Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов природы и функции налогов, налоговой политики, определение основных ее направлений и механизма реализации, а также рассмотрение налогов как инструмента реализации государственной социально-экономической политики в Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1 Социально-экономическая сущность налогов 5
1.1 Понятия налога и налоговой системы государства 5
1.2 Природа и функции налогов 11
2 Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ 18
2.1 Особенности российской налоговой системы 18
2.2 Анализ налоговых доходов бюджета РФ 26
2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ 34
3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ 40
Заключение 43
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Налоговая политика_Финек.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

 

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 августа 2007г. составила 161,1 млрд. рублей и превысила задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование и платежам в государственные внебюджетные фонды в 1,5 раза. По сравнению с 1 января 2007г. она сократилась на 19,0%. Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007 году по основным налогам представлена в таблице 5.

 

Исходя из представленных в таблице 5 данных, можно сделать вывод о том, что по всем основным налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых и налогам на внешнюю торговлю, на 2007 год прогнозируется рост поступлений. Наибольший прирост ожидается по НДС (рост на 25% по отношению к факту 2006 г.) и налогу на прибыль организаций (рост на 19,1%), тогда как поступления акцизов и единого социального налога могут вырасти на 9,1% и 10,0% соответственно. Таким образом, несмотря на ряд налоговых новаций, ожидаемых в 2007 г., в целом поступления по основным налогам фискальной системы РФ будут расти.

Основными расходными статьями в бюджете 2007 года, как и прежде, остаются межбюджетные трансферты, общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика.

Суммарная доля расходов по перечисленным разделам составляет 14,88% ВВП против 14,83% в текущем году. Таким образом, суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2007 г. практически не изменилась по сравнению с текущим годом, а перечисленные выше изменения по некоторым из них обусловлены перераспределением средств.

2.3 Налоговая нагрузка и налоговый потенциал в РФ

 

Важную роль в процессе анализа налогового законодательства следует уделять такому показателю, как фактический коэффициент налоговой нагрузки по отдельным отраслям и сферам экономики. Она по-прежнему остается высокой и увеличилась за последние три года с 6,5% до 6,9% к ВВП[16]. А высокая налоговая нагрузка сдерживает рост производства и, что хуже всего, увеличивает объемы теневой экономики.

Структура налоговых платежей в России представляет собой достаточно разительный контраст по сравнению с аналогичной структурой в странах Запада, поскольку в ней чрезмерно велик удельный вес косвенных налогов при низкой доле подоходного налога и налогов на имущество. Высокое косвенное налогообложение выступает фактором сдерживания спроса, его излишнее бремя является одной из причин затяжного спада российской экономики. Налоговая система, ориентированная на косвенное обложение хозяйственной деятельности, привела к непропорциональному распределению налогов между сферами производства.

В отраслевом разрезе структура налоговых поступлений в бюджет выглядит следующим образом. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте составляет 42%, в налогах – 53, а в недоимке – 65%. Доля торговли и банковской сферы в структуре ВВП растет, а в бюджет они платят налогов все меньше. Поэтому увеличение абсолютной суммы налоговых поступлений в бюджетную систему начиная с 1998 г. при одновременном сокращении доли налогов в структуре ВВП свидетельствует, скорее, о нарастании структурных деформаций в налоговой системе, ориентированной на косвенное налогообложение, чем о стабилизации налогового потенциала реального сектора производства.

В 1994-1998 гг. индекс валового внутреннего продукта находился ниже 1, что свидетельствовало о тенденции устойчивого спада общественного производства. Динамика показателей бюджетной ресурсоемкое, характеризующих реальное исполнение такой функции бюджета, как финансовое обеспечение, имеет совершенно иную тенденцию спада. Так, до 1999 г. наблюдался более интенсивный спад индекса налогового потенциала, отражающего тенденции сокращения валовой добавленной стоимости и усиления налогового давления на экономику.

Отрыв индекса налоговой нагрузки от индекса налогового потенциала свидетельствует об отсутствии стимулирующего воздействия налоговой системы на общественное воспроизводство. Динамика налоговой нагрузки практически совпадает с динамикой сокращения ВВП, следовательно, уровень налоговой нагрузки действует как негативный фактор общественного воспроизводства и является для экономики чрезмерным, несмотря на все попытки снизить его путем сокращения ставок прямых налогов.

Разрыв в таких динамических характеристиках, как ВВП и налоговый потенциал, в первую очередь отражает то, что функция финансового обеспечения в современной бюджетной политике носит деструктивный характер. Во многом это обусловлено неправильной ориентацией налоговой системы - на инфляционное косвенное налогообложение. При этом динамика доходов консолидированного бюджета реально не связана ни с динамикой ВВП, ни с динамикой налоговой нагрузки, что является еще одним подтверждением неэффективности бюджетной политики, проводимой правительством РФ. Она не ориентирована на выполнение функции финансового обеспечения в стратегическом плане, а решает лишь задачи текущих фискальных потребностей.

В 1996-1997 гг. тенденция сокращения доходов консолидированного бюджета совпадала с тенденцией уменьшения налогового потенциала, причем это сокращение существенно опережало спад объемов производства. Однако данный процесс не отражал реального накопления финансовых ресурсов в бюджетной системе, он явился результатом их активного оттока из сферы государственных финансов на финансовый рынок.

Уменьшения налоговой нагрузки на производство в целом не произошло, в то же время был потерян реальный государственный контроль за собственными финансовыми ресурсами. Практически сработала «налоговая ловушка», когда чрезмерный объем налоговых изъятий в стране, превышающий пороговое значение удельной чистой прибыли, характеризующей эффективность производственной сферы, привел к значительному сужению налогооблагаемой базы и соответственно к торможению инвестиционных процессов. Что же касается финансовых ресурсов, то они «перетекли» в более эффективную сферу - на финансовый рынок. Такая государственная политика и привела к финансовому кризису в августе 1998 г.

В 1999 г. началась новая фаза динамики рассматриваемых характеристик - они практически совпали по уровням своего падения. Возникло своеобразное динамическое равновесие. Но правительство не смогло его использовать как точку отсчета в процессе нормализации состояния бюджетной системы. В 2000 г. тенденции изменения рассматриваемых показателей снова расходятся, снова наблюдается ситуация, во многом схожая с той, которая имела место в 1997 г. накануне финансового кризиса[17].

Реформирование социальной сферы России, определяющей эффективность налоговой политики, должно базироваться на следующих принципах:

      недопустимость дальнейшего снижения уровня жизни населения;

      создание реальных условий для улучшения условий труда и жизни населения;

      усиление социальной поддержки в сфере социальных пособий и других денежных выплат населению;

      постепенный переход на принцип платности социальных услуг при увеличении реальных доходов граждан;

      налаживание социального партнерства, совершенствование договорных отношений между работодателями и наемными работниками;

      изменения в налоговой политике, позволяющие снизить давление на фонд заработной платы и стимулирующие работодателей к увеличению занятости, улучшению условий труда и т.п.

От того, как будут аккумулироваться налоги и взносы на социальные нужды в рамках реализации налоговой и социальной политики России, во многом зависит достижение основных целей социальной политики, включая: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для отдыха.

Соответствующая динамика поступления налогов и взносов на социальные нужды (без расходов на социальное страхование) в 2003 - 2006 гг. в федеральный бюджет и консолидированный бюджет РФ показана на нижеприведенном графике (рис. 3).

 

 

Рисунок 3 – Динамика поступления налогов и взносов на социальные нужды (без расходов на социальное страхование) в 2003 – 2006 годах в федеральный бюджет и консолидированный бюджет РФ[18]

 

Структура поступлений налогов и взносов на социальные нужды показана на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – Структура поступлений налогов,

взносов на социальные нужды, %

 

Отсутствие значительного роста налоговых поступлений в 2006 г. по сравнению с 2003-2004 гг. в основном связано с уменьшением общей ставки налога с 35,6% до 26,0%, в том числе: по федеральному бюджету с 28,0% до 20,0%; по ФСС с 4,0% до 3,2%; по ФФОМС с 0,2% до 0,8%; по ТФОМС с 3,4% до 2,0%. При этом в соответствии с изменением соотношения ставок между фондами, структура поступлений налогов и взносов на социальные нужды (без расходов на социальное страхование) в разрезе государственных внебюджетных фондов в 2006 г. по сравнению с 2005 г. кардинальных изменений не претерпела.

В современных условиях реализация социально-экономической эффективности налоговой политики в активизации предпринимательства проявляется в следующих важнейших направлениях:

      обеспечение экономического роста и благосостояния населения и, прежде всего, представителей малого и среднего бизнеса, обеспечивающее стабильное поступление обязательных платежей в бюджет и развитие социально-экономической сферы;

      активное стимулирование государством предпринимательской деятельности посредством создания адекватной экономическим и социальным потребностям системы налогов и сборов, обеспечивающей возможность минимизации обязательных платежей в бюджет с использованием предоставляемых законом механизмов, создание совершенной системы налоговых льгот, направленных на активизацию предпринимательства;

      дальнейшее развитие и модернизация взаимоотношений и работы с налогоплательщиками, в том числе повсеместное развитие неконфликтных методов урегулирования противоречий, возникающих между государственными органами власти и представителями бизнеса;

      постепенное уменьшение количества налоговых судебных разбирательств за счет эффективного развития досудебного урегулирования налоговых споров, в т.ч. посредством постепенного укрепления и модернизации системы налогового аудита в структуре налоговых органов;

      создание экономически независимого среднего класса, существование и укрепление которого является показателем нормального развития

      рыночных отношений в современных условиях хозяйствования и регионального развития.

Не вызывает сомнения, что реализация указанных направлений активизации предпринимательства сегодня напрямую зависит от созданной государством макроэкономической модели регулировании налоговых отношений, а также принятой и реализуемой налоговой политики.

Таким образом, современную государственную налоговую политику с точки зрения стимулирования предпринимательской активности можно определить как совокупность организационно-правовых мероприятий, осуществляемых наделенными соответствующей компетенцией органами государственной власти посредством использования специфических методов с целью создания эффективной, справедливой и экономически обоснованной налоговой системы, отвечающей финансовым и социальным интересам государства и общества, обеспечивающей условия для развития бизнеса, формирования полноценного среднего класса.

 

 


3 Пути совершенствования налоговой системы в РФ

 

Как было показано выше, налоги являются важнейшим инструментом регулирования рыночной экономики, и от умелого их использования зависит эффективность функционирования экономики любого государства. При этом налоги позволяют регулировать процессы перераспределения получаемых доходов между государством, населением и предприятиями. И, как правило, умелая государственная налоговая политика во многом решает приоритетные задачи социально-экономического развития общества.

Россия уже приступила к реализации стратегии индустриально-инновационного развития, направленной на диверсификацию экономики. Поэтому нормы законов о налогообложении должны быть направлены на реализацию политики поощрения инвестиционной активности предпринимателей, стимулирования конкурентоспособных экспортно-ориентированных производств, прежде всего, в обрабатывающем секторе экономики, стимулирования обновления основных средств.

В настоящее время все еще остается ряд нерешенных проблем налогового законодательства. В их числе проблемы стимулирования работодателей в финансировании подготовки специалистов, не состоящих с ними в трудовых отношениях. Проблемой номер один по-прежнему является привлечение средств самих работодателей на профессиональное образование, подготовку и повышение квалификации рабочих и инженерных кадров и специалистов и создание на базе крупных предприятий системы переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических работников для профтехшкол, колледжей и вузов. К сожалению, в налоговом законодательстве остались также нерешенными вопросы налогообложения оборотов переработчиков сельскохозяйственного сырья, закупаемого у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, и целый ряд других проблем. Наша страна готовится к вступлению в ВТО. Для того чтобы выстоять в жесткой конкурентной борьбе, необходимо снизить налоговую нагрузку. Это даст возможность предприятиям обрабатывающего сектора накапливать собственные средства для модернизации производства, решения проблем конкурентоспособности собственной продукции.

Информация о работе Налоги как инструмент социально-экономической политики в РФ