Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов природы и функции налогов, налоговой политики, определение основных ее направлений и механизма реализации, а также рассмотрение налогов как инструмента реализации государственной социально-экономической политики в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическая сущность налогов 5
1.1 Понятия налога и налоговой системы государства 5
1.2 Природа и функции налогов 11
2 Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ 18
2.1 Особенности российской налоговой системы 18
2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ 26
2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ 34
3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ 40
Заключение 43
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Налоговая политика_Финек.doc

— 415.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение

1 Социально-экономическая сущность налогов

1.1 Понятия налога и налоговой системы государства

1.2 Природа и функции налогов

2 Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ

2.1 Особенности российской налоговой системы

2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ

2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ

3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ

Заключение

Библиографический список              45


Введение

 

Одна из самых острых проблем нашей экономики – это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть оптимальное налоговое регулирование, т.е. система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста и социально–экономического развития общества.

Налоговое регулирование охватывает всю экономику страны в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов природы и функции налогов, налоговой политики, определение основных ее направлений и механизма реализации, а также рассмотрение налогов как инструмента реализации государственной социально-экономической политики в Российской Федерации.

В соответствии с целью работы, в процессе исследования названной проблемы решаются следующие задачи:

      Определение понятий налога, налоговой системы и налоговой политики;

      Выявление природы и основных функций налогов;

      Анализ взаимосвязи налогов с социально-экономическим развитием общества;

      Выявление особенностей налоговой системы и налоговой политики в современной России;

      Анализ налоговых доходов бюджета, налоговой нагрузки и налогового потенциала в РФ;

      Выявление путей совершенствования налоговой системы в современной России.

Методологической базой работы являются: метод анализа и синтеза, метод научной абстракции; метод экономических моделей; метод функционального анализа; метод графических построений и др.

В ходе написания работы использовались учебные пособия, статьи и монографии таких исследователей как Белоусов Д.Р., Воронин Ю., Глазьев С., Кудрин А.Л., Лавров А.М., Маслова Д.В. и других исследователей и экономистов, изучающих проблему совершенствования налоговой политики в России. Источниками информации стали также данные Государственного Комитета Статистики, Налоговый Кодекс РФ и нормативные акты в области налогообложения и бюджетного регулирования.

 


1 Социально-экономическая сущность налогов

1.1 Понятия налога и налоговой системы государства

 

Налог, налоговая система, налоговая политика – это многоаспектные экономические, категории, неразрывно связанные между собой. Их появление объективно связано с возникновением государства. Формирование государства, становление его институтов, реализация государством общественно-политических функций закономерно потребовало формирования финансовых ресурсов и соответствующих инструментов, посредством которых такие ресурсы могут быть образованы. Таким инструментом и стали налоги, сгруппированные в налоговые системы.

Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1]; это также экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства.

Соответственно понятие «налоговая система» можно также трактовать двояко[2]:

1. С позиций права – налоговая система объединяет две органично связанных составляющих: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства, либо ее отдельных территориальных образований в порядке, утвержденным налоговым законодательством.

Налоговый механизм – объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

2. С позиции экономической теории – это система экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или ее внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства.[3]

Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмене действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей, государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров – все это будет проявлением определенных направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменение налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространенными направлениями налоговых реформ. Серьезная переориентация налоговой политики достигается также при изменении налогооблагаемой базы, обеспечивающей расширение или сокращение состава налогоплательщиков, объектов налогообложения. Достаточно широкое распространение в последние годы получила также практика отмены ранее действующих и введение новых видов налогообложения (введение НДС вместо налога с оборота, введение и отмена налога с продаж в РФ, замена в рамках ЕС национальных акцизов гармонизированными акцизами, развитие системы экологических налогов и т.д.). Таким образом, в современных условиях хозяйствования налоговая политика является важнейшей составляющей системы экономического регулирования рыночной экономики.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К элементам налога относятся:

      субъект налога или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому специально выделяется;

      носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог (может совпадать или не совпадать с субъектом налога);

      источник налога – средства или доход, за счет которого уплачивается налог (например, при уплате транспортного налога на автомобиль, который находится в собственности гражданина, объектом налога будет являться стоимость автомобиля, а источником налога – доход или иные денежные средства владельца данного автомобиля);

      объект налога – доход, имущество, или услуга, на который начисляется налог (прибыль, заработная плата, недвижимое имущество, ценные бумаги и т.д.);

      налоговая база – стоимостная, количественная или иная характеристика объекта налогообложения (выручка от реализации продукции или услуг, прибыль от экономической деятельности, доход физического лица, стоимость движимого или недвижимого имущества). Следует отметить, что понятия объект налога и налоговая база могут как совпадать (прибыль, доход, выручка), так и не совпадать (недвижимое имущество как таковое и стоимость недвижимого имущества) по своей натурально–вещественной форме;

      налогооблагаемая база – часть налоговой базы, остающаяся после всех законодательно установленных льготных вычетов, на которую непосредственно начисляется налоговая ставка;

      налоговые льготы – частичное или полное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Цель налоговой льготы – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка платежа, что в конечном счете также приводит к сокращению налоговых обязательств;

      налоговая ставка – величина налога на единицу обложения (денежную единицу доходов, единицу земельной площади, единицу измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (НДС, налог с продаж и др.). Ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давят на лица с большими доходами (например, налог с наследства и дарения или налог на доходы граждан в большинстве стран мира). Ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами (например, социальный налог).

В современной налоговой практике для характеристики налоговых систем и их структурных составляющих применяются следующие классификации налогов. По субъекту–налогоплательщику выделяют налоги: с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физических лиц и др.); с предприятий и организаций (юридических лиц) (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и предприятиями и организациями (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств).

Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, где аккумулируются налоговые доходы, в налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация. Так, в РФ вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида): 1) федеральные; 2) налоги субъектов РФ – республик, краев, областей и автономных округов; 3) местные налоги.

По порядку введения налога различают общеобязательные налоги – они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который поступают, по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательством нижестоящих органов управления[4]; факультативные налоги, предусмотренные основами налоговой системы, но непосредственно вводящиеся законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных округов и пр. (например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, все местные налоги за исключением общеобязательных).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие (разноуровневые) – поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству.

По характеру использования налогового платежа выделяют общие налоги (покрывают различные расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы).

По периодичности уплаты налога выделяют регулярные (систематические, текущие) налоги – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога; и разовые – связанные с каким–либо событием, не образующим системы (например, таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения).

Существуют и другие классификации налогов. В соответствии с возрастанием роли налогов в механизме экономического регулирования современной рыночной экономики и расширением функций налогообложения на национальном (государственном) и межгосударственном уровнях их разнообразие объективно будет возрастать.

Информация о работе Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ