Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 13:54, реферат
Понятие и методы показателей качества продукции.
Относительный показатель качества - отношение показателя качества оцениваемого объекта к базовому показателю качества, выраженное в относительных единицах.
Термин «относительный показатель качества» впервые появился в трудах Гличева А.В., Панова В.П. и Азгальдова Г.Г. по квалиметрии (науке о количественных оценках качества), которые исследовали более ста различных понятий, обозначенных словом «качество».Этот процесс удобнее отражать в относительных показателях, которые хороши в случае применения в одном процессе различных единиц, в том числе и единиц. В этих процессах уместны анализ, где можно отойти от относительных показателей к абсолютным, и синтез, где конечным действием будет корректировка результатов.
В настоящее время показатели качества должны быть составной частью системы менеджмента качества.
Качество продукции — это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества, индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
Качество
продукции связано с понятиями
Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Номенклатура
потребительских свойств и
Дифференциальным
называется метод, основанный на сравнении
единичных показателей качества
рассматриваемого образца продукции
с такими же показателями
качества базового образца. Базовое
значение показателя качества
продукции – это значение
показателя качества продукции, принятое
за основу при сравнительной оценке
её качества. Выбор базового образца
осуществляется в зависимости
от цели оценки уровня качества
рассматриваемых образцов. В
случае, когда целью оценки является
принятие решения по результатам
испытаний в соответствии с
нормативно-техническим
1. По квалиметрической шкале интервалов, когда из i-го значения показателя рассматриваемой продукции Рi вычитается i-е значение показателя качества базового образца Рi б.
2. По квалиметрической шкале
отношений, в этом случае
определяют показатели
К0 = Рi / Рi баз (1)
К0
= Рi баз / Рi
(2)
где Рi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Рi баз – значение i-го базового показателя;
i
– количество показателей
Выбирают ту формулу, при которой увеличение относительного показателя
соответствует повышению качества продукции.
Относительные значения
единицы в обе стороны более, чем на 20% (0,8< Ki <1,2), поскольку в этих
пределах влияние изменения действительного значения показателя Рi на
величину относительного изменения показателя Кi будет примерно одинаковым при использовании формулы 1 или 2. Далее точки наносят в системе координат: по оси абсцисс – значения показателя Рi, по оси ординат – оценки показателя Кi; определяют тенденцию изменения зависимости в интервале между главными точками и строят график. При использовании вычислительных машин кривые необходимо аппроксимировать подходящими аналитическими функциями.
Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщённых) показателей качества. Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных показателей. Поэтому комплексные показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.
Комплексный показатель характеризует
совокупность взаимосвязанных свойств
(сложное свойство) из всего множества
свойств, образующих качество
продукции и выражается одним
числом, что позволяет на практике
сравнивать большое число
перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут
оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества.
В «дерево свойств» не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями «дерева».Выбор единичных показателей качества обосновывают.
После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.
Составляем «иерархическое дерево качества» для показателей качества
холодильников, уровень качества которых оцениваем в данной работе.
Сегодня на рынке большое количество разнообразной продукции (товаров и марок) с самыми различными ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже время одинаковыми ценами на товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие. Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, согласно законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости. Итак, какие же факторы определяют ценность продукции? Потребительская ценность продукции зависит не только от эксплуатационных показателей качества, но и от целого ряда других потребительских ценностей, прямо или косвенно характеризующих продукцию. Все потребительские ценности можно условно классифицировать по нескольким категориям, отличающимся друг от друга временными факторами действия: базовые, постоянные, временные ценности, сопутствующие, привнесенные, универсальные.
Базовые
ценности – это потребительские
ценности, заложенные в продукцию на
этапе проектирования и характеризующиеся
эксплуатационными показателями качества,
к которым относятся показатели назначения
(функциональные), надежности (безотказность,
долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость),
технической эстетики (целостность композиции,
совершенство товарного вида), экологические
(физические, химические, микробиологические),
эргономические (соответствие эргономическим
требованиям в рабочей зоне), патентно-правовые
(патентная чистота, патентная защита),
безопасности и транспортабельности.
Перечисленные показатели характеризуют
продукцию на протяжении всего ее жизненного
цикла. Они могут совершенствоваться,
изменяться, но их начальная номенклатура
не меняется. Эти показатели определяют
базовое потребительское качество, которое
является основой для сравнения с продукцией
конкурентов. К базовым ценностям относится
и себестоимость продукции, характеризующая
производственно-
Постоянные ценности – это такие дополнительные потребительские ценности, которые действуют на протяжении всего жизненного цикла продукции, но имеют к базовым ценностям не прямое, а косвенное отношение. Например, имидж фирмы-изготовителя продукции, престиж магазина, сертификат на систему качества, популярность торговой марки и т.д. Эти ценности имеют различный рейтинг. Их воздействие на покупателя позволяет намного увеличить потребительскую стоимость продукции. В отдельных случаях влияние только этих ценностей обеспечивает долговременную ликвидность продукции, даже если она по базовым показателям уступает конкурентам. Имидж фирмы, например, действует также как подпись известного художника.
Временные ценности – дополнительные ценности, имеющие прямое отношение к виду и качеству продукции, но действующие временно, иногда сезонно, обычно меньше жизненного цикла товара: новизна, мода, престиж. Эти ценности, как правило, на какое-то время позволяют держать ударные цены на продукцию. Идеально когда жизненный цикл товара соразмерен с длительностью действия временных ценностей. Временные ценности реализуются потенциальной возможностью наценки к себестоимости товара, убывающей во времени (в связи с его моральным износом).
Сопутствующие ценности – дополнительные потребительские ценности, не связанные с продукцией непосредственно, но облегчающие или затрудняющие условия ее приобретения или эксплуатации: сезонный спрос на продукцию, уровень инфляции (для экспортируемых или импортированных товаров). Сопутствующие ценности могут как способствовать ликвидности продукции, так и затруднять ее реализацию. Наценка к продукции за счет действия сопутствующих ценностей может значительно колебаться во времени.
Привнесенные ценности – информационные ценности: реклама, выставки, конкурсы, которые сами по себе не имеют ни прямого, ни косвенно отношения к продукции, но за счет новой или повторяющейся информации о ценностях, имеющих отношение к продукции, значительно увеличивают ее потребительскую стоимость в глазах многих покупателей. К привнесенным ценностям также относятся слухи, мнения, жизненный опыт. Воздействие привнесенных ценностей может быть как временным, так и постоянным (например, реклама). Привнесенные ценности во времени действуют аналогично сопутствующим. Колебательный характер наценки вызван ослаблением во времени воздействия информационных мероприятий (до ее возобновления). Большая часть продукции, как правило, не имеет дополнительных потребительских ценностей. Особенно это относится к материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ценность которых профессионально оценивается потребителями по базовым характеристикам, поэтому их стоимость на рынке может быть с большой вероятностью спрогнозирована еще в период разработки. Так как дополнительные ценности выражаются наценкой к себестоимости, то долю этой наценки можно считать рентабельностью продукции за счет конкретной потребительской ценности.
Универсальные
ценности – рыночная стоимость продукции
или цена. Цена – главная ценность,
которая, как зеркало, адекватна
потребительским свойствам, но с
какой-то погрешностью, вызванной стохастическим
характером зависимости цены и качества.
Вместе с этим цена, какой бы ни была
продукция, имеет универсальную
размерность (в денежном выражении),
т.е. по ней можно сравнивать ценность
разных по виду и качеству изделий.
Успешное продвижение на рынок нового
изделия во многом будет зависеть
от правильного учета всех факторов,
влияющих на ликвидность продукции,
и особенно от возможности предприятия-
Информация о работе Относительный показатель качества продукции