Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов природы и функции налогов, налоговой политики, определение основных ее направлений и механизма реализации, а также рассмотрение налогов как инструмента реализации государственной социально-экономической политики в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическая сущность налогов 5
1.1 Понятия налога и налоговой системы государства 5
1.2 Природа и функции налогов 11
2 Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ 18
2.1 Особенности российской налоговой системы 18
2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ 26
2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ 34
3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ 40
Заключение 43
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Налоговая политика_Финек.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.

Итак, регулирование не является внутренним свойством налогов. В каждом конкретном случае, выбирая ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные последствия выбираемого решения. Высокая степень присутствия при этом факторов субъективности, текущей экономической и социально–политической целесообразности и расчета ставят процесс налогового регулирования на один уровень с искусством.[13]

2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ

 

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2007 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3664,1 млрд. рублей, что на 22,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2007 г. поступления в консолидированный бюджет составили 663,6 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 9,3%[14].

 

Таблица 1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей

 

Январь-июль 2007 г.

В % к январю-июлю 2006 г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

федеральный

бюджеты субъектов РФ

федеральный

бюджеты субъектов РФ

Всего

3664,1

1720,9

1943,2

122,0

112,1

132,4

в том числе:

налог на прибыль организаций

1123,4

330,2

793,2

128,2

122,8

130,7

налог на доходы физических лиц

668,3

668,3

135,4

135,4

НДС

705,5

705,5

130,1

130,1

акцизы

161,1

58,9

102,2

115,1

110,5

117,9

налоги на имущество

249,4

249,4

146,5

146,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

642,5

602,5

40,0

93,9

93,4

101,9

из них налог на добычу полезных ископаемых

620,9

582,5

38,4

92,7

92,2

100,7

поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

6,1

2,0

4,1

53,8

34,1

74,7

прочие

107,9

21,7

86,1

126,9

111,9

131,3

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2007 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 30,7%, налога на доходы физических лиц – 18,2%, налога на добычу полезных ископаемых – 16,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – 19,3%.

Структура поступивших налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в январе-июле 2007 года представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура налогов, сборов и иных обязательных платежей, %

 

В январе-июле 2007 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3322,2 млрд. рублей (90,7% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 204,9 млрд. рублей (5,6%), местных налогов и сборов – 43,2 млрд. рублей (1,2%), налогов со специальным налоговым режимом – 91,3 млрд. рублей (2,5%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в январе-июле 2007 г. составило 1123,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 28,3%. В июле 2007 г. поступления составили 214,0 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8%. В общей сумме поступлений по данному налогу доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам по сравнению с соответствующим периодом 2006г. увеличилась на 0,3% и составила 96,6%.

 

Таблица 2 – Поступление налога на прибыль организаций[15]

 

Январь-июль 2007г.

Январь-июль 2006г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. руб.

в % к итогу

федеральный бюджет

субъектов РФ

млрд. руб.

в % к итогу

федеральный бюджет

субъектов РФ

Всего

1123,4

100

330,2

793,2

875,5

100

268,8

606,7

из него:

зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ

1085,6

96,6

293,7

791,9

842,7

96,3

236,3

606,4

с доходов, полученных в виде дивидендов

31,5

2,8

31,5

28,1

3,2

28,1

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

4,8

0,4

4,8

4,4

0,5

4,4

 

В январе–июле 2007 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 668,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 35,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в июле 2007 г. – 130,1 млрд. рублей, что на 21,5% больше, чем в предыдущем месяце. Доля налога с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сократилась на 0,8 процентного пункта и составила 96,5% при увеличении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций на 0,7 процентного пункта (2,7%).

В январе-июле 2007г. в консолидированный бюджет поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 161,1 млрд. рублей, что на 15,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в июле 2007г. – 23,2 млрд.рублей, что на 7,0% меньше, чем в предыдущем месяце.

Таблица 3 – Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-июль 2007г.

Январь-июль 2006г.

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

668,3

100

493,7

100

в том числе:
с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

18,0

2,7

9,7

2,0

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

644,6

96,5

480,1

97,3

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

4,4

0,7

3,0

0,6

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

1,3

0,2

0,8

0,2

с доходов, полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

0,0

0,0

0,0

0,0

 

Основную часть поступлений – 84,7% обеспечили акцизы на автомобильный бензин, табачную продукцию, дизельное топливо и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) увеличилась по сравнению с январем–июлем 2006г. на 4,7 процентного пункта, на табачную продукцию – на 2,0 процентного пункта, по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо – сократилась соответственно на 2,2 и 1,4 процентного пункта.

В январе-июле 2007г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 620,9 млрд.рублей, снизившись по сравнению с уровнем соответствующего периода предыдущего года на 7,3%, в июле 2007г. – 100,7 млрд.рублей, что на 2,7% больше по сравнению с предыдущим месяцем. При этом доля поступлений по налогу на добычу нефти сократилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,2 процентного пункта и составила 88,1%. Доля налога на добычу газа природного горючего увеличилась на 0,6 процентного пункта, составив 8,6%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 августа 2007г. составила 915,3 млрд.рублей и увеличилась за месяц на 27,6%. По сравнению с 1 января 2007г. она увеличилась на 20,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 12,7%, налогу на прибыль организаций – в 2,3 раза, акцизам в целом – на 28,6%, из нее по акцизам на вина – в 1,6 раза, автомобильный бензин – в 2,0 раза, дизельное топливо – в 2,6 раза, табачную продукцию – на 30,8%, пиво – на 1,9%. Сократилась задолженность по налогу на добавленную стоимость – на 21,0%, по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) – на 3,6%, легковые автомобили и мотоциклы – на 6,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) – на 14,2%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2007 г. составила 711,1 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 22,3%.

Недоимка по налоговым платежам на 1 августа 2007 г. составила 540,2 млрд.рублей (59,0% от общей задолженности), увеличилась за месяц в 1,6 раза. По сравнению с 1 января 2007г. она возросла в 2,2 раза, в том числе по налогу на прибыль организаций – в 9,0 раза, налогу на добычу полезных ископаемых – в 3,1 раза, по акцизам на пиво – на 24,0%, табачную продукцию– на 12,7%, вино – на 9,2%, дизельное топливо – на 0,2%. Снизилась недоимка по налогу на добавленную стоимость – на 10,7%, по акцизам в целом – на 15,1%, из нее на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) – на 13,1%, спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) – на 12,0%, автомобильный бензин – на 56,9%.

Рисунок 2 – Динамика задолженности по налоговым платежам, млрд. руб.

 

Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 августа 2007 г. составила 140,4 млрд. рублей, или 15,3% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. сократилась на 0,7%, с 1 января 2007г. – на 49,6%. Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 августа 2007г. составила 100,8 млрд.рублей, или 11,0% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. сократилась на 4,5%, с 1 января 2007г. – увеличилась на 3,2%.

Приостановленные к взысканию платежи на 1 августа 2007г. составили 120,2 млрд. рублей, или 13,1% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. увеличились на 0,3%, с 1 января 2007г. – на 0,3%.

Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на 1 августа 2007г. составили 0,4 млрд.рублей (0,1% от общей задолженности) и сократились по сравнению с 1 июля 2007г. на 21,3%, с 1 января 2007г. – возросли в 1,4 раза.

Реструктурированная задолженность на 1 августа 2007г. составила 13,3 млрд.рублей (1,5% от общей задолженности) и увеличилась по сравнению с 1 июля 2007г. на 0,4%, с 1 января 2007г. – сократилась на 15,5%.

Задолженность по единому социальному налогу на 1 августа 2007г. по сравнению с 1 июля 2007г. увеличилась на 9,0%, с 1 января 2007г. – на 3,1%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2007г. составила 47,0 млрд.рублей, что соответствует половине задолженности по единому социальному налогу (49,5%). По сравнению с началом 2007г. она уменьшилась на 2,2%.

Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2007г. увеличилась по сравнению с 1 июля 2007г. на 10,6%, с 1 января 2007г. – на 1,4%.

 

Таблица 4 – Структура задолженности по взносам и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2007 года

 

Задолженность

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

110,8

100

в том числе:
задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды

46,8

42,2

в том числе:
Пенсионный фонд Российской Федерации

40,0

36,1

Фонд социального страхования РФ

2,7

2,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС)

0,2

0,2

территориальные фонды ОМС

3,9

3,5

задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации

64,0

57,8

Информация о работе Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ