Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
исследовать методологические аспекты объема ассортимента и качества продукции;
определить особенности формирования объема товарного ассортимента на промышленном предприятии;
дать основную характеристику предприятию
На предприятие ЗАО «Хлебозавод» наибольший удельный вес в себестоимости приходится на сырье и материалы. Общая сумма затрат на материалы зависит от объема производства, средней нормы расходы материалов на выпуск единицы продукции (материалоемкости) и цены на потребляемые материальные ценности.
В связи с падением спроса на выпускаемую продукцию объем реализации за 2010 год снизился в 1,8 раз, в 2011 г. на 9895 млн. рублей. Кроме того, в условиях кризиса предприятие вынуждено было изменять ценовую политику. Несмотря на положительную тенденцию изменения показателей по итогам 2012 года общество имеет отрицательный результат, убыток составил 13,2 млн. рублей (приложение 4).
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами на предприятии ЗАО «Хлебозавод» представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами
ЗАО «Хлебозавод»
Показатели |
Год |
Относительное отклонение, % |
Абсолютное отклонение, (+/-) | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011/ 2010 |
2012/ 2010 |
2011/ 2010 |
2012/ 2010 | |
Среднесписочная численность персонала в целом по Обществу, чел. |
199 |
565 |
486 |
0,82 |
0,7 |
-125 |
-204 |
Средняя зарплата, руб |
8734 |
9610 |
11257 |
1,1 |
1,3 |
857 |
2523 |
Производительность труда, тыс. руб./ чел. |
394,7 |
410,9 |
619,7 |
1,04 |
1,6 |
16,2 |
225 |
Фонд заработной платы, тыс. руб. |
69595 |
63071 |
64300 |
0,9 |
0,98 |
-6524 |
-5295 |
Предприятие продолжает развиваться интенсивным путём, о чём свидетельствует рост таких показателей как производительность труда, фондоотдача, однако снижение таких показателей как рентабельность и чистая рентабельность свидетельствует о том, что финансовое состояние предприятия ухудшается.
Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину.
Среднесписочная численность работников ЗАО «Хлебозавод» на конец 2012 года составила 199 чел. За 2011 год работникам предприятия начислено 21911 тыс. руб. Средний доход одного работника ЗАО «Хлебазавод» в 2011 году составил 9610 рубль.
Фонд заработной платы снизился в 2011 году на 6524 тыс. руб. по сравнению с 2010, в 2012 увеличился на 1229 тыс. руб. по сравнению с 2011. Средняя заработная плата увеличивалась и в 2012 году составила 11257 рублей, что на 17,4% больше, чем в прошлом году, что остается низким показателем по сравнению с уровнем средней заработной платы промышленного сектора Белгородской области.
На предприятии ЗАО «Хлебозавод» в производственной программе определяется объем производства продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действующих отпускных ценах.
На предприятии объем производства и продажи продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Комплексный анализ динамики выпуска и продажи продукции представлено в таблице таблицы 2.13.
Таблица 2.13
Динамика производства и продажи продукции на предприятии
ЗАО «Хлебозавод»
Период |
Объем производства в текущих ценах, руб. |
Индекс цен |
Объем производства в ценах базисного года, руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||||
2010 2011 2012 |
201 100 317 540 416 167 |
1,0 1,3 1,32 |
201 100 211 693 189 167 |
100 98,0 93,6 |
100 98,0 95,5 |
201 000 190 500 180 200 |
100 98,0 94,0 |
100 98,0 95,8 |
Базисные темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода, цепные – по отношению к предыдущему году.
Анализируя динамику объема продаж, необходимо учитывать показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие ценового фактора. Чтобы определить стоимость выпуска продукции i периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за предыдущих периодов.
Например, за 2011 год: 317 540 руб./1,3 = 211 693 руб.;
за 2012 год: 416 167 руб./(1,3 1,32) = 189 167 руб.
Анализ данных таблицы 2.15. свидетельствует о том, что происходит снижение объема реализуемой продукции, при том, что объем ее производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.
Проанализируем структуру ассортимента хлебобулочных изделий, сгруппировав их по определенным признакам: по группам, объемам реализации (спросу). А также рассчитаем коэффициенты широты, полноты, новизны и устойчивости ассортимента ООО «Кенон»
1) Всего на Хлебокомбинате выпускается 50 наименований хлебобулочных изделий, из них:
Как видно, самый большой удельный вес в представленном ассортименте из хлеба занимает пшеничный. Лидирующую же позицию среди всех хлебобулочных изделий занимают сдобные изделия – треть всего ассортимента. Можно сказать, что данное распределение в структуре ассортимента соответствует спросу. Какой вид изделия лучше реализуется, тот и в больших количествах поставляется.
Сегодня предприятие ЗАО «Хлебозавод» заинтересовывает своего потребителя не только ассортиментом и качеством, активно применяется нарезка хлебных изделий. Эта услуга довольно успешно привлекает покупателя – хлеб в нарезке быстрее реализуется. Тем более, что этот продукт не отличается в цене.
Также, предприятие выпускает в продажу хлеб по Ѕ массы изделия (разрезанный пополам). Это относится к сортам хлеба, пользующимся наибольшим спросом: пшеничный 1, 2 сортов; украинский новый. Такой вид услуги очень удобен в магазинах самообслуживания, и непосредственно для покупателей, которые потребляют хлеб в малых количествах.
2) Рассчитаем широту ассортимента ЗАО «Хлебозавод». Этот показатель рассчитывается так:
Где, Шд – широта действительная;
Шб – широта базовая;
Широта действительная – 7 групп хлебобулочных изделий,
Широта базовая – 8 групп (+ржаной хлеб), значит:
Кш = 7 / 8 = 0,875.
3) Рассчитаем коэффициент полноты – он показывает степень удовлетворения потребителей в товарах однородной группы.
Где, Пд – полнота действительная;
Пб – полнота базовая (информация в прайс-листах).
Кп = 50 / 250 = 0,2.
Безусловно, это невысокие показатели и нужно было бы их повысить, расширяя ассортимент. Важный фактор – это падение спроса на хлебобулочные изделия в настоящее время. Отсюда сужение ассортимента и снижение объема поставок.
4) Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента по формуле:
где У – количество товаров, пользующихся устойчивым спросом (у нас это 46 наименований).
Ку = 46 / 50 = 0,92.
Этот показатель соответствует нормам, даже немного превышает их, что говорит об эффективности работы предприятия. Но все же, необходимо постоянно изучать и анализировать спрос населения, отслеживать сроки реализации каждой поставки.
5) Рассчитаем коэффициент новизны ассортимента хлебобулочных товаров , по формуле:
где Н – количество новых наименований.
Кн = 4 / 50 = 0,08.
В настоящее время, при падении спроса, этот показатель является достаточным. Нужно осторожно предлагать новые изделия потребителю и следить за качеством выпускаемой продукции.
Как видно из таблицы 16 за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Задача анализакачества – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по уровню качества продукции.
Как видно из таблицы 2.14. за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
Таблица 2.14
Анализ обобщающих показателей качества продукции
ЗАО «Хлебозавод»
Показатель |
Прошлый год (2011г.) |
Отчетный год (2012г.) | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,75 |
0,80 |
0,82 |
Удельный вес, %: продукции высшей категории качества экспортируемой продукции забракованной продукции зарекламированной продукции |
80 10 0,65 0,20 |
82 13 0,50 0,10 |
85 15 0,12 0,08 |
Потери от брака, тыс. руб. |
800 |
750 |
768 |
Определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск продукции, выручку от реализации продукции и прибыль. Расчет производится следующим образом: количество произведенной и реализованной продукции повышенного качества:
(тыс. упаковок);
(тыс. упаковок).
Из расчетов видно, что за отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции, ЗАО «Хлебозавод» почти полностью избегает погрешностей в работе: имеет квалифицированных работников и использует новейшую технику.
Информация о работе Анализ объема ассортимента и качества продукции ЗАО «Хлебозавод»