Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по экологическому воспитанию младших школьников.
2. Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
3. Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теория экологического воспитания в начальной школе…………………….9
1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9
1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13
1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22
2.1 Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22
2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29
2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Файлы: 1 файл

экологическое воспитание курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Теория экологического воспитания в начальной  школе…………………….9

1.1 Экологическое воспитание в начальной школе…………………………….9       

1.2 Система экологического образования и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы……………………………………………………13 

1.3 Содержание экологического воспитания в учебно-воспитательном процессе начальной школы……………………………………………………..17

2 ФОРМИРОВАНИЕ ВЕДУЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ПРИРОДООХРАННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………..22 

2.1 Идея  целостности природы в биосфере  и взаимосвязи всех ее компонентов……………………………………………………………………...22

2.2 Идея зависимости здоровья человека от действия факторов окружающей среды……………………………………………………………………………...29

2.3 Идея природы как фактора нравственно-эстетического развития личности………………………………………………………………………….33                                                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

                                

       Проблема  взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

       В условиях  надвигающейся экологической  катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.1

       Научная основа охраны природы включает в  себя  разнообразные области естественнонаучных  и гуманитарных знаний,  среди них основное место занимает экология,  которая,  в свою очередь,  тесно связана с другими биологическими и географическими науками.  Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему.  В 70-е годы произошла быстрая экологизация естествознания. Экологический подход становится всеобщим.

       Экологические проблемы  в  современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Пока еще проблемы экологического и нравственного воспитания мало  исследованы.  Теория  взаимосвязи экологического  и нравственного воспитания подростков раскрыта слабо, практика эколого-нравственного воспитания разработаны недостаточно.  Все  это ставит перед  педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания учащихся  различных  типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т.д.

       Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.

       На  протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная,  много в ней лесов,  полей и рек...», «Не ждать милости от природы...» и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее  восстановлении, бережном отношении к ней.

       Культивирование нового  сознания  по  отношению  к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и  другими условиями жизни общества. 

       В обстановке ухудшения экологической  ситуации в стране,  снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии,  ограниченно сиюминутной выгодой без  долгосрочного прогноза,  в  атмосфере  равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания  человеком,  особенно молодым,  своих обязанностей перед природой непросто. И  все-таки  общеобразовательная  школа призвана уже  сегодня  проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как  объекта  его постоянной заботы.

       Формирование  экологического сознания - важнейшая  задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в Казахстане,  но и во всем мире.  Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья,  жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры,  парниковый эффект,  нефтяные пленки на поверхности воды.

       Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом:  под воздействием обыденных впечатлений или из  сообщений  средств  массовой информации. Разрозненные сведения  не  дают  возможности  человеку выработать стройную систему экологических знаний,  которая необходима  ему, чтобы разумно относится к природе,  не наносить ей урона.  Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического  воспитания и воспитания населения.

       Нынешняя  экологическая ситуация  такова,  что  более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних перевоспитаний практически всех аспектов общественной жизни.

       Существенные  перевоспитания должны претерпеть научные  знания в плане преодоления их традиционной  разобщенности  и  наполнения естественных наук гуманистическим содержанием,  а общественных естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез наук - необходимая предпосылка формирования такой комплексной области научного знания,  как социальная экология,  которую уже невозможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естественным наукам.  Сегодня жизненно необходима экологизация  всех  сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве,  быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает  рядом  таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.

       Первое  условие успеха экологического просвещения  и  воспитания – достаточно высокая точность данных о состоянии  биосферы  в целом и отдельных ее регионов,  кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.2

       Второе  условие успеха экологического  воспитания - необходимость комплексного характера  освещения  экологических  явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но  и  дать  их в отношении к событиям в человеческом обществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать  еще  и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое:  «Мы не можем ждать милости от природы...») люди воспитывались в духе ожесточенно,  непримиримой конфронтации природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила,  как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояния,  изобилия и т.д. Теперь уже  всякий  умеющий видеть реальное положение видит:  опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость  дать  людям  целостную  систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической  теории,  так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности.

       Важно иметь в виду,  что если «растворить» экологический аспект в материале учебной дисциплины,  тем более если «растворять» систематически, то эффект окажется куда  меньше  желательного,  а эколого-нравственные убеждения учеников,  которые и есть цель работы, вряд ли удастся сформировать.

       Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание людей, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического  понимания проблемы  взаимодействия общества  и природы к более адекватному (современному) пониманию.

       Экологическое сознание в развитом виде формируется  на основе познания людьми законов целостности природной среды и  тех  законов, которые  должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.  Понятно,  что стихийно подобные  знания  не могут стать достоянием человека даже в том случае,  если он располагает высоким  уровнем воспитания  и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

       Особая  сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен  охватить  все  возрастные  группы учеников, а  ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний.  Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.3

       Кроме того,  экологическое просвещение  только в  том  случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы  взволнуют его и буду им восприняты,  как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое  всегда  сугубо личностно.

       История человечества неразрывно связана с  историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.      И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

       Цель  курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.                               

       1.     Изучить психолого - педагогическую  литературу по экологическому воспитанию младших школьников.

       2.     Раскрыть основное понятие «экологическое воспитание» в учебно - воспитательном процессе начальной школы.

       3.     Определить наиболее эффективные  методы и приемы экологического воспитания младших школьников.

       Объект  исследования   -  процесс экологическое  воспитание младшего школьника.

       Предмет исследования - методы и приемы осуществления экологического воспитания в современной школе.

       Методы - беседа, дидактические игры, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, изучение психолого - педагогического опыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЕ

       1.1 Экологическое воспитание в школе             

       Основная  цель экологического воспитания - формирование экологического сознания  и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно  связано  с осознанием человеком своей роли  на  Земле.  В  настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества  человек перестал ощущать  себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

       Решение современных экологических проблем  требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки,  приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Информация о работе Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании учащихся в современной школе