Трудовое воспитания учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Введение

 

     Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд – основной источник материального  и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.

Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики –  Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.

        Труд, практическая производственная  деятельность оказывают благотворное  влияние на физическое развитие  человека.

         Труд развивает  умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

        Проблемы профессионального самоопределения молодёжи  как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватными этому субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Важно готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой они войдут в ту систему отношений, где будут чувствовать себя значимыми и востребованными. То есть, речь идет о рациональном распределении трудовых ресурсов, выборе жизненного пути молодежью, адаптации её к профессии.

В настоящее время  проблемой профессионального самоопределения  молодежи занимаются такие ученые, как Климов Е.А., Пряжников П.С.,      Прощицкая Е., Байбородова Л.В., Серебренников  Л.Н., Чернявская А.П. и другие.

 Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации.

Традиционно главным помощником в  определении профессионального будущего молодежи, как и воспитания в целом, является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Возможности семьи как главного института воспитания обусловлены тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один другой из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Одним из важнейших направлений работы со школьниками является организация деятельности по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения.

1. Содержание и формы трудового воспитания школьников.

     Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

     Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

     Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия.       На основе возникающих отношений к средству труда у школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

     В результате возникающих отношений школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у  школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка.

     В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности.

     Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

     Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решить практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

     Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия.

     Дать школьникам трудовые навыки и умения - это еще не значит подготовить их к жизни, к труду. Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

     Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и др [5, .с 95].

     Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются :

1) средства морального  и материального поощрения;

2) представление широких  возможностей для повышения своих  способностей;

3) подготовка молодого  поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях ;

4) использование средств  массовой информации в целях трудового воспитания.

     Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических  звеньев для выполнения той или  иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями.

Таким образом, в посильной  трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности  нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.

2. Понятие о профессиональном самоопределении.    

     Выбор жизненного  пути - вещь серьёзная, если не  сказать больше.  Более 90% людей страдают от жестокого чувств нереализованности.

     Как правило, эта ситуация возникает из-за неточного определения человеком, личностью своего жизненного пути.

       В  психологии под самоопределением личности понимается «социальный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях».

     Как всякий выбор  самоопределение включает в себя  осознание иерархии собственных  потребностей (что сейчас для  меня важнее всего). Самоопределение  можно рассматривать как процесс  и как определенный результат.

      Выделяют две формы  самоопределения: личностное и профессиональное.

        Личностное самоопределение- это определение себя относительно выбранных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. При личностном самоопределении человек определяет для себя, каким он хочет быть, делает осознанный выбор форм и способов поведения.

     Профессиональное  самоопределение - это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценок и своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и продолжается в рамках непрерывной серии профессионального выбора.

     В тоже время профессиональное  самоопределение является начальным  этапом процесса профессионального  развития личности, что представлено в виде схемы (рис.1). Эти этапы не существуют изолированно друг от друга. Они вытекают один из другого и тесно взаимодействуют. Так, уже в школьном возрасте дети могут приобретать первоначальные профессиональные знания и умения.

Информация о работе Трудовое воспитания учащихся начальной школы