Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа
При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения) – перераспределение расходов и доходов между федеральными и региональными бюджетами ( выплата трансфертов, субсидий и дотаций на поддержку региона).
2.2 Формы осуществления региональной экономической политики.
К основным формам реализации РЭП относятся прогнозирование и программирование.
При разработке общероссийских
прогнозов и программ особое место
отводится региональному
Главное назначение прогнозов - оценка развития происходящих и ожидаемых процессов, последствий вариантов политики и используемых средств их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.
Так же к формам осуществления РЭП относятся:
- использование федерального
бюджета для перераспределения
ресурсов между регионами.
- размещение государственных
заказов на поставку продукции
для общегосударственных нужд. Размещение
государственного заказа может
стимулировать экономический
- структурная перестройка экономики региона
- госуд. регулирование
эк-ки в регионах со сложной
эконом. ситуацией. Государство
Что касается федеральных
целевых программ, то их главное
отличие состоит в том, что
они ориентированы на решение
стратегических задач. Это способ радикального
решения межрегиональной
- содействие активизации
международных экономических
- участие государства
в наиболее эффективных
- поддержка наукоемких
производств и развитие
2.3 Бюджетное выравнивание в РФ.
Политика «выравнивания»:
Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими государствами политики так называемого «выравнивания». Ее результатом считают последовательное приближение параметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.
Политика «выравнивания»
как идеология государственного
воздействия на параметры функционирования
отдельных регионов используется в
различных масштабах и
2.4 Методы и формы реализации региональной экономической политики.
Решение задач территориального
развития требует совершенствования
механизма реализации региональной
экономической политики. Дальнейшее
развитие должны получить такие методы
и формы государственного воздействия,
как прогнозирование и
участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
содействие активизации
международных экономических
создание условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
содействие малому и среднему бизнесу.
Ведущим в области совершенствования финансовых и налоговых отношений между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.
Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
бездефицитность бюджетов большинства
субъектов Российской Федерации
путем изменения налоговой
законодательное разграничение
полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также органами местного самоуправления
по осуществлению социально-
контроль за целевым расходованием
средств, выделяемых из федерального бюджета
на социально-экономическое
ГЛАВА III
3.1 Основные положения региональной экономической политики.
После провозглашения Конституцией
РФ многообразия форм собственности
и нового геополитического положения
России, повысился уровень
-формирование в регионах
многоукладной экономики и
- содействие в создании
в каждом регионе ресурсно-
-преодоление различий в уровне соц.-эконом. развитии регионов, поэтапное создание условий для укрепления базы повышения уровня жизни.
- достижение оптимального
сочетания эконом. и соц. уровней,
рационализации структуры и
- совершенствование
Одним из главных условий реализации задач является обеспечение единства экономического пространства.
Решение задач территориального развития требует совершенствования механизма реализации РЭП. Основными методами и формами государственного воздействия являются прогнозирование и программирование.
Так же необходимо отметить
участие государства в наиболее
эффективных инвестиционных проектах,
размещение федеральных заказов
на поставку продукции для
Так же одной из важнейших составляющих эффективной реализации РЭП является бюджетно-налоговая система.
Еще одним звеном в РЭП
является региональная политика в области
международных и
3.2 Цели и задачи региональной экономической политики.
Главная цель предстоящего
десятилетия — стабилизация производства,
возобновление экономического роста
в каждом из регионов России, повышение
на этой основе уровня жизни населения,
создание научно-технических
укрепление экономических
основ территориальной
содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;
развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);
стимулирование развития
районов и городов, располагающих
крупным научно-техническим
оказание государственной
поддержки районам
разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районы Арктики и Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);
совершенствование экономического районирования страны.
Одним из главных условий
реализации перечисленных задач
региональной политики является обеспечение
единства экономического пространства
страны, которое определяется общностью
государственного руководства, денежной,
налоговой, бюджетно-финансовой систем,
скоординированным развитием
При этом территориальное
разделение труда и производственная
специализация хозяйства