Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
- каждый их них мал относительно рынка в целом
- продукция является однородной
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
- продавцы действуют независимо друг от друга
- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Введение 3
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4
Понятие и условие возникновения конкуренции 5
Основные условия возникновения конкуренции: 6
Содержание рыночной конкуренции 6
Конкурентоспособность товара 6
Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Виды несовершенной конкуренции 12
Олигополия. 13
Монополия 14
Причины возникновения и сущность монополий 14
Проблема монополии в российской экономике. 15
Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18
Формы монополий и следствия монополизации экономики 20
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов), товар, который выпускается, есть в некоторой мере уникальным. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, типичным примером которых есть муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист владеет реальной властью с точки зрения реализации продукта, в некоторой мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, если барьеры для входа в область тяжело преодолеть. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. В соответствии с патентным законодательством США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением на протяжении 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развития таких компаний, как “XEROX”, “Eastman Kodak”, “International Business Machine” (IBM), “SONY” и т.д. Вступление к области может быть существенным образом ограниченный и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (враче, таксисты, трубочисты и много других). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.
Монополия
может иметь своей основой
исключительное право на какой-нибудь
ресурс (например, на естественные факторы
производства). Хрестоматийным примером
является деятельность компании “
Бірс”, которая уже давно владеет
богатейшими алмазными
В наше время жесткие действия, связанные с использованием монопольного положения, как и недобросовестная конкуренция в целом, строго запрещенные в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на окраине цивилизованного мира.
Современная теория выделяет три типа монополии: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как заговор; 3) монополия, которая базируется на дифференциации продукта.
Все вышесказанное о чистой монополии касается первого типа монополий. Достичь такого монопольного положения нелегко и об этом свидетельствует сам факт редкости таких образований.
Более
доступным и распространенным есть
путь заговора или соглашения нескольких
крупных фирм. Он дает возможность
быстро создать на рынке условия,
если продавцы (производители) находятся
в “одной команде”, устраняется
конкурентная борьба, прежде всего
ценовая и через это
Такие соглашения вели к созданию разных форм монополий. Первыми с таких были начальные объединения - пулы, рынки, конвенции, корнеры, которые представляло собой временные соглашения между предприятиями, как правило одной области, с целью поддержания определенного уровня цен или деления полученной прибыли. Тем не менее такие объединения не были стойкими и создавались лишь на короткий срок для получения одноразовой или многоразовой прибыли.
Проникновение монополий во все сферы общественного воспроизведения - непосредственное производство, обмен, распределение и потребление - привело к появлению более стойких монополистических объединений, которые создавалось на продолжительный срок. С монополизацией сферы оборота возникли первые, простейшие из пяти основных форм монополий - картели и синдикаты.
Картель - это объединения нескольких предприятий одной области производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самотійність, а договариваются о частице любого в общем объеме производства, цены, рынки сбыта.
Синдикат - это объединения ряда предприятий одной области промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов реализация продукции осуществляется через специально созданную общую сбытовую контору.
Более
сложные формы
Трест
— это объединения ряда предприятий
одной или нескольких областей промышленности,
участники которого теряют собственность
на средства производства и изготовленный
продукт, производственную и коммерческую
самостоятельность, то есть происходит
объединение производства, сбыта, финансов,
управление, а в зависимости от
суммы вложенного капитала собственники
отдельных предприятий, которые
входят в состав треста, получают акции
треста, которые дают им право принимать
участие в управлении и присваивать
соответствующую часть прибыли.
Опираясь на свою власть, компании-тресты
проводили в границах своих областей
выгодную им политику и принуждали
следовать ей других отраслевых производителей.
Примером могут служить американская
черная металлургия, нефтепереработка,
алюминиевая, табачная промышленность
периода конца ХІХ - начала ХХ ст. В начале
ХХ ст. в США действовало свыше 800 трестов,
в состав которых входило свыше 5 тыс. предприятий
с капиталом свыше 7 млрд. долл. Крупнейшими
трестами были “Стандарт ойл”, “Юнайтед
Стейтс Стол”, “Дженерал Электрик” и
др. В других странах развитого капитализма
в качестве отраслевых монополий выступали
картели и синдикаты. Сложное взаимодействие
монополии и конкуренции было характерной
и для областей, охваченных картелями
и синдикатами. Яркий поэтому пример —
история немецких картелей. Преобладающая
их большинство в первые десятилетия ХХ
ст. была весьма непрочной. Если в благоприятных
условиях они функционировали, то в “плохие
времена” рассыпались, так как участники
соглашений стремились проводить самостоятельную
рыночную политику. В многих областях
немецкой промышленности сложился своеобразный
ритм развития картелей. Их формирование
в той или другой области обычно характеризовалось
изъятием или минимизацией ценовой конкуренции
и повышением цен. Это, как правило, привлекало
в область новых производителей. Не будучи
связанными картельными соглашениями,
они начинали усиленную ценовую конкуренцию.
Снижая цену, новые независимые фирмы
захватывали значительную часть отраслевого
рынка. В результате судьба членов картелей
сокращалась, что нередко вело к уменьшению
объема их производства и соответственно
росту затрат. Последнее, как правило,
вызвало распад картелей, в области начиналась
острая ценовая конкуренция. После периода
неограниченной ценовой конкуренции снова
возникали картельные соглашения, к которых
подключались и “новички”.
3.1. НЕГАТИВНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ЧЕРЕЗМЕРНОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Но с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще
одним негативным фактором наличия
монополий является торможение ими
развития научно-технического прогресса.
Ослабляя конкуренцию, монополия создает
экономические предпосылки для
ограничения введения в производство
новшеств. Монопольное положение
и вытекающие из него выгоды сводят
на нет стимулы постоянного
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким
образом, монополия обуславливает
застой и загнивание хозяйственного
механизма, тормозит конкуренцию, является
угрозой для нормального рынка.
Проанализировав позитивные и негативные
факторы и последствия
3.2.СДЕРЖИВАНИЕ
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Вследствие “очевидных” для большинства населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.
При этом Государство не
контроль над ценами;
Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.
Государство стремится не
Чтобы
поставить определенный заслон деструктивным
силам монополизации, было разработано
антимонопольное
обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );
определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
создания
условий для развития конкуренции
(например: обеспечения открытого
равного доступа конкурентов
к информационным сетям). В августе
1995 года был принят закон «О естественных
монополиях», также в России существует
закон от 22.03.1991 года «О конкуренции
и ограничении
Нашу
экономическую политику все время
кидает из административного произвола
по управлению производством к стихии
самостоятельности
В
настоящее время российские предприятия,
от мелких фирм до крупных компаний,
испытывают сильное давление со стороны
конкурентов. Исключение составляют рынки
с монополией одного продавца или
олигополией, т.е. случаем разделения
рынка между немногочисленной группой
продавцов. Возможен также вариант
заключения между продавцами картельного
соглашения, когда каждый участник
получает свой оговоренный сектор рынка
с фиксированной ценой