Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

- каждый их них мал относительно рынка в целом

- продукция является однородной

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

- продавцы действуют независимо друг от друга

- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

Файлы: 1 файл

Женина.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Факультет: Экономика и управление

Предмет: экономическая теория 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема:

Конкуренция и монополия 
 
 

Выполнил  студент

1курса, Лог 09-Э1группы,

Мрясов  Евгений 
 

Преподаватель

…………………. 
 
 

Омск

2010

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

    Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная  политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

СДЕРЖИВАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ 
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ…………………….стр№…

Негативные     следствия     чрезмерной   монополизации  производства…………….стр№…. 

Антимонопольная политика государства 23

Равновесие  предприятия в условиях монополистической  конкуренции и олигополии………………………………………………………..стр№…

Взаимосвязь    между   конкуренцией   и монополией. 24

Заключение…………………………………стр№………..

Список  литературы…………………………стр№…………… 

 

Введение

       Джон  Кеннет Гэлбрейт ранее цитировал,  что в экономических вопросах большинство всегда не право,  в  своей работе я буду опираться  на достоверные сведения и факты.

       Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

       • чистую конкуренцию;

       • чистую монополию;

       • монополистическую конкуренцию,

       • олигополию;

       Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в

       отрасли независимо от того, является продукция  стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

       В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как “Конкуренция и монополия”.

       Рассмотрим  такое понятие как “конкуренция”, включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

       Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

       Все продавцы на рынке будут совершенными, если

       - каждый их них мал относительно рынка в целом

       -  продукция является однородной

       - покупатели хорошо информированы  о ценах продавцов

       - продавцы действуют независимо  друг от друга 

       - фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

       Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

       Мы  так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной  конкуренции, монополию и ее виды

       Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где  имеется один продавец и отсутствует  возможность вхождения других.

       Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику, рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

       Антимонопольное регулирование включает в себя:

       • административный контроль над монополизированными  рынками,

       • организационный механизм,

       • антимонопольное законодательство.

       Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

       государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние факторы и несовершенная информация.

       На  мой взгляд, полезно время от времени  проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и  олигополией.

       Роль конкуренции  в развитии рыночной экономики

       Конкуренция как  центральное звено рыночного  механизма

       Роль  конкуренции в хозяйственной  жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных  производств и вымывая неэффективные  хозяйственные звенья, конкуренция  выступает в качестве механизма  регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как  способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности  хозяйствования..

       Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

       Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов  даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет  раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа  конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической  свободы, а с другой стороны, что  особенно важно, - на рассредоточение  экономической власти среди агентов  рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции  не исчерпывается лишь ограниченными  воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских  структур.

       Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному  доминированию какого - либо из преимуществ  фирм, изначально обусловливая существование  самых разновидных их типов и  форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской  гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря  своей способности к приспособляемости, “фирмы - новаторы” пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование  их неизбежным. При этом следует  иметь в виду, что, если конкуренция  как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

       Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности  и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция  обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь “вечным  двигателем” развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск  новых рынков, создание новых товаров  и услуг; применение новых методов  предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

       Понятие и условие  возникновения конкуренции

       Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

                   Конкуренция выполняет в рыночной  экономике одну из важнейших  функций – она принуждает производителей  учитывать интересы потребителя,  а значит, и интересы общества  в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров  отбирает только те, которые нужны  потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются  невостребованными, и производство  их сокращается. Конкуренция представляет  собой конкретный механизм, с  помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы:  что, как и для кого производить?

                     Конкуренция играет важную роль  в рыночных отношениях. Она стимулирует  развитие экономики и самих  работников, деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга.  Их борьба за потребителя приводит  к снижению цен, уменьшению  издержек производства, улучшению  качества продукции, развитию  научно-технического прогресса. 

                       Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов хозяйственной  деятельности для достижения  наиболее высоких результатов  в своих интересах. Как экономический  закон конкуренция выражает причинно-следственную  связь между интересами субъектов  хозяйствования и результатами  в развитии экономики.

                  Цитата:  «Конкуренция — жизнь  торговли и смерть торговцев» (Элберт Хаббард).

                   При наличии конкуренции на  рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные  затраты, чтобы увеличить прибыль.  В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания  получает возможность уменьшить  цены. Конкуренция также побуждает  производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Информация о работе Конкуренция и монополия