Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

экологическое воспитание курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      - по защите природной среды  (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором;  изготовление кормушек и домиков  для птиц, установка табличек  в местах распространения охраняемых  растений);

      - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);

      - по улучшению природной среды  (посадка растений, озеленение склонов,  расчистка леса от сушняка);

      - по пропаганде и разъяснению  идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

      - по сохранению и использованию  эстетических ценностей природы  (сбор природного материала, изготовление  панно, поделок из природного  материала).

      Основным  критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень  важно укрепить в сознании каждого  школьника понимание того, что  человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. 
 
 

       1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы             

                     

       Экологическое воспитание - составная часть  нравственного  воспитания.

       Поэтому  под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой.  На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

       Экологические представления  формируются на уроках природоведения.

       Определяя сущность экологического воспитания можно  выделить, во-первых:

       особенности этого процесса:

       1) ступенчатый характер:

       а) формирование экологических представлений;

       б) развитие экологического сознания и  чувств;

       в) формирование  убеждений в  необходимости  экологической деятельности;

       г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

       д) преодоление  в  характере  учащихся потребительского отношения к природе;

       2) длительность;

       3) сложность;

       4) скачкообразность;

       5) активность;

       во-вторых: огромное  значение  психологического  аспекта, который включает в себя:

       1) развитие экологического сознания;

       2) формирование соответствующих (природосообразных)  потребностей, мотивов и установок личности;

       3) выработку нравственных, эстетических  чувств, навыков и привычек;

       4) воспитание устойчивой воли;

       5) формирование  значимых целей  экологической деятельности.

       Цель  экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

       Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

       Условием  такого обучения и воспитания выступает  организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.7

       Критерием сформированности ответственного отношения  к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

       Цель  экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач:

       - воспитательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

       - воспитательных -  формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и  деятельности,  здорового образа жизни;

       - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

       - развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды:

       1) интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций);

       2) эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности);

       3) нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

       Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных  ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы.  При этом человек рассматривается как часть природы,  а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

       Содержание  экологического воспитания усваивается  учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса  стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:  самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить  фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

       На  первых  этапах наиболее целесообразны  методы,  которые анализируют  и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации, интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

       На  этапе формирования экологической  проблемы особую  роль приобретают методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.8

       На  этапе  теоретического обоснования  способов гармонического воздействия общества и  природы  учитель  обращается  к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней.

       Познавательная  деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.

       Активизируется  потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

       Свойственный  искусству синтетически подход к  действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

       Средством психологической подготовки школьников к  реальным  экологическим ситуациям  выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей предмета.

       Ряд методов имеет универсальное  значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии; опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как лично значимым.

       Стремясь  вызвать у школьников эмоциональные  реакции,  показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную  личность.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 

       2.1 Идея целостности природы в  биосфере и взаимосвязи всех  ее компонентов. 

       Природа — это единственная книга с  великим содержанием на каждом листке.

       И. В. Гете.

       Не  то, что мните вы, природа,

       Не  слепок, не бездушный лик — 

       В ней есть душа, в ней есть свобода,

       В ней есть любовь, в ней есть язык.

       Ф. Тютчев.

       Основные  законы экологии (по Коммонеру):

         Все связано со всем.

         Все должно куда-то деваться.

         Природа знает лучше.

         Ничто не дается даром. 

       1. Все связано со всем.

       На  планете Земля совершает свой путь великое множество жизней. Все  они взаимосвязаны, образуют единую общую систему, и значит, человечество едино с природой, само человечество тоже едино. Не может быть хорошо одним людям, когда плохо другим.

       2. Все должно куда-то деваться.

       В природе нет такого понятия, как  «мусор». Отходы живых организмов, останки одних служат пищей другим. В результате «все возвращается на круги своя». Не надо думать, сто если какая-то вещь стала ненужной и ее выбросили на помойку, то она как бы исчезла. Ничто не исчезает бесследно, оно лишь перемещается, меняя свою форму.

       3. Природа знает лучше.

       В течение нескольких миллиардов лет  формировалась земная природа. Это  огромный период времени. Примерно 10000 лет назад возникла человеческая цивилизация. Проходили века, и человек  вообразил, что он по своему желанию  может "улучшать природу", меняя  ее. К сожалению, это не так. Он не учел того, что взаимосвязи живой природы невообразимо сложны. А поэтому и получилось, что вмешательство в природу приводило не к ее улучшению, а, наоборот, к ухудшению. Нельзя допускать больших изменении природы, нужно обращаться с природой бережно, внимательно, осторожно.

       4. Ничто не дается даром.

       Любая природная система - это единое целое. Если  начать что-то улучшать то при  этом, что-то обязательно ухудшится. Выигрыш в одном связан с проигрышем в другом. Если человек берет что-то у природы, он должен как-то возместить, иначе возмещать придется нашим потомкам. Выделяют следующие уровни организации живого:

Информация о работе Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе