Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
- каждый их них мал относительно рынка в целом
- продукция является однородной
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
- продавцы действуют независимо друг от друга
- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Введение 3
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4
Понятие и условие возникновения конкуренции 5
Основные условия возникновения конкуренции: 6
Содержание рыночной конкуренции 6
Конкурентоспособность товара 6
Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Виды несовершенной конкуренции 12
Олигополия. 13
Монополия 14
Причины возникновения и сущность монополий 14
Проблема монополии в российской экономике. 15
Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18
Формы монополий и следствия монополизации экономики 20
При
наличии конкуренции на рынке
производителя с целью
Конкуренция
создает у производителей стимулы
к постоянному разнообразию предлагаемых
товаров и услуг для завоевания
рынка. Расширение ассортимента предлагаемой
к продаже продукции происходит
как за счет дифференцирования отдельного
продукта. Производители осуществляют
постоянную борьбу за покупателя на рынке.
Результатом такой борьбы является
политика стимулирования сбыта, которая
всемерно и всесторонне изучает
потребительский спрос и
“Совершенным конкурентом” является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь “полностью конкурентной отраслью” является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.
Несовершенная конкуренция.
Рынки, на которых либо покупатели либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является “несовершенной” до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На
совершенно конкурентном рынке имеется
множество продавцов и
Однако
на несовершенно конкурентных рынках
индивидуальные продавцы могут влиять
на цену, которую они получают за
свою продукцию. Прикидывая, как им
максимизировать прибыли, они, естественно,
принимают в расчет эту способность.
Характерные черты трех укрупненных
типов несовершенных
Насколько
несовершенной может быть несовершенная
конкуренция? Крайним случаем является
наличие единственного
Монополия и монопольная власть
Самым
крупным случаем несовершенной
конкуренции является монополия, т.е.
рынок с единственным продавцом
и исключающий возможность
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
Монополистическая конкуренция
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок
характеризуется
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.
Олигополия
подразумевает наличие
Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции.
Олигополия
занимает промежуточное положение
между монополией и конкуренцией
и в другом аспекте. В условиях
когда конкуренция является совершенной,
барьеры вхождения в рынок
отсутствуют, а монополия не оставляет
возможности для проникновения
других фирм. На олигополистических рынках
обычно существует некоторые барьеры
вхождения, но они не столь жестки
для того, чтобы сделать его
абсолютно невозможным. Чем слабее
барьеры, тем белее вероятно, что
отрасль, в которой продавцы, занимающие
прочное положение, получают высокие
прибыли, будет привлекать новые
фирмы, и, следовательно, тем ниже будет
прибыли в отрасли в
Монополия - (от греч. monos - один и pile - продаю) - англ. monopoly; нем. Monopol.
Мотивация внешняя Исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству в к.-л. сфере деятельности (экономике, политике, идеологии).
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
С точки зрения рыночной структуры
С точки зрения рыночного поведения
С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Здесь можно привести ещё одно определение монополии:
Монополия
– это когда в отрасли
Давая
же определение монополии с точки
зрения рыночного поведения, теория
монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
монопольно высокими ценами
ограниченной
готовностью монополии к
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
Монополистический
рынок представлен одним
Производимая
продукция является уникальной (то
есть отсутствуют товары-заменители)
Вход
новых фирм на рынок фактически невозможен
из-за барьеров. Могут быть разные
причины существования таких
барьеров, к примеру:
Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на
покупателей нечестными по отношению
к конкуренту способами за счёт большого
бюджета и масштабов
Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Российское
антимонопольное