Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:50, курсовая работа
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.
Введение …………………………………………………………………….3
1.Малый и средний бизнес в Российской Федерации……...............................................................................................5
1.1. Развития малого и среднего бизнеса в РФ………………………….....5
1.2.Государственная поддержка малого и среднего бизнеса..…………....9
1.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса………………….............17
2.Анализ развития малого бизнеса и частного предпринимательства...21
2.1. Отраслевой анализ динамики развития малого бизнеса в России……...21
2.2. Анализ регионального развития малого бизнеса ………………….……26
2.3. Анализ кредитования малого предпринимательства в России………....32
3. Совершенствование государственной политики развитию малого бизнеса.................................................................................................................44
3.1 Направления изменения государственной политики поддержке малого бизнеса……………………………………………………………………..........44
3.2. Отраслевой аспект приоритетной поддержке малого бизнеса ..………..52
3.3. Направления развития малого бизнеса в Красноярском крае…………..56
Заключение…………………………………………………………………….61
Список литературы…………………………………………………………...63
Приложения…………………………………………………………………....65
Второй, самый массовый вид малого и среднего бизнеса - это поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Этот вид малого предпринимательства необходим для нормального функционирования экономики; по мере роста производства, разделения труда и развития научно-технического прогресса его масштабы будут увеличиваться. Однако назвать такие предприятия экономически полностью самостоятельными нельзя.
Характерные черты
Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимается как единое целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.
Малое
предприятие имеет ряд
1.2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения и научно-технические центры не рассматривались, тогда как отдельные самостоятельные субъекты производства, но, тем не менее, именно их деятельность явилась предпосылкой развития малого бизнеса. Многие известные представители малого бизнеса вышли как раз из тех, уже забытых многими, структур.
В конце 80-х годов коренные изменения в политической, социально-экономической сфере страны предоставили некоторым предприимчивым людям возможность заниматься предпринимательской деятельностью на легальной основе. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.
Отсутствие
законодательства, регулирующего
Начало 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.
Именно этот период (1992-1993 г.г.) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.
Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы, касающиеся всего экономического сектора. Заявленные в период советского времени ориентиры на развитие наукоемких, высокотехнологичных, инновационных технологий сменились на далекие от общегосударственных программ торгово-посреднические отношения.
Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.
После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.
С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.
Последнее
время государство пытается упростить
процесс регистрации малый
Подводя итог всему вышесказанному в России можно выделить 4 этапа развития малого бизнеса:
Первый этап –
так называемый поздний «социалистический»
период, характеризуемый возникновением
предпринимательства в
Второй
этап – кооперативный, ознаменовавшийся
появлением легальной возможности
осуществления
Третий этап – постсоветский, при котором были созданы основы рыночной экономики и частного предпринимательства путем приватизации государственной и муниципальной собственности и либерализации экономики, продолжительность этого периода 1991 – 1994 гг.
Четвертый этап связан с определением роли государства и местного самоуправления по отношению к частному предпринимательству, созданием основ государственной поддержки предпринимательства (с 1995 г. И по настоящее время).
Что же касается малого предпринимательства, то его история практически похоже на историю развития малого бизнеса.
В
1996 году прошел Первый всероссийский
съезд представителей малых предприятий.
Подавляющее большинство
С
одной стороны, участники опроса
констатировали, что возможности
для ведения бизнеса
Примерно поровну (свыше 40 процентов) опрошенных высказывали удовлетворение и неудовлетворение материальным положением. Каждый второй уверенно заглядывал в собственное будущее. Уже к 2003 году опрошенные предприниматели заметили изменившийся подход властей, которые стали активнее прислушиваться к мнениям предпринимателей.
Насущной
проблемой стало изменение
Без особого энтузиазма были оценены законы "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В том, что указанные законы будут содействовать развитию предпринимательства, высказали убежденность только от 15 до 18 процентов. Большинство сказали, что пакет законов по дебюрократизации действует не в полной мере, а то и вовсе слабо.
В 2006-м, впервые с 2002 года, был преодолен порог неудовлетворенности по поводу развития малого бизнеса. Число удовлетворенных в той или иной мере происходящими изменениями в сфере малого предпринимательства в отличие от предыдущих лет перевесило количество неудовлетворенных. Вместе с тем 2006 год ознаменовался обострением ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса. Проблематичной малый бизнес продолжает для себя считать такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности развиваться в этом направлении с годами практически не растет.
2006 год ознаменовался ростом интереса в среде малого бизнеса к инновационной сфере. Значительная часть предпринимателей - от 40 до 50 процентов - прогнозируют возрастание числа малых предприятий в инновационном секторе, рост количества занятых на малых инновационных предприятиях, а также объема высокотехнологической продукции, произведенной малым бизнесом. Вместе с тем осуществление радужных прогнозных ожиданий предопределено тем, насколько будут благоприятными условия для создания и развития малого предпринимательства. Пока подавляющее большинство предпринимателей (56 процентов) их оценивают как плохие, 32 процента - как удовлетворительные и только 6 процентов - как хорошие.
Государственная политика в
1)
развитие субъектов малого и
среднего предпринимательства
2)
обеспечение благоприятных
3)
обеспечение
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5)
увеличение количества
6)
обеспечение занятости
7)
увеличение доли производимых
субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1)
разграничение полномочий по
поддержке субъектов малого и
среднего предпринимательства
Информация о работе Государственная политика поддержке малого и среднего бизнеса