Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

- каждый их них мал относительно рынка в целом

- продукция является однородной

- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

- продавцы действуют независимо друг от друга

- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.

Оглавление

Введение 3

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4

Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4

Понятие и условие возникновения конкуренции 5

Основные условия возникновения конкуренции: 6

Содержание рыночной конкуренции 6

Конкурентоспособность товара 6

Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8

Виды несовершенной конкуренции 12

Олигополия. 13

Монополия 14

Причины возникновения и сущность монополий 14

Проблема монополии в российской экономике. 15

Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18

Формы монополий и следствия монополизации экономики 20

Файлы: 1 файл

Женина.docx

— 81.86 Кб (Скачать)

       Основные условия  возникновения конкуренции:

       1. полная хозяйственная (экономическая)  обособленность каждого товаропроизводителя;

       2. полная зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка;

       3. противостояние всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

       Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок  и открытий.

       Содержание рыночной конкуренции

       Рассмотрим  конкуренцию в тесных рыночных отношениях.

       Предмет конкуренции – товар, посредством  которого соперники стремятся завоевать  потребителя и его деньга.

       Объект  конкуренция - это потребитель и  покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные  стороны.

       Конкуренция на рынке имеет свои  функции:

       выявление или установление рыночной стоимости  товара;

         выравнивание индивидуальных стоимостей  и распределение; прибыли  в   зависимости от различных затрат  труда;

       регулирование перелива средств между отраслями  и производствами.

       Начиная   конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:

       какие аналогичные товары  конкурируют  с товарами вашей фирмы и кто  их производит?

         существуют ли товары, способные  заменить ваш для удовлетворения  данной потребности?

         не угрожает ли вашему товару  товар тех конкурентов, которые  могут удовлетворить данную потребность  за счет создания товара-заменителя?

         возможно ли исчезновение самой  удовлетворяемой вами потребности?  Если да, то почему и в какой  срок?  Рыночная конкуренция делится  на совершенную и несовершенную  конкуренцию.

       Конкурентоспособность товара

       Привлечение потребителя модно только предложением товара, который имеет преимущества по сравнению с товарами соперниками  по удовлетворению нужд потребителя, Если товар вашей фирмы таков, то вы производите конкурентоспособный  товар.

       Нельзя  забывать, что конкурентоспособность  – это  прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств  товара.

       Если  бы на рынке не было конкурентов, с  товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

       Конкурентоспособность товара - критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса, так же можно сказать, что  конкурентоспособность товара - это  относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия  от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.

       Комплекс  конкурентоспособности товара состоит  из трех групп элементов: технических, экономических  и  социально - организационных.

       Технические параметры наиболее жесткие. По ним  можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному  виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения  технических параметров. Это так  же и эргономические показатели.

       Экономические параметры представлены величиной  затрат на производство товара: его  ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое  обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как  правило,  выше цены  продажи.  Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его  потребление.

       Наиболее  конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

       Социально-организационные  параметры - это учет социальной структуры  потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.

       Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с

       • совершенствование применяемых  материалов, технологии, организации  производства управления;

       • создание принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей;

       • улучшение существующих или созданием  новых товаров, используемых в комплексе  с основными;

       • Улучшение всей совокупности условий  потребления и дальнейшего использования  товара потребителем.

         Конкурентоспособность  товара, конечно, во многом определяет  конкурентоспособность самого предприятия,  однако между этими понятиями  имеются и отличия.

       Конкурентоспособность         фирмы  - это   относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития   конкурентных   фирм   по   степени   удовлетворения   своими товарами потребностей людей  и по эффективности производственной деятельности.

       Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная  конкуренция

       Межотраслевая конкуренция — это конкуренция  между товаропроизводителями, которые  действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных  условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху  свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более  высокой. Если это происходило, то предложение  товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и  становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание  капиталов прекращается, устанавливается  единая общая норма прибыли, и  в каждой отрасли на равный капитал  будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом  средних рыночных цен, или цен  производства. Итак, вследствие межотраслевой  конкуренции единая рыночная, или  общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой  колеблются рыночные цены. В современных  условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в  рамках многоотраслевых концернов  и конгломератов.

       С возникновением монополий свободная  конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между  крупными компаниями внутри монополизированного  сектора, а также между членами  групповых монополий, и мелкими  и средними фирмами. Несовершенная  конкуренция — это борьба за монополизацию  рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся  установление монопольно высоких цен  и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной  конкуренции является и то, что  она все больше перемещается из сферы  обращения в сферу непосредственного  производства, с отраслевого на межотраслевой  уровень, больше основывается на внедрении  новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

       Ценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителя  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения  их качества и ассортимента. Отличительной  чертой ценовой монополистической  конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар  или услугу продают разным группам  покупателей по неодинаковым ценам  вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

       Неценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению  качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и  такие методы, как продолжение  сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой  характер конкуренция носит преимущественно  в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают  между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции  свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими  могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция  полнее отражает интересы потребителей

       Внутриотраслевая  конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями, которые действуют  в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного  вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке, как уже отмечалось при  рассмотрении стоимости товара, определяются затратами, которые устанавливаются  на предприятиях, изготавливающих подавляющую  массу продукции. Поэтому результатом  внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или  общественную стоимость.

       Совершенная конкуренция.

       Совершенная конкуренция существует в таких  сферах деятельности, где действуют  достаточно много мелких продавцов  и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них  не в состоянии повлиять на цену товара.

       Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной  конкуренции”.

       Существование огромного количества покупателей  и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией  о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, - ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими  продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность  беспрепятственного выхода с рынка. Свобода “рыночного” перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда

происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует  возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

       Теперь  сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:

       • большое количество мелких продавцов  и покупателей,

       • продаваемый продукт однороден  у всех производителей,, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

       • невозможность контроля над ценой  и объемом купли -продажи создает  условия для постоянного колебания  этих величин под влиянием изменения  рыночной конъюнктуры,

       • полная свобода “входа” на рынок  и “ухода”.

       В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически  не встречаются. Он представляет собой  так называемую “идеальную” структуру, подразумевая, что свободная конкуренция  существует скорее как абстрактная  идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей  или меньшей степени стремиться. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок  сельскохозяйственной продукции). Здесь  количество продавцов и покупателей  настолько велико и они достаточно “малы”, что за редким исключением  ни один человек или группа не в  состоянии контролировать рынок  по отдельным видам ценных бумаг  или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны  и последние владеют полной информацией  об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для  такого рынка особой - “биржевой” - формы организации.

Информация о работе Конкуренция и монополия