Региональная экономическая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Файлы: 1 файл

РЭП.docx

— 37.36 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА I

1.1 Региональная экономическая политика РФ.

Региональная экономическая  политика (РЭП) – это часть государственной  политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных  факторов и по мере возможности –  нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром  системы гос. регулирования регионального  экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения.

 

1.2 Классификация региональной  политики.

 

Классификация региональной политики может проводится по разнообразным  критериям, в зависимости от цели анализа. В обобщенном виде классификация  региональной политики представлена в таблице.

 

Классификация региональной политики

 

Критерии

Виды региональной политики

1.Направленность на определенную составляющую социально-экономической системы региона

  • экономическая;
  • социальная;
  • экистическая;
  • экологическая;
  • научно-техническая.

2. Цель применения

  • выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  • оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

3. Механизм реализации

  • автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
  • проблемная (распределение по специальным программам);
  • целевая (распределение по конкретным регионам).

4. Форма реализации

  • финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
  • административная (разрешения, запреты, лицензирование);
  • инфраструктурная и т.д.

5. Адресаты

  • фирмы;
  • граждане;
  • отрасли;
  • территориальные органы власти

 

Вместе с тем, в силу относительной новизны региональной политики и как отрасли научных  знаний и как направления государственного регулирования экономики, используемый ею категориальный аппарат и методология, пока находятся в стадии формирования, что делает актуальными попытки  применить в данной сфере новые  приемы и методы исследований, в  том числе и методы корпоративного управления, институционального хозяйства и т.д. В этой связи, особый интерес представляет анализ исторических аспектов эволюции содержания, целей, объектов и субъектов регионального регулирования и их взаимодействия в процессе реализации региональных программ.

 

 

1.3 Этапы становления региональной политики за рубежом.

 

Необходимость региональной политики в странах с рыночной экономикой:

Выделение региональной политики в качестве самостоятельного направления  деятельности государства произошло  сравнительно недавно. За рубежом начало ее формирования как системного явления  непосредственно связано с переосмыслением  роли государства в экономике, в  первую очередь под влиянием Великой  Депрессии. В СССР разработка принципиальных теоретико-методологических основ  региональной политики началась чуть раньше, в 20-х гг. нашего века, вместе с началом работ по экономическому районированию и определению  административно-территориального устройства страны.

За этот период региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный  путь развития в поисках оптимальных  моделей взаимодействий разноуровневых субъектов, разрабатывая новые и  модифицируя действующие нормы, регулирующие региональные условия  воспроизводства, совершенствуя теоретические  и методологические аспекты региональных исследований.

Первоначально, в странах  с рыночной экономикой под региональной политикой обычно понимался комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными правительственными органами, так и территориальными органами власти и направленных на развитие так называемых депрессивных и вновь осваиваемых районов, выявление рациональной сети городов и их размеров, размещение отдельных предприятий и отраслей промышленности и т.п.

 

1.4 Основные этапы становления  региональной политики в странах  с развитой рыночной экономикой.

 

В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов:

Первый этап: 30-е гг. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым  территориям, необходимость которых  определялась последствиями кризиса 1929–1933 гг. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.

Второй этап: 40–50-е гг. 20 века. В это время расширяется  круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический  кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических  проблем в Эльзасе, Лотарингии и  Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в  США, ряде районов на севере и западе Великобритании.

Третий этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В этот период формируется  целостная система региональной политики стран Запада. Произошло  утверждение системы регионального  программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически  первым направлением региональной политики, связанным с развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия  по разгрузке крупнейших городских  агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря устойчивым темпам экономического роста.

Четвертый этап: середина 70-х  годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.

Активизация как специфического направления муниципальной политики, обусловлено ускоренными темпами  передачи на муниципальный уровень  не только прав, но и обязанностей, ранее  возложенных на центральные и  региональные органы власти. При этом перемещение полномочий зачастую не подкреплялось перемещением на муниципальный  уровень адекватных источников доходов.

Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

 

1.5 Позитивный и негативный опят реализации региональной политики.

 

Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла  в общем русле трансформации  роли контрактного государства в  современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными  структурами стали спецификация и защита Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном  уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения  населения чистыми общественными  и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных  для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности  работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления  юридических наук выделились муниципальное  и региональное право.

Вместе с тем необходимо отметить, что несмотря на расширение самостоятельности территориальных  органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий в значительной степени определялись сохранением  и развитием конституирующей  роли Центра, выступающего гарантом соблюдения прав как населения отдельных  территориальных образований, так  и общества в целом.

Безусловно, деятельность государства  в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере  провалам государства можно отнести:

  • несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;
  • несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;
  • вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Центра);
  • неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений).

Однако равноценных субститутов  государству в этой сфере пока не существует и дальнейшее развитие региональной политики государств с  рыночной экономикой, очевидно, будет  идти в направлении совершенствования  уже достигнутых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II

2.1 Характеристика и роль средств региональной экономической политики.

РЭП – часть государственной  политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она является ядром государственного регулирования  регионального экономического развития.

К средствам реализации РЭП  можно отнести:

Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о наиболее вероятных  вариантах социально-экономического развития). Главное назначение прогноза – оценка развития происходящих и  ожидаемых событий, процессов и  попытка получить ответы на вопросы: что будет… если?

Прямое участие государства  в развитии экономической и социальной сферы в регионах (один из способов адресного регулирования). Осуществление  федерального инвестирования проектов, имеющих федеральное назначение (ЖД, автомагистрали, медицинские и  научные центры). Государство также  финансирует проекты, которые оказывают  сильное позитивное влияние на рост социально-экономического развития региона.

Размещение государственных  заказов на поставку продукции для  общегосударственных нужд. Используется для снижение безработицы и других социально-экономических последствий  экономического спада в том или  ином регионе. Может стимулировать  экономический подъем.

Организация информационной поддержки регионов в особых отраслях деятельности. В тех видах деятельности, где возможности и компетенция  региональных властей ограничены (внешнеэкономическая  деятельность). Государство помогает устанавливать контакты о получении  инвестиций и займов. В таких случаях заключается договор или соглашение между правительством РФ и иным государством.

Федеральные программы социально-экономического развития. Способ радикального решения  проблемы с помощью которого преодолеваются не только последствия, но и причины.

Применение экономических  регуляторов. Создание особых экономических  зон. (Свободные экономические зоны – развитие экспортного потенциала в отдельных регионах страны. Для  увеличение поступлений в бюджет – активизация внешнеэкономических  связей, привлечение инвестиций. Но импорт снижает конкурентоспособность, страдает бюджет из-за получения недостаточного количества средств; ЗАТО – закрытые административно-территориальные образования  – субвенции и дотации.

Информация о работе Региональная экономическая политика РФ