Анализ объема ассортимента и качества продукции ЗАО «Хлебозавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
исследовать методологические аспекты объема ассортимента и качества продукции;
определить особенности формирования объема товарного ассортимента на промышленном предприятии;
дать основную характеристику предприятию

Файлы: 1 файл

честовик введ 1гл2гл3гл.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 


 


Введение

 

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции  расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

С развитием конкуренции  производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.

В рыночных условиях хозяйствования повышение качества и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития.

В связи с этим повышение эффективности системы качества на основе анализа затрат деятельности предприятия, занимающегося производством и реализацией продукции и повышение экономической эффективности деятельности.

Актуальность выбранной тематики курсового проекта очевидна, так как при правильном формировании объема ассортимента и качества продукции предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.

Целью курсового проекта является разработка рекомендаций по совершенствованию объема ассортимента и качества продукции предприятия на примере ЗАО «Хлебозавод».

Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:

  • исследовать методологические аспекты объема ассортимента и качества продукции;
  • определить особенности формирования объема товарного ассортимента на промышленном предприятии;
  • дать основную характеристику предприятию;
  • провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • проанализировать объем ассортимента и качество выпускаемой продукции ЗАО «Хлебозавод»;
  • разработать рекомендации по повышению эффективности использования объема ассортимента и качества продукции предприятия.

Объектом изучения является Закрытое акционерное общество «Хлебозавод», а предметом – объем ассортимента и качества продукции данного предприятия.

Информационной базой для изучения послужили: учебная литература, нормативно-правовые акты РФ, бухгалтерская отчетность предприятия ЗАО  «Хлебозавод».

Курсовой проект имеет традиционную для данного вида работ структуру: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  анализа объема ассортимента и качества продукции

1.1. Понятие анализа ассортимента и качества продукции

 

Целью анализа объёма, качества и ассортимента продукции является оценка объема производства и реализации продукции и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции. В связи с этим можно выделить следующие задачи анализа:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • изучение ассортимента и структуры продукции;
  • оценка качества произведенной продукции;
  • определение ритмичности работы предприятия;
  • оценка выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов[2].

          Источниками информации для  данного анализа служат формы  статистической и  бухгалтерской  отчетности (Приложение 2).    

         При анализе выполнения плана производства и  продажи  продукции отдельными цехами, участками  необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов предприятия, планов производственных участков и  отчетов о работе цехов. К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений следует отнести объём выпущенной (производимой) продукции. Объём выпущенной производимой продукции включает стоимость:

  • годовых изделий, выработанные за отчётный период всеми подразделениями юридического лица, предназначенных для реализации на сторону, а так же выдачи своим работникам в счёт оплаты труда;
  • работ (услуг) различного характера, выполненных по заказам со стороны, для своего капитального строительства и своих непромышленных подразделений, а так же работ по модернизации и реконструкции собственного производства;
  • работ по изготовлению продукции с длительным производственным циклом, производство которых в отчётном периоде не завершено;
  • полуфабрикатов своей выработки, отпущенных за отчётный период на сторону, своему капитальному строительству и своим непромышленным подразделениям [7].

Следует заметить, что основными  задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции являются:

  • оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
  • выявление степени влияния основных факторов на показатели объема производства и реализации продукции;
  • разработка важнейших мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для оптимизации объема производства продукции, улучшения ее ассортимента и качества.

Анализ ассортимента и  планирование ассортиментной политики является неотъемлемой частью маркетинговой  деятельности любой компании. Однако глубина и осознанность данной работы напрямую зависит от уровня развития компании. Вообще не заниматься ассортиментом  в бизнесе невозможно. 
          Ассортимент – состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг на предприятии. Обратим внимание, что в определении отдельно указано соотношение различных наименований продукции. Другими словами, для понимания сути термина ассортимент важно знать не только, что предприятия выпускает или продает 150 наименований товара, но и то, какую долю каждое из наименований занимает в объеме производства/продажи и других показателях (в частности в прибыли). 

Ассортиментная политика – политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов [5]. 

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

           При создании систем качества на предприятии необходимо использовать рекомендации стандарта ИСО 9004-2. Необходимо отметит, что система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала определить, какие процессы и структуры следует включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать все необходимые нормативные документы для выполнения этих функций. Система качества должна включать  следующие элементы:

  1. Эффективное управление предприятием на основе маркетинга. Усиливается воздействие рыночных сил, требующих повышения конкурентоспособности и удовлетворения потребителя, обеспечивающего благополучие предприятия, его работников и владельцев.
  2. Создание корпоративной  культуры – под  корпоративной культурой  понимается система ценностей и убеждений, разделяемых всеми сотрудниками, коллективное сознание и менталитет организации. Корпора-тивная культура определяет поведение между работниками, их взаимо-отношения с клиентами, руководством, посредниками, поставщиками. Корпоративная  культура  дает  работникам  чувство цели и  формирует преданность к своей организации.
  3. Внедрение стандартов  технического качества обслуживания – означает приведение предприятия в соответствие с отраслевыми  стан-дартами на основе существующей  классификации гостиниц. В этих  целях проводится техническое обследование предприятия (здание и те-рритория, жилые, общественные и служебные помещения, технологи-ческое оборудование, оснащение инвентарем, расходными матери-алами). Выявленные технические отклонения от стандарта устраня-ются.
  4. Внедрение стандартов  функционального качества обслуживания  – внедрение квалификационных требований и  должностных обязано-стей к работникам предприятия, разработка  технологии производст-венных процессов, введение нормирования труда (нормативы выработ-ки, нормативная численность работников).

      

1.2. Методика проведения анализа объема ассортимента

продукции

 
            Основными показателями объема производства являются валовая и  товарная продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах (без НДС). 
Объем производства и продажи  продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых (через трудоемкость – в нормо-часах) и стоимостных измерителях.

Немаловажное значение для  оценки выполнения производственной программы  имеют натуральные показатели объемов  производства и продажи продукции. Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции: например, на консервных заводах используется такой  показатель, как тысячи условных банок, на полиграфических предприятиях –  тысячи условных печатных листов, на ремонтных  предприятиях – количество условных ремонтов. Однако обобщающие показатели объема производства продукции (товарной и валовой) получают с помощью  стоимостной оценки–в оптовых  ценах [14].

Нормативные трудозатраты также  используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.  
           Анализ объема продукции  должен проводиться в двух направлениях: 

  • оценка выполнения годового плана по выпуску продукции; 
  • анализ динамики выпуска  продукции за ряд лет. 

          Анализ выполнения плана  по объему производства продукции проводят по данным формы № 1 годовой или  квартальной отчетности и годового плана. Выполнение плана оценивают, сопоставляя отчетные данные по объему продукции с плановыми, и, определяя абсолютное отклонение от плана, рассчитывают процент выполнения годового плана и темпы роста по отношению к предыдущему году. 

          Для оценки динамики объемов  выпуска используют следующие показатели:  
1) абсолютный прирост  объема производства за анализируемый  период (ВП1) по сравнению с предыдущим (базовым) годом (ВП0), который позволяет дать оценку скорости изменения:                                     

 

                                              ∆ВП = ВП1 – ВП2,                                             (1) 

2) общий прирост продукции  за рассматриваемые годы:                                      

Информация о работе Анализ объема ассортимента и качества продукции ЗАО «Хлебозавод»