Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 09:28, реферат

Краткое описание

Цель работы - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
• чистую конкуренцию
• чистую монополию
• монополистическую конкуренцию
• олигополию

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     В случае рынка электрической и  тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами3.

     Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

     Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке4.

 II.Антимонопольное законодательство

   Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

   1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

   2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

   3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету  договора;

   4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

   5) экономически или технологически  не обоснованные отказ либо  уклонение от заключения договора  с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

   6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное  установление различных цен (тарифов)  на один и тот же товар,  если иное не установлено федеральным законом;

   7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;

   8) создание дискриминационных условий;

   9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;

   10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

   Наряду  с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями  организаций, продажей и покупкой крупных  пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

2.1. Система антимонопольных органов и порядок их формирования

     В соответствии с Законом о конкуренции (ст. 3) государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах. Во-вторых (и это, скорее, обеспечивающая задача), федеральный антимонопольный орган обеспечивает предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции т.е. устранение неблагоприятных последствий для развития конкуренции и нормального функционирования рынка, вызванных действиями и соглашениями хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и местного самоуправления.

     Под предупреждением монополистической деятельности понимается комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ).

     Ограничение монополистической  деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

     Пресечение  монополистической  деятельности — собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль за исполнением решений и предписаний.

     Федеральный антимонопольный орган входит в  структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

     Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

     Законом не предусмотрены какие-либо ограничения  в отношении количества, структуры  и местоположения территориальных  органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

     Федеральный антимонопольный орган, как установлено  п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.

2.2. Задачи и цели антимонопольных органов

       Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность  его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся:

       • содействие формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и  предпринимательства;

       • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

       • государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства.

       Федеральный антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

       • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его  применения, заключения о проектах законов и других нормативных  актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

       •дает рекомендации федеральным органам  исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

       • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и  обращения;

       • контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов;

       • контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

       Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

       • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов  или освобождении от них хозяйствующих  субъектов, впервые вступающих на рынок  определенного товара;

       • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

       • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и  обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

       • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в  целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих субъектов;

       • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических  зон;

       • о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных тарифов;

       • о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

       Федеральный антимонопольный орган принимает  участие в реализации федеральных  программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

2.3. Методы и способы борьбы с монополий на рынке

   - Предельное упрощение процедуры создания фирм-конкурентов для монополиста.

   - Снятие всех барьеров для проникновения на монопольный национальный рынок иностранных производителей.

   - Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.

   - Введение государственного контроля над процедурой слияния и поглощения фирм, иногда правительство должно дать согласие или запретить эти действия.

   - Прямой государственный контроль над естественными монополиями, что проявляется в контроле над ценами и заработной платой.

Информация о работе Конкуренция и монополия