Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

- каждый их них мал относительно рынка в целом

- продукция является однородной

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

- продавцы действуют независимо друг от друга

- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

Файлы: 1 файл

Женина.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

       При наличии конкуренции на рынке  производителя с целью получения  максимальной прибыли стремятся  снизить издержки производства на единицу  продукции, В результате этого создается  возможность снижения цены, что увеличивает  объем продаж у производителя  и его доход. Самым эффективным  способом достижения этого является использование научно - технический  усовершенствований и новинок в  производстве. Внедрение научно - технических  достижений позволяет увеличить  производительность труда, что как  раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме - новатору большой доход.

       Конкуренция создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет дифференцирования отдельного продукта. Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая  всемерно и всесторонне изучает  потребительский спрос и создает  новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а  с другой, удовлетворяет все желания  и потребности покупателя. В итоге  выигрывает и потребитель, и общество в целом.

       “Совершенным  конкурентом” является тот, кто может  продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии  влиять на нее в сторону повышения  или понижения. В свою очередь  “полностью конкурентной отраслью”  является такая отрасль, которая  состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.

       Несовершенная конкуренция.

       Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность  воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

       Многие  рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и  фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.

       Фирма является “несовершенной” до тех  пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых  отраслей, а не горизонтальную линию  спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной  конкуренцией.

       На  совершенно конкурентном рынке имеется  множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого  покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как  неизменную и находящуюся вне  их контроля. Чтобы максимизировать  свои прибыли, продавцы выбирают такой  объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

       Однако  на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных  типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих  наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как  и на совершенно конкурентных рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для  того, чтобы  оказывать заметно  влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

       Насколько несовершенной может быть несовершенная  конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом  полного монополиста. В своей  отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей  сколько - нибудь близкий заменитель его продукции.

       Виды несовершенной  конкуренции

       Монополия и монопольная власть

       Самым крупным случаем несовершенной  конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом  и исключающий возможность вхождения  в него других. Например до начала 80-х  годов компания “Объединение прииски  Де Бирс” фактически контролировала все источники поставок алмазов  в некоммунистическом мире, В качестве других примеров можно привести монополию  “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в  уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения.

       В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно  было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку  не существует даже двух магазинов  с абсолютно одинаковым ассортиментом  продуктов. Однако такой подход к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним  магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные  поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.

       Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

       Продавец  обладает монопольной властью (или  властью над рынком), если он может  повышать цену на свою продукцию путем  ограничения своего собственного объема  выпуска.

       В условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий  к вхождению в рынок новых  производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры  вхождению, которые делают невозможным  проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия  может иметь значительный приток прибыли.

       Монополистическая конкуренция

       Как подразумевает само название, монополистической  конкуренции свойственны черты  и монополии,  и совершенной  конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место  и конкуренция, поскольку множество  других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая  конкуренция - это совершенная конкуренция  плюс дифференциация продукции.

       Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих  продавцов как близкие, но не полностью  взаимозаменяемые.

       В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной  конкуренции, не существует барьеров для  вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения  отсутствуют, фирмы в монополистической  конкуренции не рассчитывают на получение  значительной прибыли в долгосрочном периоде.

       Олигополия.

       Олигополия  подразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок - это такой рынок, на которой большая  часть выпускаемой продукции  производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние  на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная  промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются  олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и  при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми  продавцами, как и при совершенной  конкуренции. Это обусловливает  большую сложность решений олигополистов  по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.

       Если  дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне  и рекламе продукции.

       Олигополия  занимает промежуточное положение  между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок  отсутствуют, а монополия не оставляет  возможности для проникновения  других фирм. На олигополистических рынках обычно существует некоторые барьеры  вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его  абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, что  отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие  прибыли, будет привлекать новые  фирмы, и, следовательно, тем ниже будет  прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

Монополия

       Причины возникновения  и сущность монополий

       Монополия - (от греч. monos - один и pile - продаю) - англ. monopoly; нем. Monopol.

       Мотивация внешняя  Исключительное право,  принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству в к.-л. сфере деятельности (экономике, политике, идеологии).

       Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

       С точки зрения рыночной структуры

       С точки зрения рыночного поведения

       С точки зрения рыночных итогов.

       Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.

       Здесь можно привести ещё одно определение  монополии:

       Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы  фирмы и отрасли совпадают.

       Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама и.т.д.). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

       Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги  связаны со следующими факторами:

       монопольно  высокими ценами

       ограниченной  готовностью монополии к инновациям.

       Итак, можно привести следующие признаки монополии:

       Монополистический рынок представлен одним продавцом  и множеством покупателей.

       Производимая  продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

       Вход  новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких  барьеров, к примеру: 
 

       Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

       Система лицензий на выполнение отдельных типов  работ, избранно выдаваемых государством.

       Монопольное право собственности на использование  определённых ресурсов, связанное с  производством редкого блага (к  примеру, бриллиантов).

       При естественной монополии значение имеют  сами условия производства и характер блага.

       Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению  к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия  в целом.

       Сложность в получении полной информации обо  всём рынке.

       Проблема монополии  в российской экономике.

       Российское  антимонопольное законодательство не дает определение понятия “монополия”, поскольку в реальности чистых монополий  нет. Но есть предприятия, которым присущ главный признак монополии - значительная доля на рынке определенного товара. “Реальной монополией” считается  хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В таком случае говорят, что фирма занимает “доминирующее  положение”. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет от 35% до 65%, если это  установлено антимонопольным органом.

Информация о работе Конкуренция и монополия