Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:29, реферат
В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм
Конкуренция и монополия.
В каждой социально-экономической системе присущ свой хозяйственный механизм, который представляет собой совокупность экономических, организационных и правовых методов обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества, он включает в себя всю систему экономических категорий в их самом различном соотношении:
Главным элементом хозяйственного механизма экономики рыночного типа является конкуренция.
Конкуренция (от латинского -сталкиваться) - это экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности.
Борьба товаропроизводителей
за более выгодные условия хозяйствования.
Она обеспечивает координацию действий
всех участников общественного производства
через спрос, предложение, цену, издержки.
Конкуренция представляет собой определенную
форму развития производственных сил,
форму развития факторов производства,
экономических ресурсов общества. Конкурентные
отношения складываются между всеми субъектами
рыночной экономики (домашними хозяйствами,
предприятиями, государством), между производителями
и потребителями. Эти отношения пронизывают
главные сферы экономической жизни: производство,
распределение и потребление.
Конкуренция играет роль соединительной
ткани, благодаря наличию которой, рыночная
экономика функционирует в качестве слаженной
и многозвенной системы. В условиях конкуренции
личный экономический интерес одного
субъекта сталкивается с не менее сильным
стремлением другого субъекта получить
наибольшую выгоду. Для достижения победы
в конкурентной борьбе происходит снижение
издержек и цен на продукцию, повышение
её качества, производство товаров, отвечающих
требованиям покупателей. Конкуренция
направляет деятельность экономических
субъектов в интересах всего общества.
В современной рыночной экономике выделяют
шесть основных функций конкуренции:
Регулирующая функция заключается в воздействии на предложение благ в целях установления их оптимального соответствия спросу. Аллокационная функция выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу. Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от экономического выживания к расширению сфер хозяйственной деятельности. Инновационная функция обнаруживается в различных проявлениях новаторства, опирающегося на достижение научно-технического прогресса. Распределительная функция оказывает прямое воздействие на распределения национального продукта среди потребителей. Контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних участников рынка над другими. Совокупность этих функций обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики. Именно режим и механизм конкуренции обуславливает развитие рынка в качестве саморегулирующейся системы.
В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:
Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма формирования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов обращаются на благо всего общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:
К недостаткам свободной конкуренции можно отнести:
Противоположностью
совершенной конкуренции
Основными признаками монополизма выступают
монопольные цены и монопольные прибыли.
Монополия препятствует естественному
формированию рыночной цены. При этом
потребители лишь в незначительной степени
могут влиять на эти цены. В условиях монополии
выделяют и несколько видов конкуренции:
В условиях монополистической
формы хозяйствования конкуренция
носит достаточно сложный характер.
Современная монополия обладает
довольно точной информацией о потребителях
и потенциальных конкурентах; с
помощью рекламы крупные