Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

экологическое воспитание курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

       Так как  все  изменения природной  сферы,  и естественные,  и вызванные деятельностью человека,  оказывают влияние  на  условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы  в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных  ресурсов и восстановления. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей  среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.  В целом школьный курс естественно-научных  дисциплин  помогает  учащимся  осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения  к ней.

       Развитию  ценностных  ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой.  На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно,  критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей,  выбрать линию поведения,  соответствующую законам природы и общества.  Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют  о  степени  сформированности  их нравственного облика.

       В экологическом воспитании не меньшую  роль,  чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественно - научные предметы.  На этих  уроках  учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному  в  природе  и эстетическое восприятие окружающей среды.

       Таким образом,  содержание школьного курса  естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию  школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

       Этапы школьного  обучения,  возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного  окружения  -  все  это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей  среды.

       Как известно,  воспитание  в  широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

       Обучение  же - это процесс взаимодействия учителя и  учащегося,  в  ходе которого осуществляется воспитание человека.

       На  уроке решаются три задачи:  образовательная,  воспитательная и развивающая.  Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к  природе, основанного на гуманизме.

       Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания.  Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия,  формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности.  Если человек экологически воспитан,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.4

       Эти представления развиваются у  учеников в курсе "Ознакомление с  окружающим миром" (1 класс,  I - IV).  Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".

       Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются  связи  между неживой и живой природой,  между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой  и  человеком.  Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом  им  также  помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

       Постоянное  внимание  учителя  к  раскрытию  экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном  же  изучении курса интерес у школьников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если учитель привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

       Очень большое значение имеет раскрытие  связей между человеком и природой.

       Причем, человек рассматривается как  часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды, уничтожение  растений, животных  и  другое).  Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания  как  урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

       Получая определенную систему знаний на уроках «Естествознание» и «Природоведение», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе,  так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное  отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

       Первое  важнейшее условие - экологическое  воспитание  учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.

       Второе  непременное условие - надо активно  вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по  охране местных природных ресурсов.

       Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений,  уборка валежника,  охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

       Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии  конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого  ученика. 

       1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы 

        Образование и воспитание школьников  в области окружающей среды  является в настоящее время  одним из приоритетных направлений  работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

      Экологического  образования и воспитания - это  специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный  педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:

      - усвоение ведущих идей, основных  понятий и научных фактов, на  основе которых определяется  оптимальное воздействие человека  на природу и природы на человека;

      - понимание многосторонней ценности  природы как источника материального  и духовного развития общества;

      - овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками  рационального природопользования, развитие способности оценить  состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

      - выработка умений предвидеть  возможные последствия своей  деятельности в природе;

      - формирование понятия о взаимосвязях  в природе;

      - развитие духовной потребности  в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

      - формирование стремления к активной  деятельности по улучшению и  сохранению природной среды, пропаганде  природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.5

      При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

      - интерес к природе;

      - знания о природе, взаимосвязях  в природе, воздействии человека на природу;

      - чувства эстетические и нравственные;

      - позитивная деятельность и поведение  в природе;

      - мотивы деятельности в природе  гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные  и др.

      Принципы  организации экологического воспитания:

      1. Процесс формирования ответственного  отношения к природе является  составной частью общей системы  воспитания, актуальным ее направлением.

      2. Процесс формирования экологической  культуры строится на взаимосвязи  глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

      3. В основе формирования бережного  отношения к природе лежит  единство интеллектуального, эмоционального  восприятия окружающей среды  и практической деятельности  по ее улучшению.

      4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

      Систему экологического воспитания составляют звенья:

      - Экологическое воспитание в семье.

      - Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

      - Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)

      - Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

      - Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.

      Самообразование и самовоспитание.6

      Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

      а) традиционные;

      б) активные, инновационные.

      Выделяют:

      - урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

      - специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).

      - внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).

      - факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

      - различные виды экскурсий.

      - СМИ.

      Наиболее  действенным средством экологического воспитания является разнообразная  деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

Информация о работе Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе