Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало. |Ранний вылет пчёл — к ранней и тёплой весне.
Вороны подолгу сидят на деревьях около изб - пора сеять хлеб.
Природа и музыка, музыка и Природа — эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем-то очень похожи. В самом слове «музыка» слышится задорный птичий гомон, перезвон озорных ручейков, задумчивый шелест листвы и эхо морского прибоя.
Не было, нет и не будет на свете более искусного музыканта, чем волшебница природа. Человек всего лишь повторяет живые ноты, подсказанные самой природой. Навсегда прописались на нотных линейках добрые, мудрые голоса природы. Слушая произведения, мы ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную неувядаемую красоту. Никто из нас не слышал, как разговаривают животные, а тем более поют пескари, окуни, форели. Какое отношение к музыке имеют безмолвные тихони-рыбы? Но если прислушаться, как плещутся они в голубоглазых речушках, как рассыпают своими хвостами серебристые брызги по глади озер.
Голоса природы мы слышим в музыкальных произведениях: Ф. Шуберта ь", М. И. Глинки "Медведь", Сен-Санса "Лебедь", Р. Шумана "Дед Мороз". Создать на уроке эмоциональный настрой помогает музыка П. И. Чайковского "Времена года", "Песнь жаворонка". Тема цветов звучит в музыку: "Вальс цветов" в балете "Щелкунчик", "Подснежник. Пусть никогда не умолкает над родными просторами дружный звонкоголосый птичий хор. Природа — законодатель вкуса, красоты, совершенствуя ее эталонам. представит, и! знает его природный эталон. Природой все поверяется. Мы говорим: естественный, натуральный, то есть соответствующий тому, что наблюдаем в природе. Природа совершенствовала формы и краски для своего круга" ценителей этой красоты, а не для человека. Человек — лишь сторонний наблюдатель. Чей-то глаз все это ценит, каким-то образом реагирует на эти наряды и, может быть, своим выбором красоту совершенствует или не дает ей угаснуть. Иначе говоря, чувство красоты — дар не только человеческий.
Конечно, многое в природе объясняется целесообразностью, гармоничным сочетанием со средой, в которой животные обитают — "красиво все, что естественно, целесообразно".
В природе происходит воспитание человека. Природа вынашивает в человеке чувство прекрасного. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте, приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика.
В представлении И. Д. Зерева, человек – часть живого вещества, подчиненного общим законом организованности биосферы, вне которой оно существовать не может. Человек является частью природы, утверждал выдающийся ученый. Целью общественного развития должно быть сохранение организованности окружающей среды. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке.12
Изучив
основные положения Концепции
2. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны.
3.
Идея зависимости здоровья
4.
Идея природы как фактора
Таким
образом, каждому человеку для того,
чтобы выжить необходимо формировать
и повышать экологическую культуру, научиться
принимать окружающий мир таким, какой
он есть, научиться бережно относиться
к природе.
1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
2.
Воспитание и развитие детей
в процессе обучения
3. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
4.
Эахлебный А.Н. Школа и
5. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.
6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.
7. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
8. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
9.
Экологическое воспитание
10. Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив
11. "Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.
12.
Деревянко В.А., Савельева С.С.,
Бабанский И.Т. Уроки
13. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.28-34.
14. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.