Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

экологическое воспитание курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       Человечество  использует для ирригации, промышленного  производства, бытового снабжения более 13% речного стока и сбрасывает в водоемы ежегодно более 500 млрд. м3 промышленных и коммунальных стоков. Их нейтрализация требует (в зависимости от степени очистки) 5-12-кратного разбавления природной чистой водой. Не менее чем вдвое увеличился твердый сток в океан, который составляет сейчас 17,4 млрд. т в год. Только в водохранилищах накопление продуктов размыва суши составляет 13,4 млрд. тонн в год. В целом под воздействием антропогенного фактора снос с суши возрос примерно в 2,5 раза и составляет ежегодно 50 млрд. т вещества в твердой, жидкой и газообразной форме.

       В результате сжигания топлива в атмосферу  ежегодно поступает более 20 млрд. т двуокиси углерода и более 700 млн. т других паро - и газообразных соединений и твердых частиц. Серьезной проблемой становятся избыток серы в окружающей среде и загрязнение соединениями серы воздуха и поверхностных вод. В настоящее время техногенное поступление серы в 7 раз превышает таковое при естественных природных процессах; при сжигании низких сортов угля и мазута в атмосферу выделяется 150 млн. т сернистого газа в год. Как известно, во влажном воздухе SO2 образует серную кислоту, которая вместе с дождями выпадает на землю. Когда в воздух и почву попадают металлическая пыль или растворенные в воде металлы, то образуются еще более ядовитые соли серной кислоты, убивающие все живое. Особенно опасны соли кадмия, ртути, свинца.

       При анализе загрязнения среды следует  учитывать не только прямое загрязнение  в результате потерь сырья и побочных отходов индустрии, которые колеблются от 2 до 33%, но и рассеивание вещества в процессе использования готовой  продукции из-за ее коррозии, износа, механического истирания и т.п.

       Таким образом, загрязняя окружающую среду человек, наносит непоправимый вред своему здоровью.

       Средняя продолжительность жизни уменьшилась  на 5—10 лет. Особенно чувствителен к  опасным факторам среды организм ребёнка. Поэтому важна настойчивая работа по объяснению и привитию гигиенических норм и правил поведения в экологически сложных условиях жизни. Есть научные данные, которые утверждают, что здоровье человека на 20—40% зависит от состояния окружающей среды, на 15-20 % - от генофонда, на 25-50 % от условий жизни и только на 10 % от деятельности служб охраны здоровья. Значит, издержки окружающей среды можно компенсировать правильной организацией здорового образа жизни.

       Например, необходимо знать, что существует внутреннее и внешнее облучение. Первое опаснее, т.к. радионуклиды, находясь в организме, очень близки к клеткам тканей тела, которые облучаются. Необходимо знать, что радиоактивные частицы попадают в организм тремя путями: с едой и водой, через органы дыхания (самый опасный путь, поэтому ж много сейчас рака лёгких) и через кожу, особенно повреждённую в результате загара. Примерно 50 % полученных доз выводятся из организма за 120-170 дней. Поэтому целесообразно корректировать свой образ жизни: употреблять экологически чистые пищевые продукты, выезжать за пределы радиоактивной зоны в чистые места для оздоровления и т.д. Срёди многих отрицательных факторов антропогенного характера самым опасным является воздействие мутагенов на генофонд живых организмов и в первую очередь человека, окружающей среде находится масса мутагенов — это радионуклиды, ультрафиолетовое излучение, пестициды, нитраты нитриты, соли тяжелых металлов, даже мед. препараты. Ощутимы и последствия Чернобыльской трагедии. По законам естественного отбора всё чаще выбраковываются аномальные зиготы, эмбрионы, организмы. В 2 раза увеличилось число врождённых уродств. Кроме этого воздействия, на здоровье организма сказывается воздействие социальных факторов. Напряжение психических возможностей на работе, во время учёбы, связанное с нестабильностью в экономике страны, провоцирует заболевания психики, аллергические реакции, рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, СПИДа. Это резко подрывает здоровье молодежи. Алкоголизм — молекулярная болезнь; этанол, почти токсичный сам по себе, попадая в организм, превращается в ядовитый продукт — ацетальдегид. Сама природа порядилась так, что в клетках человеческого организма в малых количествах содержится этот яд, т.к. без него клетка не может дышать, усваивать кислород. При потреблении алкоголя его держание увеличивается, что весьма опасно для организма. Табак и его дым содержат более 1000 разных химических веществ, многие из которых мало изучены. Более 30 из характеризуются крайне вредным действием. Никотин по ток сичности стоит в одном ряду с синильной кислотой. В затяжки температура на горящем конце сигареты достигает 600 градусов. При такой температуре происходит пиролиз табака и бумаги с образованием бензапрена, оксида и диоксида углерода, синильной кислоты, диоксида азота

       Таким образом, исходя из всего вышесказанного следует, что здоровье человека обусловлено  состоянием окружающей среды. Поэтому  необходимо бережно относиться к  окружающей среде. 

       2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности 

       Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце тоже расцветет красота.

       В.А. Сухомлинский.

       До  боли в сердце любим мы эту

       необыкновенную  землю.

       И если придется защищать свою

       страну, то в глубине сердца будем

       знать, что защищаем и этот клочок земли.

       Он  научил нас видеть

       и понимать прекрасное.

       К. Паустовский.

       Необходимо  отметить, что, начиная от Яна Амоса  Каменского и до В. А. Сухомлинского  включительно, известные деятели  педагогической науки в воспитании и образовании великую роль отводили природе. И не обязательно это связывать с необычной экзотикой природы. В самом обычном проявляется красота и сила жизни: нет некрасивых растений, животных, географических ландшафтов. Все зависит от того, как представить тот или иной объект природы, ту же гусеницу — с радостью и удивлением или с неприязнью, отвращением и даже страхом. А гусеница своей своеобразной окраской, оригинальным и целесообразным строением действительно любопытна и привлекательна. Надо только получше, повнимательнее рассмотреть и изучить ее. Нужно научить ребят видеть прекрасное в самых обычных проявлениях природы, побуждать к благородным действиям и поступкам по отношению ко всему живому. Люди одновременно могут быть и очарованы змеями, и испытывать к ним неприязнь, даже если они никогда не видели их в природе. Это происходит потому, что для большинства культур змея была религиозным и мифическим символом. Кроме того, ядовитые змеи всегда представляли смертельную опасность для людей почти на всей Земле от Финляндии до Тасмании, от Канады до Патагонии. Жизнь спасала только бдительность. Человек наделил змею двумя силами: разрушит ной и созидательной. Это демоны Фу-Ши и Ну-Куа в Ки Мудама и Манаса в Индии, трехголовый гигант Нехебкау у, них египтян. Змея в Книге Бытия также олицетворяет знак смерть, а у ацтеков Чихуакоаталь - богиня плодородия и человечества, в Японии — хранительница очага и хозяйка дома. Два змея изображены на знаке различия медицинской армии США, змея обвивает крылатый жезл Меркурия, стилизируя мудрость, змеи изображены на различных гербах, шлемах, охранных грамотах послов, медицинских эмблемах. О великой роли природы в воспитании и обучении говорил. Н. Кайгородов: «Мне рисуется в далеком будущем (а может не в таком уж далеком!) такой замечательный идеал: с поялением первого зеленого листа на дереве двери всех классов закрываются, и все уроки прекращаются, кроме уроков природоведения, и уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор — сама Природа. Люди подсознательно ищут всю свою жизненную связь с природой. Люди приезжают к девственной природе в поиске новой жизни или встречи с новым окружением, чтобы порыбачить, поохотиться, просто побродить по лесу, послушать пение и шум ветра, шелест листвы, понаблюдать восход или закат ее. Потом они возвращаются домой с умиротворением в душе, которое приносит этот контакт, и совершенно иначе видятся те проблемы, что одолевали их раньше. Добрее, чище, терпимее, спокойнее, внимательнее, отзывчивее, уравновешеннее становится человек. На дачу люди едут из таких же соображений: поменять обстановку, отвлечься от будничной суеты, встретившись с природой, даже на малом клочке-пятачке кормящей вас землицы. Сказанное подтверждает не только то, что человек — часть природы, но свидетельствует в пользу того, чтобы человек философски подошел к решению вопросов, касающихся его сущности. Мы не поймем себя, если забудем, как много для нас значит природа. Бытует мнение, что потеря биоразнообразия разит дух, а не тело. И если это правда, то происходящие сегодня перемены в экосистемах принесут огромный вред грядущим поколениям. Мы должны относиться к каждой частице природы как к бесценному творению, пока не научимся правильно использовать ее и осознавать ее значение для нас. Нет цели более благородной, чем начать эру восстановления и сохранить разнообразие жизни. Известный методист А. Я Герд писал: «Много есть людей со здоровыми органами чувств, но не воспользовавшихся ими не только для своего всестороннего и полного развития, но и для получения во внешнем мире ясного отчетливого, образного представления. А возможна ли без такого представления и успешная деятельность во внешнем мире? Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательнее и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает познавательнее: из всего извлекает большую пользу, находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным. Духовная, эмоциональная неразвитость наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и даже варварского отношения к природе. Очень важно на уроках биологии воздействие художественного слова на учащихся. Чтобы это воздействие состоялось, «обходимо вызвать у детей сильную, яркую эмоцию на предлагаемый текст. Этого можно достичь эмоциональным словом учителя, выразительным чтением произведения. Например, стихотворение Юрия Кузнецова «Атомная сказка»:

       Эту сказку счастливую слышал

       Я уже на теперешний лад,

       Как Иванушка во поле вышел

       И стрелу запустил наугад.

       Он  пошел в направленье полета

       По  сребристому следу судьбы.

       И попал он к лягушке в болото,

       За  три моря от отчей избы. –

       Пригодится  на правое дело,

       Положил он лягушку в платок.

       Вскрыл  ей белое царское тело

       И пустил электрический ток.

       В долгих муках она умирала,

       В каждой жилке стучали века,

       И улыбка познанья играла

       На  счастливом лице дурака.

       Книги Игоря Акимушкина, Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Сергея Михалкова, Ивана  Соколова, Леонида Леонова, Владимира Солоухина, Д. Мамина-Сибиряка отличаются острой наблюдательностью природных явлений, глубокой и чувственной проникновенно изложения и высоким личным патриотизмом. Они воспитывают любовью к природе высоконравственные личностные качества доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному к готовность действовать в .защиту окружающей среды.

       Канадский писатель и художник-анималист, автор  сказов о животных-героях Сетон-Томпсон  написал серию сказок, которые  читаются детьми с огромным удовольствием, они трогают и волнуют душу, заставляют всем сердцем участвовать в событиях произведений.

       Ф. Достоевский в свое время писал: «И ничего в жизни так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, любимым мною сырым запахом перетлевших листьев».

       В природе «удивительное» рядом — необычной формы деревьев, причудливые ветки кустарников. Вспоминается сразу: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит» (А.С. Пушкин). Лесные шорохи, звуки. Прислушайся, найди их причину. А как описать чистый осенний воздух — прозрачный, лесные запахи — пахнет грибами, травой, прелыми листьями; дыхание весны — трепетное, нежное, ласк в новом красочном наряде с травами, цветами, пением.

       Как много нового и увлекательного, неожиданного и интересного можно узнать о жизни растений и животных из произведений известных поэтов и писателей. Они с большой человеческой любовью раскрывают всю прелесть и загадочность, земную красоту природы, которая возвышает духовный потенциал человека. Вот отрывки из некоторых произведений Бианки Белкина сушильня.

       Белка отвела под кладовую гнездо на дереве. В гнезде у нее сложены лесные орешки и еловые шишки. Белка собрала  разные грибы — маслята и подберезовики. Она насадила их на сучки и сушит  про запас. Это корм на зиму.

       Деревья тоже, как люди, со своим неповторимым облаком: эмблема долголетия, патриарх лесов, мощный, сильный, крепкий дуб, хрупкая нежная береза, печальная, смиренная, стыдливая ива, сдержанный ученый клен, выносливая, честная, с сильным характером сосна.

       Береза — национальное русское дерево. Березу любили на Руси, считали, что она подарит богатый урожай, если за ней ухаживать, ее длинные, ветви заплетали, переплетали яркими лентами и радовались, любовались ее красотой.

       Любовь  к природе не слабеет, а наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно в больших городах, где людей буквально преследуют отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Потому-то даже на крошечном пятачке земли люди устраивают цветники, сажают деревья, которые радуют глаз и успокаивают душу. Для этого нужно помнить законы цветовой гармонии. Вот она — симфония цвета: красный, оранжевый, желтый — активные и теплые тона, они как будто выступают вперед, зеленый, синий, фиолетовый, голубой — холодные, пассивные тона, они как будто уходят в глубину; белый — делает соседние краски светлее, радостнее, легче. На этих свойствах и основывается подбор цветов. Соотношение, когда активные цвета размещаются рядом с пассивными, называют гармоничными контрастами. Они дают яркую приятную картину.

       Человек и Природа едины, между ними существует гармония. Обряды и обычаи свидетельствуют  о глубоком ощущении и понимании  человеком Природы, её живительных  сил, а также о поэтическом восприятии человеком окружающего мира. Люди верили в передачу сил природы человеку. На Троицу жилище украшали зелёными ветками, поливали аиром. Венок и до сих пор непременный элемент свадебного наряда девушки-невесты, а маленький букет; на лацкане пиджака обязателен для жениха и его друзей.

       Явления Природы нашли своё отражение во многих пословицах, приметах, поговорках, бытующих в нашем родном белорусском крае.

Информация о работе Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе