Анализ розничного товарооборота, общественного питания экономического региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Общественное питание наряду с розничной торговлей выполняет главную социально-экономическую задачу развития нашего общества – удовлетворение материального и культурного уровня жизни населения. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Общественное питание Республики Беларусь достигло определённых успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции.
Актуальность данной темы состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа товарооборота разработать такую стратегию деятельности предприятия общественного питания, которая бы обеспечила максимальную эффективность его деятельности.

Файлы: 1 файл

SPisok.docx

— 88.76 Кб (Скачать)

 

                                                                                  П = Р + В + Зк - Зн.                                                                            (1.4)

 

1.4 Анализ поступления товаров. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

 

       После изучения влияния показателей товарного баланса на выполнение плана и динамику розничного товарооборота переходят к анализу поступления товаров, организации снабжения ими торговой сети. Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий (магазинов) — получателей товаров. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления по ассортименту и качеству, определил влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год и по кварталам, но и нарастающим итогом с начала каждого квартала и года.

       Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на розничном торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Если будет выявлено, что по товарам достаточного ассортимента план поступления не довыполнен и имелись перебои в торговле, то работу магазина нельзя оценить положительно. Если будет установлено, что темпы роста поступления товаров значительно опережают темпы увеличения розничного товарооборота, то это значит, что часть поступивших товаров находится в товарных запасах и необходимо определить причины этих негативных явлений, принята меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.

       Для анализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать потоварные средние розничные цены и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.

       Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определенные товарные запасы. Па назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними, т.е. незавышенными и незаниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное — к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, снижению объема розничного товарооборота.

       Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным  запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей (например, для организации встречной торговли при сборе макулатуры и заготовке сельскохозяйственной продукции).

        Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

       Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность обычно начинают с изучения обеспеченности ими розничного торгового предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность значительно ниже плановой, то выясняют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности их труда. На торговых предприятиях нередко недоукомплектованы штаты рабочих, грузчиков, уборщиц и некоторых других работников, что требует изыскания и использования резервов механизации и автоматизации уборки помещений, выполнения транспортных и других трудоемких работ, тем более что уровень механизации труда в розничной торговле не превышает 20 %. Также изучают качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возраст и т.п.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли

 

       На выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства (фонды). В торговле по принадлежности они подразделяются на собственные и арендованные. В процессе анализа основные средства должны изучаться комплексно, независимо от их принадлежности. Основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства (участвующие в предпринимательской деятельности) классифицируются по отраслям народного хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания, строительства, заготовительных организаций и др.

       Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, В первую очередь изучают производственные основные средства, обеспечивающие нормальное функционирование торговых предприятий. По выполняемым функциям производственные основные средства подразделяются на активные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, приборы и тому подобные основные средства, непосредственно участвующие в торгово-производственных процессах. Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование активных основных средств.      По назначению основные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств.

       Последние годы в нашей стране успешно развивается сеть супермаркетов и гипермаркетов, крупных торговых центров, создаются агрегированные торговые структуры, транспортно-складские комплексы, автоматизированные системы управления современные системы безналичных расчетов с покупателями с применением пластиковых и дисконтных карт. Все это вызывает необходимость крупных капитальных вложений, а следовательно, комплексного и глубокого исследования их экономической целесообразности и эффективности.

       Анализ материально-технической базы торговли обычно начинают с изучения и оценки состава и структуры производственных основных средств. В торговле, как и в других отраслях народного хозяйства, происходит перевооружение предприятий современными машинами и оборудованием, и поэтому их доля в общем объеме основных средств должна расти. Необходимо отметить, что техническая оснащенность многих розничных торговых предприятий низка. Далеко не полностью удовлетворяются потребности отрасли по выпуску торгово - технологического и подъемно-транспортного оборудования. В связи с этим ставится задача улучшать использование имеющегося парка машин и оборудования, своевременно и полно оснащать торговые предприятия современной техникой.

       Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы определяют следующие показатели:

• коэффициент физического износа основных средств, рассчитываемый отношением суммы износа к первоначальной или восстановительной их стоимости;

• коэффициент обновления, определяемый отношением суммы вновь поступавших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на конец года;

• коэффициент выбытия, определяемый отношением выбывших основных средств за год (или за более длительный период) к их остатку на начало года;

• коэффициент прироста основных средств, исчисляемый отношением суммы их прироста за год к остатку основных средств на начало года;

• долю активной части производственных основных средств в общей их стоимости, которая характеризует технический уровень торгового предприятия;

• показатель фондовооруженности труда, рассчитываемый отношением среднегодовой стоимости производственных основных средств к среднесписочной численности работников;

• показатель технической вооруженности труда, определяемый отношением среднегодовой стоимости активных производственных основных средств к среднесписочной численности работающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Сравнительный и оперативный анализ розничного товарооборота, товарных и трудовых ресурсов

В торговых фирмах, ассоциациях, управлениях  торговли и Министерстве торговли Республики Беларусь проводится сравнительный анализ розничного товарооборота по данным сводной отчетности, отчетов подведомственных предприятий и организаций, сводных и накопительных ведомостей, машинограмм и других источников информации. Сравнительный анализ обычно начинают с изучения выполнения плана и динамики розничного товарооборота отдельными торговыми предприятиями и организациями. Такой анализ позволяет оценить степень выполнения плана и динамику товарооборота каждого торгового предприятия, выявить, изучить и использовать передовой опыт торговой деятельности, устранить имеющиеся недостатки в работе. Для обобщения результатов анализа производят группировку торговых предприятий по степени выполнения плана товарооборота. Группировка торговых предприятий и их структурных подразделений может также производиться с учетом выполнения плана розничного товарооборота вышестоящей торговой организацией.

По данным сводной отчетности Министерства торговли Республики Беларусь с привлечением информации других ведомств и Министерства статистики и анализа Беларуси, можно изучить развитие розничного товарооборота, его размещение по областям, городам и экономическим районам. Используя указанные выше источники информации, можно проанализировать закономерности развития розничного товарооборота в увязке с изучением роста численности населения, покупательных фондов, определить товарооборот на душу населения, исследовать изменения структуры среднедушевого потребления отдельных товаров.

Следует также изучить  рациональность размещения в городе (районе) торговой сети, специализацию розничных торговых предприятий, режим их работы, обеспеченность населения площадью магазинов, В настоящее время в республике обеспеченность населения торговой площадью значительно ниже установленных нормативов, что требует изыскания резервов развития материально-технической базы торговли и повышения эффективности ее использования.

Велико значение сравнительного анализа  в выявлении и мобилизации резервов повышения эффективности хозяйствования. Сравнивая результаты торговой и другой деятельности однотипных предприятий с показателями лучших магазинов по уровню производительности труда, выработке на 1 м2 торговой площади, на один рубль производственных основных средств, можно определить, насколько возрастет товарооборот торговых предприятий за счет изучения, обобщения и использования опыта работы лучших из них. Сравнительный анализ должен проводиться по магазинам, сопоставимым по структуре реализуемых товаров, применяемым методам торговли, режиму и условиям работы. Подсчет неиспользованных возможностей увеличения розничного товарооборота за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов и материально-технической базы торговли производится путем составления специальных аналитических таблиц.

Оперативный анализ выполнения плана  и динамики товарооборота торговой ассоциации проводят по отдельным магазинам и в целом, а в магазинах — по отдельным структурным подразделениям (филиалам, отделам, секциям и бригадам). Он обычно проводится ежедневно и направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей. При проведении оперативного анализа составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых выявляют на любую дату месяца отклонения от плана по розничной реализации товаров за день и нарастающим итогом с начала месяца. При расчете среднедневного плана товарооборота необходимо учитывать колебания в розничной реализации товаров по отдельным дням и неделям. Так, значительно возрастает объем розничного товарооборота в дни после получения заработной платы, пенсий, стипендий, а также перед выходными днями. Следует учитывать и режим работы магазинов в отдельные дни месяца.

Фактические данные о товарообороте  берут из кассовых и товарных отчетов или их можно получить по телефону, телетайпу и при помощи других технических средств. Данные оперативного анализа широко используются менеджерами, руководителями и другими работниками торговых предприятий для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана, высоких темпов развития розничного товарооборота.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота, общественного питания экономического региона