Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

экологическое воспитание курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

         Гуси высоко летят — воды  будет много, низко — мало. |Ранний вылет пчёл — к ранней  и тёплой весне.

       Вороны  подолгу сидят на деревьях около  изб - пора сеять хлеб.

       Природа и музыка, музыка и Природа —  эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. В самом слове «музыка» слышится задорный птичий гомон, перезвон озорных ручейков, задумчивый шелест листвы и эхо морского прибоя.

       Не  было, нет и не будет на свете  более искусного музыканта, чем  волшебница природа. Человек всего  лишь повторяет живые ноты, подсказанные самой природой. Навсегда прописались  на нотных линейках добрые, мудрые голоса природы. Слушая произведения, мы ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную неувядаемую красоту. Никто из нас не слышал, как разговаривают животные, а тем более поют пескари, окуни, форели. Какое отношение к музыке имеют безмолвные тихони-рыбы? Но если прислушаться, как плещутся они в голубоглазых речушках, как рассыпают своими хвостами серебристые брызги по глади озер.

       Голоса  природы мы слышим в музыкальных  произведениях: Ф. Шуберта ь", М. И. Глинки "Медведь", Сен-Санса "Лебедь", Р. Шумана "Дед Мороз". Создать  на уроке эмоциональный настрой помогает музыка П. И. Чайковского "Времена года", "Песнь жаворонка". Тема цветов звучит в музыку: "Вальс цветов" в балете "Щелкунчик", "Подснежник. Пусть никогда не умолкает над родными просторами дружный звонкоголосый птичий хор. Природа — законодатель вкуса, красоты, совершенствуя ее эталонам. представит, и! знает его природный эталон. Природой все поверяется. Мы говорим: естественный, натуральный, то есть соответствующий тому, что наблюдаем в природе. Природа совершенствовала формы и краски для своего круга" ценителей этой красоты, а не для человека. Человек — лишь сторонний наблюдатель. Чей-то глаз все это ценит, каким-то образом реагирует на эти наряды и, может быть, своим выбором красоту совершенствует или не дает ей угаснуть. Иначе говоря, чувство красоты — дар не только человеческий.

       Конечно, многое в природе объясняется  целесообразностью, гармоничным сочетанием со средой, в которой животные обитают  — "красиво все, что естественно, целесообразно".

       В природе происходит воспитание человека. Природа вынашивает в человеке чувство прекрасного. 11

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно  используя  различные  методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

       Как  известно,  воспитание  тесно связано  с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями,  а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

       Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте, приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.

       В представлении И. Д. Зерева, человек – часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.12

       Изучив  основные положения Концепции Экологического образования и воспитания школьников в РБ, проведя анализ литературы и передового педагогического опыта в области природоохранного воспитания учащихся, в результате написания курсовой работы мною были сделаны следующие выводы:

  1. Экологическое образование и воспитание целенаправленный, организованный процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, обеспечивающих развитие бережного ответственного отношения к природе.
  2. Экологическое образование и воспитание как целенаправленный процесс имеет свои задачи, цели, формы и методы.
  3. В школах создается база для развития экологической культуры школьников. В ряде школ вводятся обзорные уроки по вопросам охраны природы, факультативы, спецкурсы, проводятся внеклассные и внешкольные занятия. На всех уроках школьного цикла отводится время для изучения экологических аспектов данного предмета.
  4. По мнению педагогов, ученых, исследователей на данном этапе возможно воспитание подрастающего поколения, формирование высокой культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на земле.
  5. В настоящее время предпочтение отдается следующим ключевым экологическим идеям:
  6. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов

       2. Идея многообразия видов в  природе и необходимости их охраны.

       3. Идея зависимости здоровья человека  от действия факторов окружающей  среды.

       4. Идея природы как фактора нравственно-эстетического  развития личности.

       Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться принимать окружающий мир таким, какой он есть, научиться бережно относиться к природе. 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:                            

       1. Букин А.П.  В дружбе с людьми  и природой.- М.: Просвещение, 1991.   

       2. Воспитание и развитие детей  в процессе обучения природоведению:  Из опыта работы.  Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.

       3. Захлебный А.Н.  На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

       4. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы  охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

       5. Зверев И.Д.,  Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

       6.   Зверев И.Д.  Экология в школьном  обучении.- М., 1980.С. 19.

       7. Кучер Т.В.  Экологическое воспитание  учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

       8. Пакулова В.М.,  Кузнецова В.И.  Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.

       9. Экологическое воспитание школьников.  /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

       10. Апраушев  А.В.  Эколого  -  педагогический  кооператив

       11. "Юный натуралист". //Начальная  школа.-1989, N6, С. 73-79.

       12. Деревянко В.А.,  Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества.  //Начальная школа.-1989, N12, С. 40-44.

       13. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы  к проведению экскурсии в смешанный лес.  //Начальная школа.-1990,  N5, С.28-34.

       14. Ердаков Л.Н.  Экологическая сказка  для  первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.

           

Информация о работе Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе