Анализ объема ассортимента и качества продукции ЗАО «Хлебозавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
исследовать методологические аспекты объема ассортимента и качества продукции;
определить особенности формирования объема товарного ассортимента на промышленном предприятии;
дать основную характеристику предприятию

Файлы: 1 файл

честовик введ 1гл2гл3гл.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

 

                                      

                            (2)  

                                     
Где, n - число лет, за которые рассматривается динамика объема продукции; 

3) среднегодовой абсолютный  прирост продукции: определяемый путём деления общего прироста продукции на число лет.

 

                                                                        (3)

 

4) темп роста ( ) и темп прироста ( ) продукции, которые характеризуют динамику развития организации, позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

 

                                                                  (4)

 

5) среднегодовой темп  роста (прироста) объема реализации  продукции определяется по следующей  формуле:                                 

 

 

                                                                           (5)

 
Где, – темпы роста (прироста) за каждый год временного интервала; n – число лет в рассматриваемом временном интервале. Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей продукции необходимо, чтобы предприятие выполняло  план не только по общему объёму продукции, но так же и по ассортименту (номенклатуре) услуг и качеству.

Ассортимент – перечень  наименований выпускаемой продукции  с указанием объёмов выпуска  по каждому её виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой. Комплексный  анализ ассортимента продукции состоит  в основном в установлении параметров однородности, степени устаревания  продукции [14].

Изучение ассортимента продукции проводится с целью уточнения среднего числа видов продукции. Ведь расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения покупателей с различными вкусами и потребностями. Выпуская близкие по своим потребительским качествам товары (товары-заменители), предприятие добивается тем самым их дифференциации в соответствии с различными вкусами потребителей одного типа товара и получает конкретное преимущество.

Система формирования ассортимента включает в себя: определение текущих и перспективных потребностей покупателей с целью удовлетворения спроса на продукцию; оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение ЖЦТ на рынках, расширение ассортимента, внедрение новых, более совершенных видов продукции; соблюдение принципов гибкости и эффективности при планировании и производстве продукции, изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически не эффективных изделий; принятие в соответствии с рыночными реалиями своевременных управленческих решений об изменениях в ассортименте продукции и оценку риска невостребованности.

Некоторые ученые предлагают для анализа ассортимента использовать коэффициент ассортиментности:                          

                             (6) 
 

Коэффициент ассортиментности можно определить также методом наименьшего процента: из всех показателей выполнения производственной программы по каждому виду услуг выбирается наименьший. Оптимальное значение этого показателя должно быть равно единице. Отклонение от оптимального значения свидетельствует об изменении в структуре продукции организации.

Аналогично проводится комплексный  анализ ассортимента организации в  динамике. Но в этом случае не должно быть четкого ограничения значений коэффициента ассортиментности, т.к. структура продукции зависит в основном от спроса на них и может изменяться вместе с этим показателем в течении времени [4].

Структура продукции определяет удельный вес (в процентах) каждого  вида продукции или соотношение  отдельных видов продукции в  их общем объёме. Продукция в основном различается  по трудоёмкости выполнения, материалоёмкости и рентабельности.

Поэтому изменения в структуре продукции, как правило, приводит к изменению объёма продажи  продукции. Фактическое изменение  удельных весов отдельных видов  продукции в их общем объёме по сравнению с удельными весами в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т.д.[20].

Для комплексного анализа выполнения плана по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту):

 

                                                                               (7)

 

Где, - Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

 – суммарный объем продукции базисного (планового) периода.

Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует о нестабильности ассортимента.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования) [5].

Полученное значение меньше 1. Основными причинами изменения структуры продукции могут быть:

  • изменение спроса на продукцию;
  • недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;
  • нехватка персонала необходимых профессий и квалификаций;
  • стремление организации производить менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.

Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов:

 

                                             С = Пзачт – Потч,                                           (8)

 

Где, С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов.

Для характеристики интенсивности структурных преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле:

 

                                                                                (9)

 

Где, – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n – число видов продукции (номенклатурных  групп).

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Таким образом, анализ влияния структуры продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия [1].

 

1.3. Методика проведения анализа качества продукции

 

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. 
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят:

  • удельный и качественный  вес продукции в общем объеме ее выпуска;
  • удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны;
  • удельный вес аттестованной  продукции.

          Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). 
Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака [12].

          В процессе анализа изучают  динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для  обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной  и зарекламированной продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). 
Изменение качества затрагивает, прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

 

                                                                              (10)

 

                                                                              (11)

 

                                       (12)

 
Где, Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;  
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;  
VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества; 

РПК – количество реализованной продукции повышенного качества[10].

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и по удельному весу в общем  объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. После этого изучают причины  снижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения, цетрам ответственности и разрабатываются  мероприятия по их устранению. Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и  технического уровня оборудования, аритмичность производства [13].

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:

 

                                                                                    (13)                                           

 

Где, – суммарная стоимость продукции всех сортов;

 – суммарная стоимость всей  продукции по цене I сорта.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства и др. [4].

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что анализ объема, ассортимента и качества продукции оказывает большое  влияние на финансово-хозяйственные  показатели деятельности организации.  От того насколько оптимально налажена система качества услуг на предприятии  на прямую зависят и экономические результаты деятельности. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ объема ассортимента и качества продукции

ЗАО «Хлебозавод»

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

Закрытое акционерное общество «Хлебозавод», основными направлениями деятельности которого является производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, в настоящее время занимает стабильное положение в отрасли, обусловленное высоким качеством и широким ассортиментом производимой продукции; многолетними налаженными связями с потребителями хлебобулочной продукции – предприятиями, расположенными на территории Белгородской, Воронежской области.

В г. Алексеевка и Алексеевском районе производителями хлебобулочной продукции являются: ЗАО «Хлебозавод» до 15,5 тн в сутки; ООО «Алексеевская мельница» до 2,5 тн в сутки, ИП Бочарова до 1,5 тн в сутки, ОАО «ДСУ-2» до 0,4 тн в сутки. Из вышеперечисленного следует, что ЗАО «Хлебозавод» является основным производителем хлебобулочной продукции.

Все вышеперечисленные факты повышают конкурентоспособность Общества и позволяют эффективно работать не только на территории Белгородской области, но и за ее пределами.

Общество создано учредителями, уставный капитал составляет 1975,00 рублей. Он складывается из номинальной стоимости 1975 обыкновенных акций, номинальной стоимостью один рубль каждая. В состав ЗАО «Хлебозавод» входят 32 акционера.

Информация о работе Анализ объема ассортимента и качества продукции ЗАО «Хлебозавод»