Региональная экономическая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия.

Файлы: 1 файл

РЭП.docx

— 37.36 Кб (Скачать)

Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения) – перераспределение  расходов и доходов между федеральными и региональными бюджетами ( выплата  трансфертов, субсидий и дотаций  на поддержку региона).

 

2.2 Формы осуществления региональной экономической политики.

К основным формам реализации РЭП относятся прогнозирование  и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место  отводится региональному аспекту, что дает регионам необходимые ориентиры  для дальнейшего развития.

Главное назначение прогнозов - оценка развития происходящих и ожидаемых  процессов, последствий вариантов  политики и используемых средств  их реализации, т.е. это попытка получить ответы на вопросы: что будет, если…или что необходимо сделать для получения определенного результата.

Так же к формам осуществления  РЭП относятся:

- использование федерального  бюджета для перераспределения  ресурсов между регионами. Основной  целью является предотвращение  еще большего разрыва между  регионами, снижения производства  и банкротства предприятий.

- размещение государственных  заказов на поставку продукции  для общегосударственных нужд. Размещение  государственного заказа может  стимулировать экономический подъем  в соответствующих регионах.

- структурная перестройка  экономики региона

- госуд. регулирование  эк-ки в регионах со сложной  эконом. ситуацией. Государство осуществляет  ряд организационно-хоз-х функций  там, где они выходят за рамки  возможностей отдельного региона.

Что касается федеральных  целевых программ, то их главное  отличие состоит в том, что  они ориентированы на решение  стратегических задач. Это способ радикального решения межрегиональной ассиметрии, с помощью которого преодолеваются не только ее последствия, но и уничтожаются причины порождающие ее.

- содействие активизации  международных экономических связей  регионов РФ.

- участие государства  в наиболее эффективных инвестиционных  проектах с использованием конкурсной  и контрактной систем их реализации.

- поддержка наукоемких  производств и развитие высоких  технологий.

2.3 Бюджетное выравнивание в РФ.

Политика «выравнивания»:

Аномальные (резко отличающиеся от средних) территориальные различия в уровне и качестве жизни, во многом определяемые экономическими, природно-климатическими, природно-ресурсными и инфраструктурными  особенностями регионов, являются логическим основанием для использования многими  государствами политики так называемого  «выравнивания». Ее результатом считают  последовательное приближение параметров уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню.

Политика «выравнивания» как идеология государственного воздействия на параметры функционирования отдельных регионов используется в  различных масштабах и применительно  к разным группам таких параметров (в том числе и весьма неполно  характеризующим территориальное  развитие). Так, например, крупномасштабная политика «выравнивания» осуществляется в ФРГ (по отношению к землям бывшей ГДР), в Италии (проблема «Север-Юг»), в Китае, в Японии и во многих других государствах. В России политика «выравнивания» проводится преимущественно селективно, применительно к отдельным территориям (например, путем разработки и реализации соответствующих программ), а на общегосударственном уровне — применительно  к уравниванию «бюджетной обеспеченности»  населения, т. е. по важному, но не определяющему  параметру территориального развития. Отметим в этой связи, что с  реализацией курса Правительства  РФ на все большее перекладывание оплаты социальных услуг (в первую очередь, по содержанию жилья) на само население, бюджетное «выравнивание» на основе трансфертов будет все менее  способствовать снятию аномальной территориальной  дифференциации по потреблению населением этих услуг. Отметим и то обстоятельство, что в России бюджетное «выравнивание» не ориентировано на снятие действительно аномальных различий территориального развития (что было бы уместно в стране с крайне низкой бюджетной обеспеченностью в целом и с наличием огромных различий в развитии отдельных территорий). «Выравнивание» ориентировано на именно уравнивание, и в этот процесс вовлечены каждые девять из десяти субъектов федерации.

2.4 Методы и формы реализации региональной экономической политики.

Решение задач территориального развития требует совершенствования  механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование. При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место должно быть отведено региональному аспекту. Это даст регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы. В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие). Важнейшими исходными пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития. Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов. Учет регионального аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

участие государства в  наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

размещение федеральных  заказов на поставку продукции для  общегосударственных нужд;

поддержка наукоемких производств  и развитие высоких технологий;

содействие активизации  международных экономических связей регионов Российской Федерации;

создание условий для  формирования свободных экономических  зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и  кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

содействие малому и среднему бизнесу.

Ведущим в области совершенствования  финансовых и налоговых отношений  между Российской федерацией и ее субъектами, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен стать  курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые и прежде всего налоговые источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов.

Это позволит уменьшить неоправданные  встречные финансовые потоки между  бюджетами различных уровней, снизить  объемы федеральной финансовой поддержки  регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой  сфере необходимо обеспечить:

бездефицитность бюджетов большинства  субъектов Российской Федерации  путем изменения налоговой системы;

законодательное разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической  политики, формированию доходных и  расходных статей соответствующих  бюджетов, сбору и использованию  налогов и других обязательных платежей; возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого  субъекта Российской Федерации; сбалансированность бюджетов всех уровней, а также согласованные  между Российской Федерацией и ее субъектами соответствующие расчетные  принципы и методы; право — в  пределах автономных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем  уровне решений о направлениях и  масштабах использования бюджетных  средств;

контроль за целевым расходованием  средств, выделяемых из федерального бюджета  на социально-экономическое развитие регионов.

 

 

 ГЛАВА III

3.1 Основные положения региональной экономической политики.

После провозглашения Конституцией РФ многообразия форм собственности  и нового геополитического положения  России, повысился уровень самостоятельности  регионов, что требует совершенствования  экономических взаимоотношений  между центром и регионами. Главной  целью РЭП является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни  населения, создание научно-технических  предпосылок укрепления позиций  РФ в мире. Для этого необходимо решить следующие задачи:

-формирование в регионах  многоукладной экономики и содействие  в становлении региональных рынков ( товара, труда, капитала, информации )

- содействие в создании  в каждом регионе ресурсно-финансового  потенциала достаточного для  модернизации фондов.

-преодоление различий  в уровне соц.-эконом. развитии  регионов, поэтапное создание условий  для укрепления базы повышения  уровня жизни.

- достижение оптимального  сочетания эконом. и соц. уровней,  рационализации структуры и хозяйств  регионов для повышения жизнеспособности  регионов.

- совершенствование экономического  районирования страны.

Одним из главных условий  реализации задач является обеспечение  единства экономического пространства.

Решение задач территориального развития требует совершенствования  механизма реализации РЭП. Основными  методами и формами государственного воздействия являются прогнозирование  и программирование.

Так же необходимо отметить участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах, размещение федеральных заказов  на поставку продукции для общегосударственных  нужд и т.д.

Так же одной из важнейших  составляющих эффективной реализации РЭП является бюджетно-налоговая  система.

Еще одним звеном в РЭП  является региональная политика в области  международных и внешнеэкономических  связях субъектов РФ, одним из важнейших  пунктов которой является учет интересов  субъектов РФ при разработке концепции  внешней политики РФ, подготовке и  заключении международных договоров  РФ.

 

3.2 Цели и задачи региональной экономической политики.

Главная цель предстоящего десятилетия — стабилизация производства, возобновление экономического роста  в каждом из регионов России, повышение  на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок  укрепления позиций Российской Федерации  в мире. В связи с этим усилия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:

укрепление экономических  основ территориальной целостности  и стабильности государства;

содействие развитию и  углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной  экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда  и капитала, институциональной и  рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно  глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них  собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;

достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение  ее жизнеспособности в рыночных условиях;

развитие межрегиональных  инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и других);

стимулирование развития районов и городов, располагающих  крупным научно-техническим потенциалом  и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов  Российской Федерации;

оказание государственной  поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем  безработицы, демографическими и миграционными  проблемами;

разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении  регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов  регулирования (районы Арктики и  Крайнего Севера, Дальний Восток, приграничные регионы и другие);

совершенствование экономического районирования страны.

Одним из главных условий  реализации перечисленных задач  региональной политики является обеспечение  единства экономического пространства страны, которое определяется общностью  государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур.

При этом территориальное  разделение труда и производственная специализация хозяйства регионов Российской Федерации должны обеспечиваться следующими методами:

Информация о работе Региональная экономическая политика РФ