Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

- каждый их них мал относительно рынка в целом

- продукция является однородной

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

- продавцы действуют независимо друг от друга

- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

Файлы: 1 файл

Женина.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

       Чистая  монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей (субститутов), товар, который выпускается, есть в  некоторой мере уникальным. Это в  полной мере можно отнести к естественным монополиям, типичным примером которых  есть муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист владеет  реальной властью с точки зрения реализации продукта, в некоторой  мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

       Монополия возникает там и тогда, если барьеры  для входа в область тяжело преодолеть. Государство создает  официальные барьеры, выдавая патенты  и лицензии. В соответствии с патентным  законодательством США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением на протяжении 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развития таких компаний, как “XEROX”, “Eastman Kodak”, “International Business Machine” (IBM), “SONY” и т.д. Вступление к области может быть существенным образом ограниченный и путем  выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (враче, таксисты, трубочисты и много других). Лицензия может быть предоставлена  как частной фирме, так и государственной  организации.

       Монополия может иметь своей основой  исключительное право на какой-нибудь ресурс (например, на естественные факторы  производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании “  Бірс”, которая уже давно владеет  богатейшими алмазными приисками  в Южной Африке и потому контролирует от 80 до 85% предложения на мировом  рынке алмазов.

       В наше время жесткие действия, связанные  с использованием монопольного положения, как и недобросовестная конкуренция  в целом, строго запрещенные в странах с развитой рыночной экономикой, хотя и встречаются на окраине цивилизованного мира.

       Современная теория выделяет три типа монополии: 1) монополия отдельного предприятия; 2) монополия как заговор; 3) монополия, которая базируется на дифференциации продукта.

       Все вышесказанное о чистой монополии  касается первого типа монополий. Достичь  такого монопольного положения нелегко  и об этом свидетельствует сам  факт редкости таких образований.

       Более доступным и распространенным есть путь заговора или соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать на рынке условия, если продавцы (производители) находятся  в “одной команде”, устраняется  конкурентная борьба, прежде всего  ценовая и через это потребитель  оказывается в безальтернативных  условиях.

       Такие соглашения вели к созданию разных форм монополий. Первыми с таких были начальные объединения - пулы, рынки, конвенции, корнеры, которые представляло собой временные соглашения между предприятиями, как правило одной области, с целью поддержания определенного уровня цен или деления полученной прибыли. Тем не менее такие объединения не были стойкими и создавались лишь на короткий срок для получения одноразовой или многоразовой прибыли.

       Проникновение монополий во все сферы общественного воспроизведения - непосредственное производство, обмен, распределение и потребление - привело к появлению более стойких монополистических объединений, которые создавалось на продолжительный срок. С монополизацией сферы оборота возникли первые, простейшие из пяти основных форм монополий - картели и синдикаты.

       Картель - это объединения нескольких предприятий одной области производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самотійність, а договариваются о частице любого в общем объеме производства, цены, рынки сбыта.

       Синдикат  - это объединения ряда предприятий одной области промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов реализация продукции осуществляется через специально созданную общую сбытовую контору.

       Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, если процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. В этом случае возникшая  необходимость объединения в  границах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких областей промышленности, которые было задействовано в создании конечного  продукта. Можно сказать, что происходила вертикальная интеграция, или комбинирование. Например, в границах гигантских автомобильных корпораций объединялись предприятия, которые добывали сырье, выплавляли сталь, вырабатывали детали и, в конце концов, составляли собственное автомобили. Именно на этой основе возникшая такая более сложная форма монополистических объединений, как трест.

       Трест — это объединения ряда предприятий  одной или нескольких областей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и изготовленный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть происходит объединение производства, сбыта, финансов, управление, а в зависимости от суммы вложенного капитала собственники отдельных предприятий, которые  входят в состав треста, получают акции  треста, которые дают им право принимать  участие в управлении и присваивать  соответствующую часть прибыли. Опираясь на свою власть, компании-тресты проводили в границах своих областей выгодную им политику и принуждали следовать ей других отраслевых производителей. Примером могут служить американская черная металлургия, нефтепереработка, алюминиевая, табачная промышленность периода конца ХІХ - начала ХХ ст. В начале ХХ ст. в США действовало свыше 800 трестов, в состав которых входило свыше 5 тыс. предприятий с капиталом свыше 7 млрд. долл. Крупнейшими трестами были “Стандарт ойл”, “Юнайтед Стейтс Стол”, “Дженерал Электрик” и др. В других странах развитого капитализма в качестве отраслевых монополий выступали картели и синдикаты. Сложное взаимодействие монополии и конкуренции было характерной и для областей, охваченных картелями и синдикатами. Яркий поэтому пример — история немецких картелей. Преобладающая их большинство в первые десятилетия ХХ ст. была весьма непрочной. Если в благоприятных условиях они функционировали, то в “плохие времена” рассыпались, так как участники соглашений стремились проводить самостоятельную рыночную политику. В многих областях немецкой промышленности сложился своеобразный ритм развития картелей. Их формирование в той или другой области обычно характеризовалось изъятием или минимизацией ценовой конкуренции и повышением цен. Это, как правило, привлекало в область новых производителей. Не будучи связанными картельными соглашениями, они начинали усиленную ценовую конкуренцию. Снижая цену, новые независимые фирмы захватывали значительную часть отраслевого рынка. В результате судьба членов картелей сокращалась, что нередко вело к уменьшению объема их производства и соответственно росту затрат. Последнее, как правило, вызвало распад картелей, в области начиналась острая ценовая конкуренция. После периода неограниченной ценовой конкуренции снова возникали картельные соглашения, к которых подключались и “новички”. 

3.1.      НЕГАТИВНЫЕ      СЛЕДСТВИЯ      ЧЕРЕЗМЕРНОЙ МОНОПОЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.

    Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных  хозяйственных объектов, координация  деятельности в масштабе отрасли  и межотраслевом пространстве расширяют  сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового  производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов  производства в два раза уменьшает  затраты на единицу продукции  на 20%.

    Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

    Но  с другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них  — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

    Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими  развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает  экономические предпосылки для  ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

    Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

    Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред производству. 
 
 
 

    3.2.СДЕРЖИВАНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ 
МОНОПОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

    Вследствие  “очевидных” для большинства  населения и средств массовой информации негативных последствий монополизации правительство берет деятельность монополий под контроль.

        При этом Государство не стремится  сделать все рынки совершенно  конкурентными, а пытается устранить  серьезные недостатки рынка. Оно  создает среду, где поощряется  конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения  выгоднее второго . Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

    • охрана и поощрение конкуренции;
    • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

     контроль  над ценами;

    • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса .

Пока  существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Она не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

            Государство стремится не допустить  превращения крупного бизнеса,  возникшего на основе концентрации  и централизации производства  и капитала, в монополию, нарушающую  нормальное функционирование рыночного  механизма.     Государство  контролирует процессы слияния  корпораций, и далеко не каждое  из них признается законным  и допустимым. Именно против таких  монополий, возникших на основе  централизации капитала, в первую  очередь направлено антимонопольное  законодательство. Однако, следует  помнить, что целью является  не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий  конкуренции.

       Антимонопольная политика государства

       Чтобы поставить определенный заслон деструктивным  силам монополизации, было разработано  антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить  конкуренцию путем создания препятствий  для возникновения, использования  или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования  необходимо для:

       обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные  для кредиторов и новых инвесторов );

       определения структуры тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного отнесения  издержек на тарифы для различных  типов потребителей;

       стимулирования  предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению  качества обслуживания, повышению эффективности  инвестиций;

       создания  условий для развития конкуренции  (например: обеспечения открытого  равного доступа конкурентов  к информационным сетям). В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

       Нашу  экономическую политику все время  кидает из административного произвола  по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а  во втором - несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

       В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны  конкурентов. Исключение составляют рынки  с монополией одного продавца или  олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой  продавцов. Возможен также вариант  заключения между продавцами картельного  соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка  с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним  советским укладом народного  хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным  и преследуется в соответствии с  антимонопольным законодательством.

Информация о работе Конкуренция и монополия