Монополия и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть важность конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Выделить общее и особенное между конкуренцией и монополией.

Оглавление

Введение
Конкуренция
Понятие и сущность конкуренции
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Конкурентоспособность товара
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Монополия
Понятие и сущность монополии
Образование монополии
Виды монополии
Антимонопольная политика
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Общее между конкуренцией и монополией
Особенное в конкуренции и монополии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

    - монополист-производитель  покупает ресурсы на конкурентных  рынках

    - фирма  не может проводить ценовую  дискриминацию, т.е. всем потребителям  фирма продается по одной и  той же цене

    - фирма  обладает достаточной информацией на изменение цены товара, т.е. фирма в состоянии построить кривую спроса на свою пр

      
     
     
     
     
     
     

2.2 Образование монополии.

    История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся:

    • рост акционерной собственности
    • новая роль банков и развитие системы участия
    • монополистические слияния как способ централизации капитала
    • эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений.

    Каждый  из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.

    Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок  капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил  они получили широкое распространение  и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации  капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость  расширения роли банков, заставляя  промышленные компании искать с банками  прочных связей для получения  долгосрочных ссуд, открытия кредита  в случае изменении экономической  конъюнктуры.

    Важной  формой создания отраслевых и межотраслевых  монополистических союзов явилась  система участия. Возможность ее развития  заложена в акционерной  форме организации компаний принадлежит   владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность  руководить своей «дочерней»  компанией. Это и есть система участия, которая  может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся  на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Первая  большая волна монополистических  слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первой половине 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Standard oil», в автомобильной – «General Motors» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-1933 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д.  В европейских странах развивались иные формы монополизации. Картели получили распространение на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. 

     Монополизм  нашей экономики имеет исторические корни. Основы монопольной структуры  в сфере производства и обращения  были сформулированы до 1917 года. Монополизация  рынка осуществляется предпринимательскими монополиями.

     Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую  долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая  позволяет ему, манипулируя объемом  продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских  монополий на том или ином рынке  и чем выше доля на этом рынке  каждой из них, тем соответственно выше степень его монополизации, тем  менее конкурентным является данный рынок. Как правило, в странах, экономика  которых длительное время развивалась  в рамках плановой системы, степень  монополизации рынка выше, чем  в государствах с исторически  сложившимся рыночным хозяйством. Это  связано, прежде всего, с различиями путей формирования предпринимательских  монополий. В рыночном хозяйстве  монополистические объединения  формировались "снизу"; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации  производства и капитала. Государственные  органы, опираясь на антимонопольное  законодательство, пытались препятствовать значительному повышению степени  монополизации. В плановой экономике  монополистические структуры формировались "сверху"'. Государственные органы не только не препятствовали, а, наоборот, активно способствовали повышению  степени монополизации хозяйства. Известно, что эффективность жесткого централизованного управления, основанного  на административных методах, снижается  со значительным увеличением числа  управленческих связей. Поэтому государственные  министерства и ведомства, стремясь ограничить рост таких связей, пытались сконцентрировать производство каждого  вида продукции в рамках максимально  узкого круга предприятий, соединить  в производственных объединениях производителей одинаковой и аналогичной продукции. В результате складывалась высокомонополизированная экономика. После принятия закона "О  предприятиях в СССР" в 1987 г. монополизм " расцвел махровым цветом", и  предприятия стали получать реальную экономическую самостоятельность, т.к. административное регулирование  и централизованное планирование стали  отходить в прошлое, а сами монополии  при этом получили полную свободу. Всплеск  проявлений монополизма произошел  в 1992г., когда правительство России объявило со 2-го января переход на рыночные отношения.

    1. Виды монополии.

     Существует 3 основных вида монополий. Это:

     Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

     Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее. Примером естественной монополии может служить «Газпром» (добывается 92% газа), «Роснефть»

     Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере, на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

     Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к  примеру фирмы, обслуживающие систему  телефонной связи, а также электрические  и газовые компании, которые могут  быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так  и к закрытой монополии (так как  присутствуют юридические барьеры  для конкуренции).

     Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные  барьеры, защищающие закрытые монополии  от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны  возможных товаров-субститутов.

     Так же немаловажным является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

    1. Антимонопольная политика.

В  августе 1995 года был принят закон «О естественных монополиях»,  также в России существует  закон  от  22.03.1991  года  «О  конкуренции  и   ограничении монополистической деятельности на  товарных  рынках».

  Чтобы поставить  определенный заслон деструктивным  силам монополизации,

было разработано  антимонопольное законодательство. Антитрестовская  политика представляет собой попытки защитить и  усилить  конкуренцию  путем  создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной  власти.

Применение такого экономического регулирования необходимо для:

    • обеспечения  баланса  интересов  потребителей  (доступные  цены)  и

            регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );

    • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и

    эффективного  отнесения издержек на тарифы для различных типов

    потребителей;

    • стимулирования предприятий к сокращению  издержек и излишней

            занятости, улучшению качества  обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

    •   создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения

      открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

III. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией. 

На первый взгляд может показаться, что конкуренция  и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация  способна в конечном счете устранить  свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия  находится в весьма сложной и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой  крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к  монополии. Если предприниматель стремится  победить своих соперников, то он, добившись  такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия  порождает конкуренцию, а конкуренция  монополию.

В современных  условиях крупные капиталистические  объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это  обостряет и углубляет общее соперничество. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранных компаний, проникающих на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических  и развивающихся странах, достигших  значительного индустриального  уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция, прежде всего между  монополиями, производящими инородные  продукты. В такую борьбу ввязываются  сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении  прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии  и немонополизированными предприятиями.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается  основная масса выпущенной монополиями  продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать  свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество  между монополиями, так и конкуренция  между последними и немонополизированными  предприятиями ведут к некоторому снижению цен.  

3.1 Общее между конкуренцией  и монополией.

     Конкуренция как и её противоположность монополия может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции и монополии зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

    1. Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
    2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
    3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
    4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
 
    1. Особенное в конкуренции и монополии.

Особенностью  современной  монополизации  является  ее  межнациональный

характер,   усиление   роли   транснациональных   корпораций,   особенно   —

Информация о работе Монополия и конкуренция