Монополия и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть важность конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Выделить общее и особенное между конкуренцией и монополией.

Оглавление

Введение
Конкуренция
Понятие и сущность конкуренции
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Конкурентоспособность товара
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Монополия
Понятие и сущность монополии
Образование монополии
Виды монополии
Антимонопольная политика
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Общее между конкуренцией и монополией
Особенное в конкуренции и монополии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 60.91 Кб (Скачать)
 

    План

Введение

  1. Конкуренция
    1. Понятие и сущность конкуренции
    2. Совершенная конкуренция
    3. Несовершенная конкуренция
      1. Олигополия
      2. Монополистическая конкуренция
    4. Конкурентоспособность товара
    5. Значимость конкуренции в рыночной экономике
  2. Монополия
    1. Понятие и сущность монополии
    2. Образование монополии
    3. Виды монополии
    4. Антимонопольная политика
  3. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
    1. Общее между конкуренцией и монополией
    2. Особенное в конкуренции и монополии

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 

Введение

     Нынешний  мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и, соответственно, конкуренция  не одинаковы. Существуют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.

     На  рынке совершенной конкуренции  имеется много продавцов и  покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния  на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной  конкуренции.

     Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной  конкуренции. Несовершенная конкуренция  может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. Рынки, на которых  либо покупатель, либо продавец принимает  в расчет, свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными.

     Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется  наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг  на рынке и невозможностью вхождения  в него других фирм. Монополистами являются фирмы, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России. Монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

     Цель  данной работы – раскрыть важность конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Выделить общее и особенное между конкуренцией и монополией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Конкуренция.

1.1 Понятие и сущность конкуренции.

      Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за “кошелек” потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является “невидимой рукой” (по А. Смиту), которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

     

Рисунок 1. Конкуренция

 

     По  масштабам развития конкуренция  может быть:

  • индивидуальной (один участник рынка стремится занять свое место на рынке - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местной (конкуренция ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);
  • отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

    По  характеру развития конкуренция  подразделяется:

  • 1) на свободную
  • 2) регулируемую.

     По  методам ведения рыночная конкуренция  делится:

     На  ценовую – продавцы стремятся продать товар дешевле, чем конкурент. (При этом широко используется снижение цен, различные скидки, распродажи, премии).

     И неценовую – обеспечение технического превосходства, высокое качество и надежность изделий, дополнительные гарантии, особое оформление и реклама.

Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: 1) совершенствование технических характеристик товаров;

2) улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Существует четыре вида конкуренции:

  • Чистая (совершенная ) конкуренция
  • Чистая монополия
  • Олигополия
  • Монополистическая конкуренция
 
 
 
Характеристика
Рыночная  структура
Совершенная

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия Чистая монополия
Количество  продавцов Множество (сотни) Десятки Несколько Один
Механизм  конкуренции Спрос и предложение Неценовая конкуренция Через объемы производства Конкуренция отсутствует
Экономическая власть Отсутствует Временная, в  определенной нише Договор между  участниками Полная
Вхождение в отрасль Свободный вход и выход Относительно  свободный Практически невозможно Невозможна  из-за непреодолимых барьеров
Тип продукции Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный
Пример  отрасли Сельское хозяйство Бытовая техника Нефтяная, авиационная Microsoft

Таблица 1. Особенности видов рыночных структур

1.2 Совершенная конкуренция.

Наиболее  эффективно рыночный механизм действует  в условиях чистой, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Совершенная конкуренция характеризуется:

  • Существованием множества продавцов
  • Свободной динамикой цены под воздействием спроса и предложения
  • Равенством субъектов экономических отношений( ничто не навязывается: число фирм-продавцов, так велико, что доля каждой на рынке ничтожно мала, и ни одна из них не способна влиять на цены путем изменения объемов производства)
  • Свободным вхождением в отрасль новых фирм и свободный выход из нее
  • Стандартизированностью продукции

     Строго  говоря, совершенная конкуренция  в чистом виде никогда и нигде  не существовала. Ее можно рассматривать  как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим  как первый шаг для уяснения принципов  функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального  функционирования является экономическая  свобода, самостоятельность, независимость  субъектов экономических отношений.

Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется  спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень  спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем  больше будет число покупателей  и количество приобретаемого товара.

     Если  теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или со стороны  предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и  чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее  количество товара, т. е. увеличить предложение.

Иными словами, у каждого продавца объем  предложения будет меняться в  зависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного  товара. 

1.3.1 Олигополия.

     Следующий вид конкуренции это олигополия (термин бил введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином). Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.

     На  монопольных рынках любые виды соперничества  отсутствуют. Если же потенциальный  конкурент преодолевает барьеры  входа на рынок, то монопольное предприятие  утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия  исчезает.

     Отличительная черта олигополии — большое разнообразие в поведении продавцов: от острого  соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что  выбранное им соотношение между  ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его  конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения.

     Несмотря  на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие  не может устанавливать цену так  же просто, как монопольное. Поведение  участников олигопольного рынка  можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует  ответный ход соперника, так что  исход игры в конечном счете не известен.

     Поскольку реакция конкурирующих субъектов  рынка на поведение друг друга  может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного  рынка не существует, что ведет  к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого  рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может  варьироваться от почти свободной  до жестко ограниченной.

1.3.2 Монополистическая конкуренция.

     Монополистическая конкуренция - название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. “Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей”.

Информация о работе Монополия и конкуренция