Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:28, контрольная работа
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующимся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающихся по типам специализации.
ВВЕДЕНИЕ.
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующимся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающихся по типам специализации.
Развитие общественного питания:
Дает существенную экономию общественного труда вследствие более рационального использования техники; сырья; материалов;
Представляет рабочим и служащим в течение рабочего дня горячую пищу, чтоих работоспособность, сохраняет здоровье;
Дает возможность организации сбалансированного, рациональногопитания в детских и учебных заведениях.
Общественное питание одной из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно - правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий.
Многие предприятия
Конкуренция – неотъемленная составная часть рыночной среды, развитой рынок немыслим без конкуренции. Конкуренция - главный двигатель рыночной экономики. У посетителей возникает возможность выбора. Основной задачей каждого предприятия является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия (фирмы) должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые:
- Отвечают четко определенным потребностям
- Удовлетворяют требованиям потребителям
- Соответствуют применяемым
стандартам и техническим
- Отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества
- Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам
- Обуславливают получение прибыли
Для достижения поставленных целей предприятие должно организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и её безопасность.
27. Производственная мощность кухни и вместимость торгового зала. Эффективность их использования.
Производственная мощность кухни- это максимально возможный выпуск предприятием продукции определенного ассортимента в единицу времени. Ее определяют на основе производительности имеющегося оборудования, и емкости варочных котлов. На производственную мощность, кроме производственного оборудования оказывают влияние сложность приготовляемой продукции, качество поступающего сырья, удельный вес полуфабрикатов в составе сырья. А также продолжительность производственного цикла, режимы работы предприятия. Производственную мощность кухни измеряют в натуральных и условно-натуральных показателях.
Она может быть определена для первых и вторых блюд отдельно по формуле: Мс = (В-П) Vоб * К/ tц* Vб,
где Мс - суточная мощность кухни(блюда), В - продолжительность работы кухни (мин.); tц - продолжительность цикла (мин.), П - организационно- технологические простои; Vобщ. - общая емкость котла (литр.); К - коэффициент заполнения котлов (80%).
Степень использования производственной мощности кухни определяют с помощю коэффициента использования, который представляет собой отношение фактического (планового) выпуска блюд к расчетной мощности.
Также используется формула: ПМ = (ВР - ВП) * Ок*Кз / Вср* ОБ,
где ВР - продолжительность работы столовой, мин; ВП - время простоя оборудования, мин.; Кз - коэффициент заплнения емкостей; Вср - средняя продолжительность одной варки, мин.; Ок - емкость котлов; ОБ - емкость одного блюда, л.
Производственная мощность не является постоянной величиной. Большое влияние на ее изменение оказывают технический прогресс и совершенствование организации труда и производства, ритмичность снабжения предприятия сырьем и др.
Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент (Кпм), который определяется как отношение количества фактически выпущенной предприятием продукции к его производственной мощности. Этот коэффициент рассчитывается по формуле: Кпм = ВБф / ПМ,
где ВБф- фактический выпуск блюд.
Чтобы определить плановый выпуск блюд за период (год, квартал, месяц), используем формулу: ВБпл = ПМ* Кпм*Дпл.
Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует количество блюд умножить на среднюю цену одного блюда.
Товарооборот по продукции собственного производства определяют путем умножения среднегрупповых цен на количество блюд, полуфабрикатов, кулинарной и другой продукции, предусмотренной производственной программой предприятия.
Пропускная способность обеденного зала.
Пропускная способность обеденного зала - это максимально возможное количество потребителей, которое может обслужить предприятие в единицу времени. Она зависит от площади обеденного зала, нормы площади на одно место , режима работы. Заполнение обеденного зала, как правило, бывает неравномерным. Максимальный показатель может быть достигнут только в часы пик , поэтому в расчет принимают неполную нормативную пропускную способность.
Пропускная способность обеденного зала может быть определена по следующей формуле: С = Пз*К/Н*t,
Где Пз - полезная площадь (куб.м.), В - время работы зала в сутки (мин.), К - коэффициент заполнения зала с учетом неравномерности посещения в день(%), Н - нормы площади на одно посадочное место (кв. м.), t - время приема пищи одним потребителем (мин.)
Коэффициент использования пропускной способности обеденного зала рассчитывается как отношения фактического количества посетителей, обслуженных предприятием за единицу времени, к его пропускной способности.
Коэффициент использования мощности кухни и пропускной способности торгового зала отражают эффективность использования материально-технической базы общественного питания.
Максимальную пропускную способность обеденного зала (МПС о.з.) можно рассчитать по формуле: МПСо.з. = ВР*М / ВПП,
где ВР - продолжительность работы предприятия за день, минут., М - число мест; ВВП - время принятия пищи одним посетителем, минут.
Повышение коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрывания столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола» , комплексных обедов, завтраков, ужинов, организации выносных раздач и буфетов. Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу: ВБпл = МПС*Кпс*Бо.пл.*Дпл,
где Бо.п.пл. - среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде.
Другим показателем, характеризующий интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия , является оборачиваемость одного места. Это показатель характеризует число потребителей , приходящееся на одно место на предприятии за день. Оборачиваемость одного места рассчитывается по формуле: Ом = Чп / М
Оборачиваемость одного места можно определить исходя из максимального количества посетителей по пропускной способности. Коэффициент оборачиваемости Ко рассчитывается по формуле: Ко = Ом.ф / Ом.max,
где Ом.ф - оборачиваемость фактическая; Ом.max. - оборачиваемость одного места максимальная.
Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать на 1 место в зале, не менее, кв.м:
-в ресторанах - 1,8
-то же с эстрадой и танцплощадкой - 2,0
-в столовых общедоступных и при высших учебных заведениях - 1,8
-в кафе, закусочных и пивных барах - 1,6
-в кафе-автоматах, предприятиях быстрого обслуживания и безалкогольных барах - 1,4
В кафе молодежном следует предусматривать помещение Совета кафе из расчета 0,1 кв.м/1 место в зале; в кафе детском - помещение для игр из расчета 0,24 кв.м/1 место в зале.
В общедоступных столовых и кафе на площади зала допускается предусматривать буфет (сок-бар) площадью 6-12 м2
Обеденные залы следует, как правило, располагать в одном уровне с горячим и холодным цехами, а также моечной столовой посуды.
В предприятиях с самообслуживанием раздаточную следует размещать на площади зала в непосредственной связи с горячим цехом.
Раздаточные линии рекомендуется отделять от обеденного зала барьером, экраном и т.п. Расстояние от раздаточного оборудования до ограничивающих барьеров в зале следует принимать:
при проходе посетителей в один ряд - 0,9 м;
с предусмотренным обгоном очереди - 1,2 м.
Ширина рабочей зоны за технологической раздаточной линией - не менее 1 м. Раздаточные зоны и буфеты в предприятиях с обслуживанием официантами размещаются на площадях групп производственных помещений. Зал ресторана или кафе допускается разделять на зоны перегородками (стационарными или раздвижными).
46. Задача.
На основании данных таблицы исчислить недостающие показатели и провести анализ выпуска обеденной продукции за отчетный месяц.
Сделать выводы. Внести предложения по совершенствованию работы торгового объекта общественного питания.
Вид обеденной продукции (блюда) |
План |
Ожидаемое выполнение |
Степень выполнения плана,% |
Отклонение +/- | |||
Кол-во блюд. тыс. |
Удельный вес,% |
Кол-во блюд. тыс. |
Удельный вес,% |
По кол-ву |
По удельному весу,% | ||
Холодные и горячие закуски |
502,9 |
23,2 |
501,9 |
23,0 |
99,8 |
- 1 |
- 0,2 |
Супы |
446,5 |
20,6 |
445,2 |
20,4 |
99,7 |
- 1,3 |
- 0,2 |
Горячие блюда |
932,0 |
43,0 |
942,8 |
43,2 |
101 |
+ 10,8 |
+ 0,2 |
Сладкие блюда |
286,2 |
13,2 |
292,4 |
13,4 |
102 |
+ 6,2 |
+ 0,2 |
ИТОГО |
2 167,6 |
100 |
2 182,3 |
100 |
Удельный вес холодных и горячих закусок
502,9 / 2 167,6 * 100% = 23,2 %
Расчет удельного веса по остальным категориям ведем аналогично (по плану и ожидаемому выполнению).
Степень выполнения плана по холодным и горячим закускам = 501,9 / 502,9 * 100 = 99,8 %
Расчет выполнения плана по остальным категориям ведем аналогично.
Выводы. В целом объект общественного питания сработал неплохо. По горячим и по сладким блюдам план перевыполнен на 1 % и 2% соответственно. По горячим и холодным закускам и супам план выполнен на 99,8 % и 99,7 % соответственно. Работникам объекта нужно увеличить продажи по этим категориям.
Для этого следует совершенствовать такие атрибуты, как «насыщенность ассортимента», его «соответствие тенденциям спроса», а также улучшать «атмосферу обеденного зала» и «средства рекламы и стимулирования продажи блюд». Это позволит четко позиционировать объект в целевом сегменте «взыскательных и состоятельных посетителей», создать конкурентные преимущества и обеспечить наличие постоянных клиентов, запросы которых совпадают с концепцией предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.И.
Кравченко «Анализ
2. А.И. Гребнева «Экономика торгового предприятия» 1996 год.
3. К.Д. Волков, А.Л. Зайцева «Экономика и планирование предприятий общественного питания» 1979 год.
4. А.А. Радченко «Организация производства на предприятиях общественного питания» изд. «Феникс» 2000 год.
1. В.Д. Грибов, В.П. Грузинов «Экономика предприятия», учебник + практикум, Москва 2009 г.
2. О.П. Ефимова «Экономика общественного питания», учебное пособие, Минск 2000г.
3. А.М. Фридман «экономика
предприятий торговли и
4. А.И Сивкова, Е.К. Фрадкина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» учебное пособие, Ростов нД 2001г.
5. «Ресторанные ведомасти» журнал, №9,2003г.
6. «Ресторанные ведомасти» журнал, №9,2004г.
Аносова М. М.Организация производства на предприятиях общественного питания – М.: Экономика 1985