ динамики развития малого бизнеса в России……...21

2.2. Анализ регионального развития малого бизнеса ………………….……26

2.3. Анализ кредитования малого предпринимательства в России………....32

3. Совершенствование государственной политики развитию малого бизнеса.................................................................................................................44

3.1 Направления изменения государственной политики поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………..........44

3.2. Отраслевой аспект приоритетной поддержке малого бизнеса ..………..52

3.3. Направления развития малого бизнеса в Красноярском крае…………..56

Заключение…………………………………………………………………….61

Список литературы…………………………………………………………...63

Приложения…………………………………………………………………....65

Файлы: 1 файл

почти готовая.....doc

— 437.00 Кб (Скачать)

    Второй, самый массовый вид малого и среднего бизнеса - это поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Этот вид малого предпринимательства необходим для нормального функционирования экономики; по мере роста производства, разделения труда и развития научно-технического прогресса его масштабы будут увеличиваться. Однако назвать такие предприятия экономически полностью самостоятельными нельзя.

      Характерные черты рассмотренного  второго, самого многочисленного вида малых и средних предприятий: недостаточный собственный капитал, сильная зависимость от главного партнера, от его ценовой, кредитной, научно-технической политики, вообще от его судьбы. Этим обусловлены неустойчивость таких предприятий, их болезненная реакция в первую очередь не на состояние рынка вообще, а на положение и хозяйственную политику главного партнера. Предприятия этого вида легче, чем действительно независимые, меняют сферу и место своей деятельности.

     Для предпринимателя предприятие и  он сам воспринимается как единое целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.

       Малое предприятие имеет ряд особенностей:

    1. Его работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей.
    2. В деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда.
    3. Активно используется взаимозаменяемость и помощь.
    4. Каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда.
    5. Интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности.
    6. Новые решения руководителя быстро реализуются.
 

      1.2.  Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

     Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались, тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.

     В конце 80-х годов коренные изменения  в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

      Отсутствие  законодательства, регулирующего предпринимательскую  деятельность, заставляли кооператоров, защищать свои интересы, выступать перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Отдельные активисты баллотировались на выборы депутатов Съезда народных депутатов СССР и РСФСР. Таким образом, активная агитация приводила к сплочению, интеграции, объединению ряда предпринимателей. В результате формировались отраслевые предприятия, в т. ч. и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей, торговой деятельности. Так, в 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

      Начало 90-х годов произошел процесс  приватизации старых государственных  предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

      Именно  этот период (1992-1993 г.г.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

      Последующее развитие малого бизнеса выявило  структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.

      Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

      После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора  экономики. Впервые начинает создаваться  правовая основа предпринимательской  деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

      С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации  необходимо проходить много различных  фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

      Последнее время государство пытается упростить  процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

      Подводя итог всему вышесказанному в России можно выделить 4 этапа развития малого бизнеса:

            Первый этап –  так называемый поздний «социалистический» период, характеризуемый возникновением предпринимательства в легальных  и нелегальных формах, а также  принятием Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в  СССР» 1978 г.

      Второй  этап – кооперативный, ознаменовавшийся появлением легальной возможности  осуществления предпринимательской  деятельности и принятием закона «О кооперации в СССР» 1988 г.

      Третий  этап – постсоветский, при котором  были созданы основы рыночной экономики и частного предпринимательства путем приватизации государственной и муниципальной собственности и либерализации экономики, продолжительность этого периода 1991 – 1994 гг.

      Четвертый этап связан с определением роли государства  и местного самоуправления по отношению к частному предпринимательству, созданием основ государственной поддержки предпринимательства (с 1995 г. И по настоящее время).

      Что же касается малого предпринимательства, то его история практически похоже на историю развития малого бизнеса.

      В 1996 году прошел Первый всероссийский  съезд представителей малых предприятий. Подавляющее большинство опрошенных (85 процентов) выразили уверенность, что  деятельность предпринимателей сказывается  весьма заметным образом на решении  социально-экономических проблем. Причем происходит это пока еще в недостаточно благоприятной деловой среде.

      С одной стороны, участники опроса констатировали, что возможности  для ведения бизнеса становились  лучше (27 процентов) или оставались стабильными (36 процентов). Среди предпринимателей преобладало мнение (39 процентов), что к их деятельности все более заинтересованно стало относиться правительство. Напряженные отношения с исполнительными органами испытывали только 12 процентов опрошенных. Большинство представителей малых предприятий ощущали на себе позитивное отношение населения.

      Примерно  поровну (свыше 40 процентов) опрошенных высказывали удовлетворение и неудовлетворение материальным положением. Каждый второй уверенно заглядывал в собственное  будущее. Уже к 2003 году опрошенные предприниматели заметили изменившийся подход властей, которые стали активнее прислушиваться к мнениям предпринимателей.

      Насущной  проблемой стало изменение Закона "О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ" (от 14 июня 1995 года N88-ФЗ). Лишь 2 процента высказались за его отмену. 12 процентов считали возможным оставить его в старой редакции. 11 процентов предлагали заменить закон соответствующими указами Президента РФ. Подавляющая часть (70 процентов) придерживалась другого мнения и высказывалась в пользу корректировки закона с учетом новых реалий (35 процентов) или разработки и принятия нового закона (35 процентов).

      Без особого энтузиазма были оценены  законы "О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В том, что указанные законы будут содействовать развитию предпринимательства, высказали убежденность только от 15 до 18 процентов. Большинство сказали, что пакет законов по дебюрократизации действует не в полной мере, а то и вовсе слабо.

      В 2006-м, впервые с 2002 года, был преодолен  порог неудовлетворенности по поводу развития малого бизнеса. Число удовлетворенных в той или иной мере происходящими изменениями в сфере малого предпринимательства в отличие от предыдущих лет перевесило количество неудовлетворенных. Вместе с тем 2006 год ознаменовался обострением ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса. Проблематичной малый бизнес продолжает для себя считать такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности развиваться в этом направлении с годами практически не растет.

      2006 год ознаменовался ростом интереса в среде малого бизнеса к инновационной сфере. Значительная часть предпринимателей - от 40 до 50 процентов - прогнозируют возрастание числа малых предприятий в инновационном секторе, рост количества занятых на малых инновационных предприятиях, а также объема высокотехнологической продукции, произведенной малым бизнесом. Вместе с тем осуществление радужных прогнозных ожиданий предопределено тем, насколько будут благоприятными условия для создания и развития малого предпринимательства. Пока подавляющее большинство предпринимателей (56 процентов) их оценивают как плохие, 32 процента - как удовлетворительные и только 6 процентов - как хорошие.

        Государственная политика в области  развития малого и среднего  предпринимательства в Российской  Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов. Согласно закону № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в  Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

    1) развитие субъектов малого и  среднего предпринимательства в  целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

    2) обеспечение благоприятных условий  для развития субъектов малого  и среднего предпринимательства;

    3) обеспечение конкурентоспособности  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

    4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

    5) увеличение количества субъектов  малого и среднего предпринимательства;

    6) обеспечение занятости населения  и развитие самозанятости;

    7) увеличение доли производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства товаров (работ,  услуг) в объеме валового внутреннего  продукта;

    8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

    1) разграничение полномочий по  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного самоуправления;

Информация о работе Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса