Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

- каждый их них мал относительно рынка в целом

- продукция является однородной

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

- продавцы действуют независимо друг от друга

- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

Файлы: 1 файл

Женина.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

     2. Снижение цены предприятием А  провоцирует ценовые войны, которые  не выгодны ни одному из  предприятий.

     Если  говорить о втором варианте, то, прежде всего, необходимо отметить, что он встречается крайне редко. Попытаемся рассмотреть этот вариант на предыдущем примере. Если А снизит цену, то прирост его объема продаж осуществится за счет Б и В, что приводит к их вытеснению. Если А повысит цену, то произойдет сокращение его объема продаж в пользу Б и В. А будет вытеснен с рынка. Если А производит дифференцированный продукт, то объемы продаж А не упадут до 0, т.к. некоторые его потребители могут предпочесть платить более высокую цену. В качестве вывода можно привести следующее:  спроса на продукцию монополиста при этом варианте высоко эластичен.

     Третий  вариант поведения предприятия-олигополиста является наиболее реалистичным. При  таком варианте спрос будет состоять из двух участков: высокоэластичный спрос (на этом участке увеличение цены предприятием А будет сопровождаться резким падением объема его продаж, т.к. Б и В  не будут увеличивать цены) и малоэластичный спрос (снижение цены А будет приводить  к незначительному росту объема продаж, т.к. Б и В тоже снизят цены).

     Любые изменения в цене А приводят к  худшему варианту. Если цена растет, количество потребителей сокращается. Если цена снижается, то происходит незначительный рост объема продаж, сопровождающий сокращением  валовой прибыли. В определенных пределах значительные изменения в  издержках не будут оказывать никакого воздействия на объем производства и цену, т.к. снижение издержек будет перекрыто снижением цены, которое провоцируют конкуренты. Проблема: во всех трех вариантах нет объяснения, почему цена зафиксирована на исходном уровне Р. При сопоставлении с практикой можно наблюдать, что цены не являются столь жесткими и обнаруживают тенденцию к повышению.

     Олигополия, основанная на тайном сговоре. Прежде всего, необходимо ввести понятие «тайного сговора». Тайный сговор – это непосредственное или молчаливое соглашение о том, чтобы зафиксировать цены, разделить рынки или иным образом ограничить конкуренцию.

     Если  олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать общие прибыли. Итоговые цена и объем производства являются, по существу, такими же. как и при чистой (нерегулируемой) монополии: каждый олигополист назначает цену P и производит соответствующий ей объем продукции Q.

     В качестве причин, побуждающих предприятия-олигопостов  идти на тайный сговор, можно назвать  следующие: стремление избежать ценовой  войны, не допустить вход новых предприятий  на рынок, уменьшить неопределенность в хозяйственной деятельности и  увеличить прибыль.

     Последствия осуществления тайного сговора  те же самые, что и при чисто  монополии: недогрузка производственных мощностей, сопровождающаяся повышением цены выше средних общих издержек.

     Один  из способов установления согласованных  цен – метод «фазы луны». Осуществляется чередование позиций у всех олигополистов  по квотам производства, продаж и ценам. При этом одновременно сосуществуют различные цены на одну и ту же продукцию.

     1 цикл: А устанавливает высокую  цену, Б – среднюю, В – низкую;

     2 цикл: А устанавливает низкую  цену, Б – высокую, В – среднюю; 

     3 цикл: А устанавливает среднюю  цену, Б – низкую, В – высокую.

     Однако  нельзя говорить о том, что тайный сговор предприятий-олигополистов  является чем-то обычным и само собой  разумеющимся, поскольку имеются  определенные препятствия заключению тайного сговора:

     1. Существование значительных различий  в издержках олигополистов (проблематично  установить «разумные», т.е. одновременно  устраивающие всех участников  сговора).

     2. Число олигополистов (чем оно  больше, тем трудней достичь соглашения).

     3. Мошенничество (стремление каждого  из участников нарушить условия  сговора).

     4. Спад в экономике, приводящий  к снижению объемов продаж (порождает  стремление компенсировать его,  нарушив соглашение).

     5. Существование высоких цен и  прибылей привлекает конкурентов  из других отраслевых рынков.

     6. Антимонопольное законодательство  запрещает сговоры.

     Олигополия, основанная на параллелизме действия. В данном случае соглашения между  предприятиями-олигополистами не заключаются, но все предприятия следуют за лидером-олигополистом в его ценовой  политике. Тактика поведения ценового лидера характеризуются следующими установками:

     1. Корректировка цен делается редко  из опасения, что конкуренты могут  не последовать за ним.

     2. Ценовой лидер заранее оповещает  своих конкурентов о повышении  цены через официальную публикацию  своих прейскурантов или интервью  СМИ.

     3. Ценовой лидер не обязательно  выбирает цену, которая максимизирует  прибыль, чтобы помешать вступлению  в отрасль новым предприятиям.

     4. Ценовой лидер разрабатывает  цену по методу «издержки плюс  прибыль», т.е. устанавливает норматив  рентабельности по отношению  к себестоимости, исходя из  планируемых целей.

Взаимосвязь    между   конкуренцией   и  монополией.

       Конкуренция неразрывна со своей противоположностью - монополией, которая выступает  дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и  реализации товаров.

       Монополия (греч. «монос» - один, «полео» - продаю) - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов  деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или  государству. Это означает, что по своей природе монополия - сила, подрывающая  конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная же монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает  механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные  исторические периоды в экономике  возникают различные виды монополий.

       Может показаться, что монополия и конкуренция  совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает  чье-либо господство на рынке.

       Между тем монополия находится в  весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже  тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены монополистической  группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот  же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет  к монополии: если какой-то предприниматель  стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция - монополию.

       В современных условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вмести с ней, что  обостряет и углубляет общее  соперничество. Противоречивая связь  «конкуренция - монополия напоминает спортивную борьбу, известную под  названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется  значительное число предприятий, которые  не входят в монополистические объединения  и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии  встречают в числе конкурентов  иностранные компании, проникающие  на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация  не приводит к сосредоточению всего  производства какого-либо товара в  руках единственной фирмы.

       Однако  с другой стороны можно сказать, что конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право. 

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мы  рассмотрели такую обширную тему как “Конкуренция и монополия”. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

    На  мой взгляд, полезно время от времени  проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

    Мы  выяснили, что для того чтобы рынок  был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли. Особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

    На  несовершенно конкурентных рынках в  противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

 

    

    Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию “общественно полезным предприятием” и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

    Три основных дефекта рынка дают экономическое  оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

    С помощью государственного регулирования  экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994
  2. Робинсон Дж., Экономическая теория несовершенной конкуренции, М„ Прогресс, 1986
  1. Рузавин Г., Мартынов В. “Монополии и несовершенная конкуренция” Курс рыночной экономики, 1994 г.
  1. Ясин Е., Цапелик В. “Пути преодоления монополизма в общественном производстве” 1990 г.
  2. Сайт : http://econolinks.boom.ru/

6. Ю.А.  Львов., Основы экономики и организации  бизнеса., Санкт - Петербург, “Формика”  1992 г, стр Л 34 - 207

7. Курс экономической теории. Под общ. ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров 1994 г, 

 

Информация о работе Конкуренция и монополия