Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 09:28, реферат
Цель работы - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию
• чистую монополию
• монополистическую конкуренцию
• олигополию
Введение
В
данном реферате мы рассмотрим такую тему
как «Конкуренция и
монополия. Антимонопольное регулирование».
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Цель работы - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию
• чистую монополию
• монополистическую конкуренцию
• олигополию
Эти
четыре модели рынка отличаются по
количеству фирм в отрасли
независимо от того, является продукция
стандартизированной или
дифференцированной и насколько легко
или трудно новым фирмам войти в
отрасль.
Рассмотрим
такое понятие как «
совершенную и несовершенную конкуренцию,
рассмотрим и проанализируем виды несовершенной
конкуренции. Изучим содержание рыночной
конкуренции. Рынок является совершенно
конкурентным, если все продавцы в отрасли
- совершенно конкуренты и имеется много
покупателей, каждый из которых хорошо
информирован о ценах продавцов и которые
малы относительно рынка и действуют независимо.
Мы
так же подробно рассмотрим и проанализируем
отдельный вид
несовершенной конкуренции монополию
и рассмотрим ее виды.
Монополия представляет собой крайний
случай несовершенной конкуренции, где
имеется один продавец и отсутствует возможность
вхождения других. Так как монополия оказывает
негативное влияние на экономику рассмотрим
такое понятие как антимонопольное регулирование.
Антимонопольное регулирование
- важнейшая составная часть
Антимонопольное регулирование
- это целенаправленная
Развитие антимонопольного
Антимонопольное
регулирование включает в себя:
• административный контроль над монополизированными
рынками
• организационный механизм
• антимонопольное законодательство.
Реферат состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части
приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции.
Реферат представляет собой
несовершенной конкуренции в экономике. При его создании были
использованы
сведения методических пособий
по изучению экономической теории.
I. Конкуренция и монополия.
1.1.Конкуренция
и ее содержание.
Роль конкуренции в хозяйственной жизни
общества глубока и многогранна.
Способствуя росту наиболее эффективных
производств и вымывая неэффективные
хозяйственные звенья, конкуренция выступает
в качестве механизма регулирования народнохозяйственных
пропорций. Она проявляет себя как способ
ориентирующий предпринимателей на повышение
эффективности хозяйствования. Конкуренция
является особым способом взаимодействия
рыночных субъектов.
С точки зрения отдельного предпринимателя,
конкуренция - это процесс
состязательной борьбы фирм за ограниченный
платежеспособный спрос.
Сказанное не означает, что все сводится
только к этому. В
действительности конкурентные отношения
фирм выходят далеко за границы отдельных
рыночных сегментов даже отраслей, является
формой борьбы за лучшие условия хозяйствования.
Именно этот аспект конкуренции позволяет
раскрыть ее значение и роль в развитии
экономики. Экономическая природа конкуренции
связана с расщеплением экономической
власти. Это означает, что уже само наличие
конкуренции, с одной стороны, указывает
на возможность закрепления за хозяйствующими
субъектами определенной экономической
свободы, а с другой стороны, что особенно
важно, - на рассредоточение экономической
власти среди агентов рынка, позволяющее
им осуществлять свободный выбор. Поэтому
роль конкуренции не исчерпывается лишь
ограниченными воздействиями, а одновременно
служит и питательной средой предпринимательских
структур.
Во-вторых,
обеспечивая равные принципы состязательности,
она
противодействует абсолютному доминированию
какого - либо из преимуществ фирм, изначально
обусловливая существование самых разновидных
их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают
за счет экономической мощи и масштабности
производства. Малые, напротив, компенсируют
свою экономическую слабость предпринимательской
гибкостью. В то время как специализированные
предприятия выигрывают благодаря своей
способности к приспособляемости, «фирмы
- новаторы» пользуются преимуществами
первопроходцев. Отсутствие абсолютных
преимуществ делает их сосуществование
их неизбежным. При этом
следует иметь в виду, что, если конкуренция
как таковая в принципе
предполагает существование разных по
масштабу и форме организации
предпринимательских структур, то реальное
их многообразие в экономике
зависит от степени ее жесткости. Наконец
конкуренция - это условие рыночной активности.
Задавая критерии эффективности и ориентируя
рынок на поиск лучших условий хозяйствования,
конкуренция обусловливает необходимость
непрерывного совершенствования форм
и способов хозяйствования, становясь
«вечным двигателем» развития самой рыночной
функции. Не столько повышение качества
и сокращение затрат, но и поиск новых
рынков, создание новых товаров и услуг;
применение новых методов предпринимательства
становится повседневной заботой конкурентов.
Содержание
рыночной конкуренции.
Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга. Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
1. выявление или установление рыночной
стоимости товара;
2. выравнивание индивидуальных стоимостей
и распределение прибыли в зависимости
от различных затрат труда;
3. регулирование перелива средств между
отраслями и производствами.
Начиная
конкурентные отношения на рынке, необходимо
определить:
- какие аналогичные товары конкурируют
с товарами вашей фирмы и кто их производит?
- существуют ли товары, способные заменить
ваш для удовлетворения данной потребности?
-не угрожает
ли вашему товару товар тех конкурентов,
которые могут удовлетворить данную потребность
за счет создания товара-
заменителя?
- возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой
вами потребности? Если да, то почему и
в какой срок?
Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.
1.2. Модели рынка
1. Совершенная конкуренция.
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов,
конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка
имеют равный доступ к
Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть
довольно интересными –
На практике совершенная
2. Несовершенная конкуренция.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции
предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого
типа
изучаются теорией
Несовершенную конкуренцию
3. Монополистическая конкуренция.
Большинство производителей, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями
(субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента. Каждая фирма является единственным производителем, и в этом смысле, монополистом. Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь
менее 50%.
Вход на рынок
Следует заметить, что дифференциация продукта в какой-то степени
определят
степень монополизации рынка.
4. Олигополия.
Под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой – монополистической конкуренции.
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.