Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
- каждый их них мал относительно рынка в целом
- продукция является однородной
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
- продавцы действуют независимо друг от друга
- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Введение 3
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4
Понятие и условие возникновения конкуренции 5
Основные условия возникновения конкуренции: 6
Содержание рыночной конкуренции 6
Конкурентоспособность товара 6
Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Виды несовершенной конкуренции 12
Олигополия. 13
Монополия 14
Причины возникновения и сущность монополий 14
Проблема монополии в российской экономике. 15
Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18
Формы монополий и следствия монополизации экономики 20
Все
предприятия, имеющие на рынке определенного
товара долю более 35% заносятся в
специальный реестр (региональный и
федеральный рынок). Назначение реестра
состоит в подготовке информационной
базы данных о крупнейших субъектах
рынка для осуществления
Изучая реестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня – это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключается в том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков продукции к потребителям. Экономические кризисы показали, что такие производства являются очень неустойчивыми по сравнению с более диверсифицированными.
В
российской экономике очень распространено
такое явление как “локальный”
монополизм. Вследствие ненасыщенности
рынка отдельные предприятия
в регионах невольно оказываются
в положении монополистов. Такие
предприятия занимаются переработкой
сельскохозяйственной продукции, торговлей
и бытовым обслуживанием в
малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия
жилищно-коммунального
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
МПС (железнодорожные перевозки);
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
Санкт-Петербургские естественные монополисты: ПТС, Водоканал, Метрополитен и др.
В
независимости от того, является ли
предприятие-монополист естественным
или искусственным, каждое из таких
предприятий обладает монопольной
властью, т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар через
ограничение предложения. Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1.
отсутствие конкурентного
2.
искушение получить
В
условиях современной российской экономики
монопольная рыночная власть реализуется
прежде всего за счет раздувания издержек,
а не получения дополнительной прибыли,
о чем свидетельствует
Помимо
ценовых злоупотреблений в
Для
преодоления высокой степени
монополизации российской экономики
и для развития конкуренции были
разработаны специальные
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа
Газпрома заключается в отделении
транспортировки и
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках
Чтобы
поставить определенный заслон деструктивным
силам монополизации, было разработано
антимонопольное
Нашу
экономическую политику все время
кидает из административного произвола
по управлению производством к стихии
самостоятельности
В
настоящее время российские предприятия,
от мелких фирм до крупных компаний,
испытывают сильное давление со стороны
конкурентов. Исключение составляют рынки
с монополией одного продавца или
олигополией, т.е. случаем разделения
рынка между немногочисленной группой
продавцов. Возможен также вариант
заключения между продавцами картельного
соглашения, когда каждый участник
получает свой оговоренный сектор рынка
с фиксированной ценой
Массовые
импортные закупки, создающие конкуренцию
отечественным товарам, стали одним
из главных факторов повышения конкуренции
на российских рынках. Множество, как
правило, торговых, предприятий создают
конкурентную среду, которая формирует
определенный тип рынка. Можно констатировать,
что степень монополизма
Очевидно,
что эффективное управление фирмой
немыслимо без планирования. Расчет
плановой прибыли и рентабельности
торговой операции называется, как
правило, технико-экономическим
Современная
экономичная теория различает несколько
видов монополистических