Анализ розничного товарооборота, общественного питания экономического региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Общественное питание наряду с розничной торговлей выполняет главную социально-экономическую задачу развития нашего общества – удовлетворение материального и культурного уровня жизни населения. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Общественное питание Республики Беларусь достигло определённых успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа товарооборота разработать такую стратегию деятельности предприятия общественного питания, которая бы обеспечила максимальную эффективность его деятельности.

Файлы: 1 файл

SPisok.docx

— 88.76 Кб (Скачать)

Велико значение сравнительного анализа в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования. Сравнивая результаты производственно-торговой деятельности отдельных однотипных предприятий с показателями лучшего из них по уровню производительности труда, фондоотдачи и др., можно определить, насколько возрастет товарооборот ассоциации общественного питания за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших предприятий. Сравнительный анализ должен проводиться по однотипным предприятиям с примерно одинаковыми условиями работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения товарооборота и выпуска собственной продукции за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы общественного питания обычно производится путем составления специальных аналитических таблиц.

После анализа степени выполнения планов товарооборота и выпуска собственной продукции, их динамики, изучения влияния факторов на показатели производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания производят подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста реализации собственной продукции и покупных товаров. Такими возможностями, в частности, являются: предупреждение недостатков в производственно-торговой деятельности, более эффективное использование материально-технической базы общественного питания, товарных и трудовых ресурсов. Методика подсчета имеющихся возможностей роста товарооборота примерно такая же, как и на торговых предприятиях.

Одновременно подсчитывают прогнозные резервы роста товарооборота и выпуска собственной продукции, имеющие реальный характер и которые могут быть использованы в будущей производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания (по методике, применяемой в розничной торговле). Для обобщения выявленных прогнозных резервов роста показателей производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания составляют таблицу.

Оперативный анализ товарооборота  и выпуска продукции в ассоциации (организации) общественного питания должен вестись ежедневно в целом по ней и в разрезе каждого предприятия, а на предприятиях — по их отдельным структурным подразделениям и по предприятию в целом. При расчете среднедневного плана необходимо учитывать колебания в производстве и реализации собственной продукции и продажи покупных товаров по отдельным дням и неделям. Так, в столовых при промышленных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях сокращается число питающихся в субботу из-за наличия второго выходного дня. Перед выходными днями значительно возрастает объем реализации полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, другой продукции собственного производства и покупных товаров. Товарооборот и выпуск собственной продукции обычно увеличиваются в дни после получения заработной платы, стипендий, пенсии.

Оперативный анализ выполнения планов и динамики товарооборота и выпуска собственной продукции проводится с использованием стоимостных и натуральных показателей и оформляется специальными таблицами. По их данным можно изучить выполнение плана за день и нарастающим итогом с начала месяца. В случаях отставания в развитии товарооборота и выпуска продукции изучают причины и принимают меры по улучшению производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания. Данные оперативного анализа широко используются руководителями, менеджерами, другими работниками предприятий общественного питания в повседневном управлении производственно-торговой деятельностью для обеспечения высоких темпов роста товарооборота и реализации продукции собственного производства, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

На предприятиях-доготовочных рекомендуют вести раздельно оперативный анализ выполнения плана по общему объему товарооборота, реализации продукции собственного производства и продажи покупных товаров. Результаты такого анализа используются при проведении оперативного изучения издержек и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания.

Оперативный анализ товарооборота  и выпуска собственной продукции должен проводиться в увязке с повседневным изучением товароснабжения, поступления сырья, полуфабрикатов и покупных товаров, состояния товарных запасов.

Каждое предприятие общественного  питания устанавливает примерный ассортимент блюд и напитков, на основе которого разрабатывается меню. Проверка соблюдения ассортимента выпускаемых блюд в течение рабочего дня — одна из основных задач оперативного анализа производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания. Не менее важным является оперативный контроль за качеством выпускаемой продукции. При проведении анализа качества собственной продукции необходимо использовать материалы бракеражного журнала, санитарно-пищевых и технологических лабораторий, книг жалоб и предложений, другие источники информации. Систематическое изучение этой информации и принятие по ней оперативных мер позволяют улучшать качество обеденной и другой продукции, а следовательно, и обслуживание потребителей.

Методика  оперативного анализа трудовых ресурсов на предприятиях общественного питания примерно такая же, как и на торговых. В частности, по данные табельного учета изучают укомплектованность штатов работников, выявляют пути и возможности оптимизации их численности, определяют возможности и прогнозные резервы повышенная производительности труда, улучшения обслуживания потребителей. Значительное внимание уделяется улучшению условий труда работников, охраны труда и техники безопасности.

Оперативный анализ материально-технической  базы предприятий общественного питания должен быть направлен на ее совершенствование, развитие и повышение эффективности использования. Необходимо отметить, что на предприятиях отрасли имеются большие возможности совершенствования и развития материально-технической базы, а главное — повышения эффективности использования основного производственных фондов. В настоящее время многие предприятия отрасли имеют значительное количество излишних, ненужных, технически устаревших машин, оборудования, других; основных средств.

Выводы:

1. Роль и значение товарооборота  как экономического показателя  заключаются в следующем: 

  • товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
  • по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
  • товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
  • по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
  • по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

2. Выполнение плана по товарообороту  и динамика основных показателей  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия общественного питания  зависят от  трёх групп факторов:

а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и  использования;

б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда  работников общественного питания;

в) от состояния, развития и использования  материально-технической базы предприятия  питания.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Роль и значение товарооборота  как экономического показателя  заключаются в следующем: 

  • товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
  • по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
  • товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
  • по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
  • по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

      Для принятия верных управленческих решений необходимо проводить анализ деятельности фирмы. Одним из важнейших направлений этого анализа является анализ товарооборота. Используя различные методики анализа в зависимости от выбранных целей исследования можно получить точную информацию о структуре продаж, наиболее прибыльных товарах, изменениях происходящих в спросе на предлагаемые товары.

      Рассматривая различные методики анализа товарооборота можно сделать вывод, что нельзя отдавать предпочтение только какому-то одному методу. Необходим комплексный подход для выявления всех факторов оказывающих значительное влияние на товарооборот, валовой доход и прибыль. Структурный анализ позволяет нам оценить вклад, каких либо товаров (магазинов, поставщиков) в общий объем товарооборота. Анализ индексов позволяет абстрагироваться от различных макроэкономических воздействий, например инфляции. Графический анализ позволяет наглядно представить полученные результаты и за счет улучшенного восприятия быстрее принимать нужные решения. Зачастую наглядность делает те или иные решения очевидными. Регрессионный  и трендовый анализ позволяет сделать прогноз по различным показателям на будущее. Также с помощью этого анализа можно оценить влияние различных факторов на изменение товарооборота или валового дохода. Сравнительный анализ позволяет оценить эффективность работы фирмы, сравнивая различные показатели деятельности с показателями у основных конкурентов или с разработанными нормативами. Метод балансовой увязки показателей позволяет точно спланировать объемы закупок и реализации. Этот метод позволяет избежать потерь от дефицита или аномальных затрат по хранению продукции. Наибольшее применение он получил при планировании материально-технического обеспечения фирмы (баланс МТО).  Метод цепных подстановок позволяет определить количественное влияние факторов на произошедшие изменения в объеме товарооборота.

       В зависимости от целей исследования необходимо выбирать методы анализа. Это позволит в результате получить более полную информацию по интересующей проблеме и выбрать верное решение, способствующее процветанию компании на конкурентном рынке.

       Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания зависят от трёх групп факторов:

  а) от обеспеченности товарными  ресурсами, правильности их распределения  и использования; 

б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, эффективности использования рабочего времени, производительности труда  работников общественного питания;

в) от состояния, развития и использования  материально-технической базы предприятия  питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной  деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е  изд., пераб. и доп. – Мн.: Выш. шк.,2000г.-429с.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998г.-288с.
  3. Барышников Е.И. и др. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания, - Москва: Экономика, - 1977г., - 175с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….………..3

1 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА РЕГИОНА……………………………………………….4

1.1 Значение, задачи и информационное  обеспечение анализа розничного  товарооборота…………………………....4

1.2 Анализ выполнения плана и  динамики розничного товарооборота…………………………………………………..6

1.3. Анализ обеспеченности и эффективности  использования товарных ресурсов……………………………………...8

1.4 Анализ поступления товаров. Анализ  товарных запасов и товарооборачиваемости………………………………...9

1.5 Анализ состояния, развития и  использования материально-технической  базы розничной торговли…….……….11

1.6 Сравнительный и оперативный  анализ розничного товарооборота,  товарных и трудовых ресурсов……………13

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………..16

2.1 Значение, задачи и информационное  обеспечение анализа производственно-торговой  деятельности предприятия общественного  питания…………………………………………………………………………………………………….16

2.2 Анализ  выполнения плана и динамики  выпуска собственной продукции………………………………………18

2.3 Анализ влияния факторов на  развитие товарооборота и выпуска  собственной продукции……………………….21

2.4 Сравнительный и оперативный  анализ показателей производственно-торговой  деятельности предприятий общественного  питания…………………………………………………………………………………………………….25

Информация о работе Анализ розничного товарооборота, общественного питания экономического региона