Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:08, курсовая работа
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если
- каждый их них мал относительно рынка в целом
- продукция является однородной
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов
- продавцы действуют независимо друг от друга
- фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Введение 3
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики 4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма 4
Понятие и условие возникновения конкуренции 5
Основные условия возникновения конкуренции: 6
Содержание рыночной конкуренции 6
Конкурентоспособность товара 6
Виды конкуренций. Совершенная и несовершенная конкуренция 8
Виды несовершенной конкуренции 12
Олигополия. 13
Монополия 14
Причины возникновения и сущность монополий 14
Проблема монополии в российской экономике. 15
Антимонопольная политик как следствие развития монополий. 18
Формы монополий и следствия монополизации экономики 20
Массовые
импортные закупки, создающие конкуренцию
отечественным товарам, стали одним
из главных факторов повышения конкуренции
на российских рынках. Множество, как
правило, торговых, предприятий создают
конкурентную среду, которая формирует
определенный тип рынка. Можно констатировать,
что степень монополизма
Очевидно,
что эффективное управление фирмой
немыслимо без планирования. Расчет
плановой прибыли и рентабельности
торговой операции называется, как
правило, технико-экономическим
.
Равновесие предприятия
в условиях монополистической
конкуренции и
олигополии
Как
отмечалось ранее, помимо совершенной
конкуренции и монополии
Монополистическая
конкуренция подразумевает
Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
1. Дифференциация продукта, которая может принимать ряд различных форм:
а) Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам (функциональные особенности, применяемые материалы, дизайн).
б)
Предпродажное и послепродажное
обслуживание продукта. Услуги и условия,
связанные с продажей продукта, являются
важными аспектами его
в) Размещение и доступность продукта (удачное географическое положение, круглосуточная торговля, близость бензозаправочной станции);
г) Мнимые различия в качестве. Дифференциация продукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок;
2.
Неценовая конкуренция. В
3.
Относительно легкое
4.
Степень эластичности спроса
на продукцию предприятий
Механизм формирования долгосрочного равновесия в отраслях монополистической конкуренции аналогичен механизму совершенной конкуренции, но имеет свои особенности. Эти особенности проистекают прежде всего из характеристики спроса, который в отличие от совершенно эластичного спроса в условиях совершенной конкуренции, является тем параметром хозяйственной деятельности, на изменение которого может оказывать влияние поведение отдельного предприятия.
Эластичность спроса, зависит от действия двух факторов: степени дифференциации продукта и числа конкурентов. В первом случае, чем выше дифференциация продукта, тем меньше эластичность спроса. Во втором случае, чем больше число конкурентов, тем выше эластичность спроса.
Установление равновесия в условиях монополистической конкуренции имеет определенные последствия:
1.
В условиях монополистической
конкуренции потребители
2.
Продукция производится в
3.
Продукция не производится
Главное
отличие монополистической
Существование
экономической прибыли в
Если формируются убытки, то они формируются в размере разницы АТС – Р, т.е. предприятие либо совсем не получает прибыль и несет балансовые потери, либо получает незначительную часть, не обеспечивающую нормальные условия воспроизводства. Убытки могут длиться и в долгосрочном периоде, если у предприятия нет возможности перемещения капитала или нет такого желания.
В
долгосрочном равновесии цена будет
покрывать АТС и теоретически
должны отсутствовать экономические
прибыли и убытки. Но в отличие
от совершенной конкуренции
Сторонники рекламы заявляют, что реклама будет расширять производство фирмы и понижать издержки на единицу продукции, поскольку реализуется эффект масштаба. Некоторые критики доказывают, что более вероятным является то, что реклама увеличивает издержки и оставляет объем производства в значительной степени неизменным.
Попытаемся оценить все положительные и отрицательные стороны рекламы как экономического инструмента.
Положительные стороны:
1.
Расширяет информацию о
2. Финансирует СМИ и системы их обслуживания.
3.
Стимулирует улучшение
4.
Благодаря рекламе можно
5. Реклама ослабляет монопольную власть, предоставляя информацию о заменителях.
Отрицательные стороны:
1.
Реклама не столько
2.
Реклама отвлекает
3. Возникают побочные издержки (снижается объективность СМИ).
4.
При всеобщем стремлении к
рекламе возникает эффект
5.
Реклама усиливает монопольную
власть, т.к. расходы на рекламу
возводят дополнительные
Олигополия. Характерная черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг, отрасль является олигополистической. Но что мы имеем ввиду под «несколькими фирмами»? В экономической литературе это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой стороны. Например, олигополия включает сталепрокатную промышленность, в которой несколько фирм имеют тенденцию господствовать на всем национальном рынке.
В качестве причин образования олигополии можно назвать следующие:
1. Эффект экономии на масштабе производства.
2. Владение редким ресурсом, в том числе патентом.
3.
Стремление к слиянию. Целью
слияния может быть
Предприятия-олигополисты формируют свою ценовую политику, учитывая такие факторы, как дифференциация продукта, число конкурентов, наличие соглашения с конкурентами.
Рассматривая
динамику цен на продукцию предприятий-
1.
Цены предприятий-
2.
Изменение цен происходит у
всех предприятий-
Можно выделить несколько видов олигополий: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на тайном сговоре; олигополия основанная на параллелизме действий.
Олигополия, не основанная на тайном сговоре. Отличительной чертой, которая позволяет выделить этот вид олигополии, является поведение предприятий-олигополистов, которое возможно в следующих вариантах:
а) олигополисты адекватно реагируют на изменение цены одним из них;
б) олигополисты игнорируют любое изменение цены;
в) олигополисты игнорируют увеличение цены, но адекватно снижают цену.
Рассмотрим
первый вариант поведения предприятия-
На
основании ситуационного
1.
Спрос на продукцию