Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Задание: Почему считается, что совершенный конкурент никак не может воздействовать на рыночную цену?
Так как он находится в равных условиях с другими участниками рынка.
Рамки совершенной конкуренции:
множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;
полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;
полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Конкуренция и её место в рыночной экономике…………..………………4
1.1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма…………..….….4
1.2. Содержание рыночной конкуренции………………………………………….5
1. 3 . Конкурентоспособность товара и фирмы……………………………………6
Глава 2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………..7
Глава 3. Рынок несовершенной конкуренции и монополии…………………..13
Глава 4. Антимонопольная политика государства……………………………..16
Заключение ………………………………………………………………………..20
Задание……………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………..…..23

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский филиал

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Конкуренция и монополия»

 

 

 

 

 

Курс 1. Факультет _________ (заочное отделение).

Фамилия и инициалы: Мильков А. Е.

 

Шифр:

 

                                 

                                                                  Проверил:

                                                                  Доц. Рамазанов Джалалудин Исамутдинович

 

 

 

Иваново 2010

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Конкуренция и её место в рыночной экономике…………..………………4

1.1. Конкуренция  как центральное звено рыночного  механизма…………..….….4

1.2. Содержание рыночной  конкуренции………………………………………….5

1. 3 . Конкурентоспособность  товара и фирмы……………………………………6

Глава 2. Рынок чистой конкуренции……………………………………………..7

Глава 3. Рынок несовершенной  конкуренции и монополии…………………..13

Глава 4. Антимонопольная политика государства……………………………..16

Заключение ………………………………………………………………………..20

Задание……………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………………..…..23

 

 

 

 

Введение

 

В данной контрольной  работе мы рассмотрим такую тему как  «Конкуренция и монополия».

Современный мир невозможно представить себе без различного рода рынков, а рынки, в свою очередь, не возможно представить без конкурентной борьбы, а соответственно и без всевозможных способов ведения этой борьбы. Одним из наиболее весомых и в тоже время негативных способов считается – монополия.

В данной работе рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Мы так  же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной  конкуренции - монополию и рассмотрим ее виды. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.

Так как монополия  оказывает негативное влияние на экономику, рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкуренция и её место в  рыночной экономике

1.1. Конкуренция как центральное  звено рыночного механизма.

Роль конкуренции  в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования..

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая  равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

 

1.2. Содержание рыночной конкуренции.

Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.

Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.

Объект  конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

      1. выявление или установление рыночной стоимости товара;
  1. выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение; прибыли  в зависимости от различных затрат труда;
      1. регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

  • какие аналогичные товары  конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
  • существуют ли товары, способные заменить ваш для удовлетворения данной потребности?
  • не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара-заменителя?
  • возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой вами потребности? Если да, то почему и в какой срок?  Рыночная конкуренция делится на совершенную и несовершенную конкуренцию.

1. 3 . Конкурентоспособность товара и фирмы.

Привлечение потребителя можно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками по удовлетворению нужд потребителя, Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный товар.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность –  это  прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.

Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

Комплекс  конкурентоспособности товара состоит  из трех групп элементов: технических, экономических  и  социально - организационных.

Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.

Экономические параметры  представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как  правило,  выше цены  продажи.  Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.

Наиболее  конкурентоспособен не тот товар  за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Социально-организационные  параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с:

• совершенствованием применяемых материалов, технологии, организации производства управления;

• созданием принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;

• улучшением существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;

• улучшением всей совокупности условий потребления и дальнейшего использования товара потребителем.

 Конкурентоспособность   товара, конечно, во многом определяет  конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.

Конкурентоспособность фирмы - это   относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития   конкурентных   фирм   по   степени   удовлетворения   своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

 

2. Рынок чистой  конкуренции

 

Рыночная, совершенная конкуренция является одной из важнейших категорий современной экономической теории. Без этого понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Более того, теория рыночной конкуренции, в отличие от многих других разделов экономической теории, находит и находила раньше, в течение по меньшей мере трех последних веков, самое широкое практическое приложение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать  рынок, обеспечивая за ним определенную конкурентную среду.

Прежде всего, отметим, что рынков с совершенной конкуренцией, по крайней мере, в чистом виде не существует. Тем не менее, классификационный анализ включает  данную рыночную структуру главным образом потому, что она позволяет глубже вникнуть в характер других рыночных структур. Итак, на настоящий момент экономическая теория рассматривает следующие формы конкуренции и соответствующие им рыночные структуры, причем каждая из них оценивается на основе определенных признаков.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

Основными особенностями, определяющими этот рынок, являются следующие:

  • множество фирм, относящихся к категории небольших и производящих однородные (гомогенные) товары;
  • полное отсутствие барьеров при вступлении в рынок;
  • отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала;
  • полная информация, то есть совершенное знание рынка потребителями и производителями;
  • отсутствие контроля над ценами со стороны производителей и потребителей.

 

Строго говоря, беря меркантилизм за начальный хронологический период, приходится отступать от традиции, потому что западные историки экономических учений отрицают за ними вклад в экономическую теорию, а физиократы, за которыми утвердилась эта роль, рассматривали конкуренцию как естественную форму рыночных отношений.

Несовершенная конкуренция, как научное понятие, связывается  с именем А. Смита. Рыночный механизм регулирования, названный им “невидимой рукой”, формирует цены товаров под влиянием спроса, предложения и конкуренции. Заметим, что основной его труд “Исследование о природе и причинах богатства народов.“, принесший А. Смиту мировую известность, был направлен, прежде всего, против политики меркантилизма, таможенных ограничений и фискальной политики государства, которое, по его понятиям, вообще должно отказаться от вмешательства в экономическую жизнь.

Информация о работе Конкуренция и монополия