Трудовое воспитания учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 103.50 Кб (Скачать)


 

 

         Рисунок  1. Схема профессионального развития  личности.

     Очевидно, что социальное  самоопределение и жизненное  по смыслу очень близки и в определенной мере проявляются через личностное  и профессиональное самоопределение.

     Профессиональное самоопределение- это процесс, который влияет на весь жизненный путь человека, поскольку ребенок должен совершить профессиональный выбор по окончанию школы.

     Речь идет о том,  что профессиональное самоопределение  вынужденно и происходит в  большей степени под давлением  и требованием социума («ты  должен устроиться на работу  или начать учиться какой-то  конкретной профессии!»).

     Профессиональное самоопределение может предшествовать личностному самоопределению, которое является более «частным», приватным событиям частной жизни. Процесс и результат личностного самоопределения не привязаны к конкретному возрасту и в меньшей степени контролируются извне.

     Важнейшее средство профессионального самоопределения – это целенаправленная деятельность, предполагающая оказание помощи детям в сознательном выборе профессии в соответствии со своими способностями и интересами, т.е. речь идет о профориентационной  работе.

      Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

     В России  эта область исследования человеческого  потенциала ещё недостаточно  популярна.  Количество профессий велико как житейское море; а тесты по профессиональной ориентации лишь примерно указывают область деятельности. Это при том, что  у каждого человека не только отпечатки пальцев, радужки глаз, уши, голос, но и особенности личности  — неповторимы. Поэтому очень важно уделять как можно больше внимания профессиональному самоопределению молодёжи.

     Цель профориентации – помочь ребенку выбрать сферу деятельности, а с ней профессию, отвечающую его способностям и возможностям, с учетом потребностей государства в профессиях, а так же содействовать развитию профессиональных склонностей и интересов.

       Профессиональное самоопределение не является единичным актом, поэтому реализация задач всей воспитательной системы поможет подготовить ребенка к дальнейшему самоопределению. Роль педагога в организации этой деятельности огромна. Именно он, знающий ребенка в течение длительного времени, должен организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку школьника к сознательному выбору профессии.

  •      Профориентационную работу следует рассматривать как органическую составную часть воспитательного и образовательного процессов, которая тесно связана с другими направлениями деятельности учебных и воспитательных учреждений.      

     Также выделяют  формы работы по профессиональной  ориентации учащихся:

Пассивные формы 

  • встречи со специалистами;
  • беседы о профессиях;
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»;
  • стенды и витрины «Профессии»;
  • посещения школьниками предприятий и учреждений;
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» на  предприятиях и в учреждениях, участие в их работе;
  • выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов, ученых.

Активные формы:

  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • проведение викторин на знание техники и специальностей,
  • групповые занятия детей со специалистами,
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профессиональный подбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации, создаваемые самими детьми и др.

     Таким образом, учитывая значение профессионального самоопределения в личностном развитии человека, необходимо организовать четкую работу по профориентации молодежи с опорой на их  особенности, интересы и склонности. Профориентационная работа поможет ребёнку не оказаться в затруднительном положении при выборе из тысячи дорог своей, только ему присущей профессиональной дороги.

3. Педагогическая помощь в профессиональном самоопределении школьников.

Мысли о необходимости  поддержки растущего человека в  профессиональном становлении во все  времена волновали многих педагогов  и психологов. Мыслители древности, в своих трудах, предостерегали молодежь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего.

Выбор профессии, или  профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

Выбор профессии - это  процесс состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют  свои определения, социальная ситуация, своя среда и атмосфера, продолжительность  которых зависит от внешних условий  и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Итак, можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса является акт принятия решения о выборе профессии.

Профессиональная ориентация – это «научно обоснованная система  подготовки молодежи к свободному и  самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость распределения трудовых ресурсов».

 Профессиональное самоопределение не является единичным актом, поэтому реализация задач всей воспитательной системы поможет подготовить ребенка к дальнейшему самоопределению.

Подготовка учащихся к выбору профессии важна и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве  и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим развитием личности. Профориентация связана со всем учебным и воспитательным процессом.

Профориентационная работа решает широкий круг задач, а именно:

    • социальные - способствует становлению ответственного члена общества, готового  к самореализации;
    • экономические – регулирует сферу занятости и трудовые потоки;
    • развитие личности – формирует качества личности, необходимые для выбора профессии, обучения и успешной работе;
    • воспитательные – воспитывает трудолюбие, ответственность, добросовестность и другие социально и лично важные качества;
    • образовательные – дает знания о мире профессий и отдельный профессиях;
    • мотивационные – мотивируют воспитанников на совершение обоснованного выбора профессии.

     Педагогическая помощь и поддержка указывает, что для обеспечения успешного профессионального становлениявыпускников, должны быть созданы условия для адаптированной к их возможностям  допрофессиональная  подготовка:

    • наличие возможностей осуществления профессиональных проб ;
    • возможность получения до профессиональной подготовки с учетом интересов и возможностей воспитанников;
    • разноуровневость и многопрофильность профессиональной подготовки.

Активность профессионального  самоопределения, а следовательно, самооценок, взаимооценок, общественных оценок связана с глубокими и сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезный нарушений внутреннего мира. Поэтому от педагогов требуется и такт, и высокий профессионализм.

      Результатом  деятельности педагога является  состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию своего будущего. Эта деятельность вырожается в двух главных направлениях:

  • широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами;
  • привлечения детей к реальным жизненным отношениям в различного вида общественно полезной деятельности.

 

      Педагог  должен обеспечить:

  • понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значение экономической базы общества;
  • уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;
  • развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;
  • понимание общих основ современного производства, сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности.

     В современных  условиях для растущего человека  это вхождение в нелегкие проблемы  рыночных отношений, познание  экономических основ жизни общества, развитие правовой культуры очень  трудно. Все это требует дополнительных знаний, раннего приобретения квалифицированных навыков и умений, выработки творческого отношения к труду. Все формы работы по профессиональной ориентации они делят на три основных этапа:

  • подготовительный (беседы о различных видах деятельности, ознакомительные экскурсии на предприятия, демонстрация кино, видео-, фотоматериалов о профессиях);
  • формирующий (проведение занятий различных кружков, вечеров и конференций с профориентационным уклоном, тематических экскурсий, конкурсов мастерства и т.п.);
  • профконсультационный (встречи с представителями различных профессий, экскурсии, организация уголков профориентации, обсуждение передач о профессии).  
           Итак , руководство профессиональным самоопределением человека - этот процесс творческий, то есть постоянное решение нестандартных задач; упорядочить этот процесс можно только посредством общих принципов, реализация которых оставляется на профессиональное разумение педагога. Но решению задач помощи в профессиональном самоопределении воспитанника детского дома помогает знание ребенка “во всех его отношениях” и знание его проблем. Это помогает избавляться от некоторых стереотипных представлений, которыми изобилует поверхностный взгляд педагога на ребенка и тем самым организовать более эффективную помощь в профессиональном самоопределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

        Задача воспитания трудолюбия - одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

       Таким образом, можно сделать вывод, что труд школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

       В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Информация о работе Трудовое воспитания учащихся начальной школы