Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
- каждый их них мал относительно рынка в целом
- продукция является однородной
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
- продавцы действуют независимо друг от друга
- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Введение 3
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4
Понятие и условие возникновения конкуренции 5
Основные условия возникновения конкуренции: 6
Содержание рыночной конкуренции 6
Конкурентоспособность товара 6
Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Виды несовершенной конкуренции 12
Олигополия. 13
Монополия 14
Причины возникновения и сущность монополий 14
Проблема монополии в российской экономике. 15
Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18
Формы монополий и следствия монополизации экономики 20
1.
полная хозяйственная (
2.
полная зависимость
3.
противостояние всем другим
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Рассмотрим конкуренцию в тесных рыночных отношениях.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция - это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
выявление или установление рыночной стоимости товара;
выравнивание индивидуальных
регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит?
существуют ли товары, способные
заменить ваш для
не угрожает ли вашему товару
товар тех конкурентов,
возможно ли исчезновение
Привлечение
потребителя модно только предложением
товара, который имеет преимущества
по сравнению с товарами соперниками
по удовлетворению нужд потребителя, Если
товар вашей фирмы таков, то вы
производите
Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность
товара - критерий целесообразности выхода
фирмы на товарные рынки, представляющий
собой сумму характеристик
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально - организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально-
Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с
• совершенствование применяемых материалов, технологии, организации производства управления;
•
создание принципиально новых по
конструкции средств
• улучшение существующих или созданием новых товаров, используемых в комплексе с основными;
•
Улучшение всей совокупности условий
потребления и дальнейшего
Конкурентоспособность товара,
конечно, во многом определяет
конкурентоспособность самого
Конкурентоспособность
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.
С
возникновением монополий свободная
конкуренция превращается в монополистическую,
или несовершенную, ведущуюся между
крупными компаниями внутри монополизированного
сектора, а также между членами
групповых монополий, и мелкими
и средними фирмами. Несовершенная
конкуренция — это борьба за монополизацию
рынков сбыта, источников сырья, энергии,
за получение государственных
Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.
Неценовая
конкуренция — это борьба между
товаропроизводителями за потребителей
путем внедрения в производство
достижений НТП, приводящего к улучшению
качества продукции, ее ассортимента.
С целью завоевания крупных рынков
сбыта компании широко практикуют и
такие методы, как продолжение
сроков гарантийного обслуживания, предоставление
кредита покупателям и др. Неценовой
характер конкуренция носит
Внутриотраслевая
конкуренция — это борьба между
товаропроизводителями, которые действуют
в одной отрасли. Вследствие различного
уровня техники, организации производства
и интенсивности труда на каждом
из них устанавливается
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют “рынок свободной конкуренции”.
Существование
огромного количества покупателей
и продавцов означает, что ни один
из них не владеет большой информацией
о рынке, чем остальные продавцы,
придя на рынок, застает уже сложившийся
уровень цен, изменить который вне
его власти, - ведь рынок сам диктует
цену в каждый момент времени. Такая
ситуация позволяет новым продавцам
на равных условиях (цена, технология,
юридические условия) с уже существующими
продавцами приступить к производству
продукции. С другой стороны, продавцы
могут и спокойно покинуть рынок,
что подразумевает возможность
беспрепятственного выхода с рынка.
Свобода “рыночного”
происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
• большое количество мелких продавцов и покупателей,
• продаваемый продукт однороден у всех производителей,, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,
•
невозможность контроля над ценой
и объемом купли -продажи создает
условия для постоянного
• полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.
В
реальной экономической действительности
рынок совершенной конкуренции
в строгом теоретическом