Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть важность конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Выделить общее и особенное между конкуренцией и монополией.
Введение
Конкуренция
Понятие и сущность конкуренции
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Конкурентоспособность товара
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Монополия
Понятие и сущность монополии
Образование монополии
Виды монополии
Антимонопольная политика
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Общее между конкуренцией и монополией
Особенное в конкуренции и монополии
Заключение
Список литературы
- монополист-производитель
покупает ресурсы на
- фирма
не может проводить ценовую
дискриминацию, т.е. всем
- фирма
обладает достаточной
2.2 Образование монополии.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся:
Каждый
из этих процессов имеет
Методы
концентрации и централизации капитала,
применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали
достаточного сосредоточения капитала
для эффективного массового производства.
Концентрация производства, создание
новых крупнейших заводов и фабрик
требовали резкого расширения рамок
капиталистической
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменении экономической конъюнктуры.
Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.
Первая
большая волна
Монополизм
нашей экономики имеет
Под
предпринимательской монополией понимается
предприятие, концентрирующее такую
долю совокупного предложения на
соответствующем рынке, которая
позволяет ему, манипулируя объемом
продаж, влиять на формирование рыночных
цен. Чем выше доля предпринимательских
монополий на том или ином рынке
и чем выше доля на этом рынке
каждой из них, тем соответственно выше
степень его монополизации, тем
менее конкурентным является данный
рынок. Как правило, в странах, экономика
которых длительное время развивалась
в рамках плановой системы, степень
монополизации рынка выше, чем
в государствах с исторически
сложившимся рыночным хозяйством. Это
связано, прежде всего, с различиями
путей формирования предпринимательских
монополий. В рыночном хозяйстве
монополистические объединения
формировались "снизу"; они являются
следствием развития конкуренции, приводящей
к росту концентрации и централизации
производства и капитала. Государственные
органы, опираясь на антимонопольное
законодательство, пытались препятствовать
значительному повышению
Существует 3 основных вида монополий. Это:
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее. Примером естественной монополии может служить «Газпром» (добывается 92% газа), «Роснефть»
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но
такое деление не означает, что
все предприятия-монополисты
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
В августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Чтобы поставить
определенный заслон
было разработано
антимонопольное
Применение такого экономического регулирования необходимо для:
регулируемых предприятий (
эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов
потребителей;
занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
открытого равного доступа конкурентов
к информационным сетям).
III.
Взаимосвязь между конкуренцией
и монополией.
На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.
Между тем монополия
находится в весьма сложной и
противоречивой взаимосвязи с конкуренцией.
Уже тот факт, что производство
и реализация какого-либо продукта
захвачены монополистической
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.
В развитых капиталистических
и развивающихся странах, достигших
значительного индустриального
уровня, имеет место внутриотраслевая
конкуренция, прежде всего между
монополиями, производящими инородные
продукты. В такую борьбу ввязываются
сильные иностранные соперники.
Конкуренция ведется и внутри
каждой монополии, особенно при распределении
прибыли. Особым «фронтом» столкновения
является соперничество монополии
и немонополизированными
Высокие цены, по
которым в отрасли сбывается
основная масса выпущенной монополиями
продукции, позволяют и
3.1 Общее между конкуренцией и монополией.
Конкуренция как и её противоположность монополия может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции и монополии зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
Особенностью современной монополизации является ее межнациональный
характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно —