Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов природы и функции налогов, налоговой политики, определение основных ее направлений и механизма реализации, а также рассмотрение налогов как инструмента реализации государственной социально-экономической политики в Российской Федерации.
Введение 3
1 Социально-экономическая сущность налогов 5
1.1 Понятия налога и налоговой системы государства 5
1.2 Природа и функции налогов 11
2 Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ 18
2.1 Особенности российской налоговой системы 18
2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ 26
2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ 34
3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ 40
Заключение 43
Библиографический список
Таким образом, несмотря на то, что простая непосредственная денежная основа налоговых отношений ставит налоги в положение исключительно привлекательного орудия прямого воздействия на самые разные социально-экономические процессы, применение налоговых методов регулирования (в первую очередь, налоговых льгот) вступает в противоречие с такими сущностными принципами обложения, как всеобщность, равенство, нейтральность, чем разрушается функциональная определенность налога.
Итак, регулирование не является внутренним свойством налогов. В каждом конкретном случае, выбирая ту или иную льготу, субъект налогового регулирования ущемляет фискальный смысл налога и вынужден соизмерять положительные и отрицательные последствия выбираемого решения. Высокая степень присутствия при этом факторов субъективности, текущей экономической и социально–политической целесообразности и расчета ставят процесс налогового регулирования на один уровень с искусством.[13]
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2007 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3664,1 млрд. рублей, что на 22,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2007 г. поступления в консолидированный бюджет составили 663,6 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 9,3%[14].
Таблица 1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей
| Январь-июль 2007 г. | В % к январю-июлю 2006 г. | ||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | федеральный | бюджеты субъектов РФ | ||
федеральный | бюджеты субъектов РФ | |||||
Всего | 3664,1 | 1720,9 | 1943,2 | 122,0 | 112,1 | 132,4 |
в том числе: налог на прибыль организаций | 1123,4 | 330,2 | 793,2 | 128,2 | 122,8 | 130,7 |
налог на доходы физических лиц | 668,3 | – | 668,3 | 135,4 | – | 135,4 |
НДС | 705,5 | 705,5 | – | 130,1 | 130,1 | – |
акцизы | 161,1 | 58,9 | 102,2 | 115,1 | 110,5 | 117,9 |
налоги на имущество | 249,4 | – | 249,4 | 146,5 | – | 146,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 642,5 | 602,5 | 40,0 | 93,9 | 93,4 | 101,9 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 620,9 | 582,5 | 38,4 | 92,7 | 92,2 | 100,7 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 6,1 | 2,0 | 4,1 | 53,8 | 34,1 | 74,7 |
прочие | 107,9 | 21,7 | 86,1 | 126,9 | 111,9 | 131,3 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2007 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 30,7%, налога на доходы физических лиц – 18,2%, налога на добычу полезных ископаемых – 16,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – 19,3%.
Структура поступивших налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в январе-июле 2007 года представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура налогов, сборов и иных обязательных платежей, %
В январе-июле 2007 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3322,2 млрд. рублей (90,7% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 204,9 млрд. рублей (5,6%), местных налогов и сборов – 43,2 млрд. рублей (1,2%), налогов со специальным налоговым режимом – 91,3 млрд. рублей (2,5%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет в январе-июле 2007 г. составило 1123,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. на 28,3%. В июле 2007 г. поступления составили 214,0 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 31,8%. В общей сумме поступлений по данному налогу доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы РФ по соответствующим ставкам по сравнению с соответствующим периодом 2006г. увеличилась на 0,3% и составила 96,6%.
Таблица 2 – Поступление налога на прибыль организаций[15]
| Январь-июль 2007г. | Январь-июль 2006г. | ||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||
млрд. руб. | в % к итогу | федеральный бюджет | субъектов РФ | млрд. руб. | в % к итогу | федеральный бюджет | субъектов РФ | |
Всего | 1123,4 | 100 | 330,2 | 793,2 | 875,5 | 100 | 268,8 | 606,7 |
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы РФ | 1085,6 | 96,6 | 293,7 | 791,9 | 842,7 | 96,3 | 236,3 | 606,4 |
с доходов, полученных в виде дивидендов | 31,5 | 2,8 | 31,5 | – | 28,1 | 3,2 | 28,1 | – |
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 4,8 | 0,4 | 4,8 | – | 4,4 | 0,5 | 4,4 | – |
В январе–июле 2007 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 668,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 35,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в июле 2007 г. – 130,1 млрд. рублей, что на 21,5% больше, чем в предыдущем месяце. Доля налога с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сократилась на 0,8 процентного пункта и составила 96,5% при увеличении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций на 0,7 процентного пункта (2,7%).
В январе-июле 2007г. в консолидированный бюджет поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 161,1 млрд. рублей, что на 15,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в июле 2007г. – 23,2 млрд.рублей, что на 7,0% меньше, чем в предыдущем месяце.
Таблица 3 – Поступление налога на доходы физических лиц
| Январь-июль 2007г. | Январь-июль 2006г. | ||
млрд. рублей | в % к итогу | млрд. рублей | в % к итогу | |
Всего | 668,3 | 100 | 493,7 | 100 |
в том числе: | 18,0 | 2,7 | 9,7 | 2,0 |
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации | 644,6 | 96,5 | 480,1 | 97,3 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации | 4,4 | 0,7 | 3,0 | 0,6 |
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств | 1,3 | 0,2 | 0,8 | 0,2 |
с доходов, полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Основную часть поступлений – 84,7% обеспечили акцизы на автомобильный бензин, табачную продукцию, дизельное топливо и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) увеличилась по сравнению с январем–июлем 2006г. на 4,7 процентного пункта, на табачную продукцию – на 2,0 процентного пункта, по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо – сократилась соответственно на 2,2 и 1,4 процентного пункта.
В январе-июле 2007г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 620,9 млрд.рублей, снизившись по сравнению с уровнем соответствующего периода предыдущего года на 7,3%, в июле 2007г. – 100,7 млрд.рублей, что на 2,7% больше по сравнению с предыдущим месяцем. При этом доля поступлений по налогу на добычу нефти сократилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,2 процентного пункта и составила 88,1%. Доля налога на добычу газа природного горючего увеличилась на 0,6 процентного пункта, составив 8,6%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 августа 2007г. составила 915,3 млрд.рублей и увеличилась за месяц на 27,6%. По сравнению с 1 января 2007г. она увеличилась на 20,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 12,7%, налогу на прибыль организаций – в 2,3 раза, акцизам в целом – на 28,6%, из нее по акцизам на вина – в 1,6 раза, автомобильный бензин – в 2,0 раза, дизельное топливо – в 2,6 раза, табачную продукцию – на 30,8%, пиво – на 1,9%. Сократилась задолженность по налогу на добавленную стоимость – на 21,0%, по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) – на 3,6%, легковые автомобили и мотоциклы – на 6,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) – на 14,2%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 августа 2007 г. составила 711,1 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 22,3%.
Недоимка по налоговым платежам на 1 августа 2007 г. составила 540,2 млрд.рублей (59,0% от общей задолженности), увеличилась за месяц в 1,6 раза. По сравнению с 1 января 2007г. она возросла в 2,2 раза, в том числе по налогу на прибыль организаций – в 9,0 раза, налогу на добычу полезных ископаемых – в 3,1 раза, по акцизам на пиво – на 24,0%, табачную продукцию– на 12,7%, вино – на 9,2%, дизельное топливо – на 0,2%. Снизилась недоимка по налогу на добавленную стоимость – на 10,7%, по акцизам в целом – на 15,1%, из нее на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) – на 13,1%, спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) – на 12,0%, автомобильный бензин – на 56,9%.
Рисунок 2 – Динамика задолженности по налоговым платежам, млрд. руб.
Задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, на 1 августа 2007 г. составила 140,4 млрд. рублей, или 15,3% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. сократилась на 0,7%, с 1 января 2007г. – на 49,6%. Задолженность, взыскиваемая судебными приставами, на 1 августа 2007г. составила 100,8 млрд.рублей, или 11,0% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. сократилась на 4,5%, с 1 января 2007г. – увеличилась на 3,2%.
Приостановленные к взысканию платежи на 1 августа 2007г. составили 120,2 млрд. рублей, или 13,1% от общей задолженности и по сравнению с 1 июля 2007г. увеличились на 0,3%, с 1 января 2007г. – на 0,3%.
Отсроченные (рассроченные) платежи в бюджетную систему Российской Федерации на 1 августа 2007г. составили 0,4 млрд.рублей (0,1% от общей задолженности) и сократились по сравнению с 1 июля 2007г. на 21,3%, с 1 января 2007г. – возросли в 1,4 раза.
Реструктурированная задолженность на 1 августа 2007г. составила 13,3 млрд.рублей (1,5% от общей задолженности) и увеличилась по сравнению с 1 июля 2007г. на 0,4%, с 1 января 2007г. – сократилась на 15,5%.
Задолженность по единому социальному налогу на 1 августа 2007г. по сравнению с 1 июля 2007г. увеличилась на 9,0%, с 1 января 2007г. – на 3,1%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2007г. составила 47,0 млрд.рублей, что соответствует половине задолженности по единому социальному налогу (49,5%). По сравнению с началом 2007г. она уменьшилась на 2,2%.
Задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2007г. увеличилась по сравнению с 1 июля 2007г. на 10,6%, с 1 января 2007г. – на 1,4%.
Таблица 4 – Структура задолженности по взносам и платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 августа 2007 года
| Задолженность | |
млрд. рублей | в % к итогу | |
Всего | 110,8 | 100 |
в том числе: | 46,8 | 42,2 |
в том числе: | 40,0 | 36,1 |
Фонд социального страхования РФ | 2,7 | 2,5 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) | 0,2 | 0,2 |
территориальные фонды ОМС | 3,9 | 3,5 |
задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации | 64,0 | 57,8 |
Информация о работе Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ