Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:19, лекция

Краткое описание

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция. Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия - копия.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

Конкуренция и монополия

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух  соперничества. Он в значительной степени  определяет формы хозяйственной  деятельности людей. Наиболее яркое  проявление соперничества — конкуренция. Конкуренция — это экономическое  состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение  как можно большего числа покупателей  и получение благодаря этому  максимальной выгоды.

Конкуренция —  важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них — и до поставщиков  ресурсов. Однако именно конкуренция  заставляет предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания  потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение  цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

Однако этим не ограничивается положительное воздействие  конкуренции на экономику, ее эффективность. Конкуренция заставляет предприятия  наиболее полно воспринимать научно-технические  достижения, применять эффективные  технику, технологию, современные методы организации производства и труда.

В классической экономической литературе (в частности, в трудах Адама Смита) существует термин «невидимая рука». При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия  используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного  объема продукции, поскольку это  отвечает их частной выгоде. Вместе с тем, такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В  итоге концепция «невидимой руки»  приводит к тому, что если предприятия  максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.  

  1.   Конкуренция и  монополия. Демонополизация  экономики
 

 

Формирование  рыночных цен — это процесс  взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели.

Взаимоувязываются эти различные стремления экономических  агентов при помощи механизм цен  и конкуренции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурентной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятельности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит.

По самому общему определению, конкуренция — это  соперничество между участниками  рынка. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные  трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические  ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер1[1] считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

Достоинство конкуренции  в том, что она ставит распределение  ограниченных ресурсов в зависимость  от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические  ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

Поэтому роль конкуренции  заключается в том, что она  способствует установлению на рынке  определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и Продающихся по равновесной  цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма  конкуренции: во-первых, равенство экономических  агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и  потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа  на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для  входа в виде организационных  объединений и структур).

Противоположностью  конкуренции служит монополия (от греч. monos — один и poleo — продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей  близких заменителей. Барьеры для  вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает  покупатель, то такая конкуренция  называется монопсонией (от греч. monos —  один и opsonia — закупка).

В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается  своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определенной продукции  выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик — государство, поставщик  — единственная фирма).

Чистая монополия  и чистая монопсония — сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю). Этот вид конкуренции  предполагает существование на рынке  нескольких крупных фирм, продукция  которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость  фирм в принятии решений о ценах  на свою продукцию.

Демонополизация экономики - процесс развития конкуренции  и рыночных отношений, проводимая государством и его органами политика, направленная  на сдерживание монополизма и развитие конкуренции. В основе демонополизации экономики лежат следующие основные мероприятия: полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений; изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств; формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.

Основным инструментом такой политики является принятие антимонопольных  законов, поощрение создания и существования  конкурирующих

предприятий, фирм, компаний.

Следует отметить, что в мировой экономической  литературе давно уже перестали  ограничиваться анализом конкуренции  «вообще» и рассматривают специфические  черты конкуренции в различных  областях. При этом речь идет не о  конкретно прагматическом анализе, а об анализе теоретическом, о  том, как общие закономерности проявляются  в таких сферах, как производство и потребление товаров и услуг, торговля, кредит, финансы, денежное обращение  и т.д. - и в их взаимодействии.

Кроме того, в  работах ведущих мировых экономистов  центральное место занимает конкуренция-монополия  как процесс. Перешедшие в наследство от экономистов прошлого века дискуссии  по проблемам равновесия - неравновесия, совершенной - несовершенной конкуренции, свободной конкуренции-монополии  и в нынешнем веке то вспыхивали с новой силой, то смягчались. Основой  же методологического подхода к  анализу конкуренции является модель равновесия.

На основе данной модели строятся разнообразные концепции  реальной конкуренции, которые учитывают  взаимодействие конкурентных и монопольных  сил. При этом в моделях, создаваемых  со времен Кейнса, особо важное место  занимает вопрос о роли государства  в качестве регулятора монополии  и конкуренции.

Противоречивость  действительного положения побуждает  многих исследователей к тому, чтобы  выдвигать на первое место такие  факты, как создание государством монополистических  антидепрессионных картелей или  картелей, обращенных своим острием  против внешних конкурентов.

Нередки случаи слияний, производимых по инициативе государства  и усиливающих монопольные позиции  тех или иных корпораций. Не подлежит сомнению и тот факт, что монопольные  позиции зачастую усиливаются на основе государственных заказов (прежде всего военных) и различных мер  государственной, в особенности, налоговой, финансовой и кредитной политики. Но другая сторона государственной  экономической политики заключается  в широкой и постоянной поддержке  малого и среднего бизнеса, в принятии и проведении в жизнь антимонопольного законодательства.

Каковы бы ни были национальные различия, суть экономической  политики государства заключается  не в поддержке монополии как  таковой, а в защите экономической  структуры, основанной на господстве крупных  корпораций, функционирующих в условиях максимально возможной, оптимальной  с точки зрения действующего капитала, конкуренции. «Современная экономика, - отмечает английский экономист Джоан  Робинсон, - это система не столько  монополистической конкуренции, сколько  конкурирующих монополий».

Все наиболее содержательные исследования экономики развитых стран  подтверждают, что конкуренция не ликвидирована, а существует неотрывно  от монополии, является ее атрибутом. Это  находит свое отражение, прежде всего  в том, что после девяностолетнего существования современных монополий  в национальных рамках отдельных  стран нет ни одной отрасли, где  бы господствовала одна корпорация. При  ознакомлении с соответствующими данными  нетрудно видеть, что во многих, весьма важных сферах и отраслях экономики  концентрация и централизация производства и капитала не только не прогрессирует, а, напротив, в течение многих десятилетий  находится на одном уровне, а в  некоторых случаях понижается. В  многолетней истории неоднократно отмечался тот факт, что если процесс  концентрации производства приводил к  господству одной корпорации в одной  отрасли, то такая монополия надолго  не удерживалась - через 5-10 лет возникали  мощные конкуренты. Число таких случаев  настолько велико, что именно они  отражают господствующую закономерность.

Совершенно иной характер имеет монополия в условиях командно- административной системы, и  примеры отечественной экономики  недавнего прошлого говорят об этом. Отказ от рынка вообще, отождествление его самого и его механизмов с  понятиями «анархии» и «стихийности производства» привели к абсолютизации  государственной монополии, в основе которой лежат три монопольных  права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую  деятельность и монополия внешней  торговли. Реализация этих монопольных  прав осуществляется государством через  специально созданные органы управления - министерства, ведомства

контролируют  производство на действующих подведомственных предприятиях, но и определяют целесообразность строительства, местонахождение и  размеры новых производств, ограждая себя от потенциальной конкуренции.

Изменения, происшедшие  в экономике России в последние  годы, значительно снизили роль министерств  и ведомств как монопольных производителей продукции (тем более, что многие из них просто перестали существовать либо существенно видоизменились). Реформы в экономике привели  к отмене всех трех монопольных прав: монополии на собственность и  на предпринимательскую, в том числе  внешнеэкономическую деятельность (что является одним из главных  аспектов внешней торговли).

В этих условиях набирает силу закономерный процесс  перехода от монополии министерства к монополии предприятия-производителя (в том случае, если таковая имеет  место). Его можно рассматривать  как процесс перехода от монополии  административной к монополии экономической, т.к. монополия предприятий-производителей поддерживается государством лишь посредством  централизованных поставок материальных ресурсов и оборудования, а также  посредством устанавливаемых таможенных барьеров, юридических препятствий  и регламентационных постановлений, в значительной степени изолирующих  национальный рынок от внешнего.

По мере же развития рынка ресурсов и рынка капитала существенно усилится конкуренция, что неизбежно приведет к утрате многими ныне действующими предприятиями-монополистами  их монопольной силы.

Монопольное положение  на современном рынке достигается  либо посредством массовости производства на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (естественная монополия), либо через поиск и создание своей  рыночной ниши, т.е. своего круга потребителей, что обеспечивает эффективное вложение капитала (случайная монополия), либо посредством сговора ряда производителей или подавления конкурентов (искусственная  монополия).

Случайная монополия  иногда может перерасти в искусственную, если движение экономики не подчиняется  естественным законам рынка, либо данная экономическая ситуация искусственно закрепляется. И первый, и второй аспекты такого перерастания практически  никогда невозможны без того или  иного участия в этом процессе государства.

При этом речь идет не только о системе хозяйствования, существовавшей долгие годы в нашей  стране. Это всеобщая закономерность развития общественного производства, проявляющая себя в любой экономике. В экономике сегодняшней России, в период формирования рыночных механизмов и отношений, неотработанности законодательной  и нормативной базы, известной  скудности существующего ассортимента товаров и услуг эта тенденция  уже проявляет и будет проявлять  себя достаточно активно.

Информация о работе Конкуренция и монополия