Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть важность конкуренции для рыночной экономики, показать неоднозначность роли монополии и пути снижения ее негативных последствий. Выделить общее и особенное между конкуренцией и монополией.
Введение
Конкуренция
Понятие и сущность конкуренции
Совершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Конкурентоспособность товара
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Монополия
Понятие и сущность монополии
Образование монополии
Виды монополии
Антимонопольная политика
Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
Общее между конкуренцией и монополией
Особенное в конкуренции и монополии
Заключение
Список литературы
межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.
Другая особенность современной монополизации является ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации — усиление
централизации
капитала, перераспределение собственности.
Основной выигрыш при этом получают
собственники монополии-интегратора.
Это усиливает монополизацию
собственности, содействует
ее приобщению к развитию
производительных сил, то есть
к структурным изменениям в
экономике. Характерно, что такие процессы
происходят, прежде всего, на
межотраслевом уровне.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Её особенностями являются:
Список литературы:
Заключение.
Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно условие конкуренции. Ее подразделяют на 2 типа: монополистическая конкуренция, олигополия. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.
Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
Роль монополии в экономике двойственна.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая
это, государство старается