Конкуренция и монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 17:19, лекция

Краткое описание

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества — конкуренция. Конкуренция — это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия - копия.docx

— 37.67 Кб (Скачать)

Рассматривая  диалектику взаимосвязей системы «конкуренция- монополия-государство», можно четко  выделить две противоположные тенденции: взаимодействие различных механизмов рыночного саморегулирования и  макроэкономическое регулирование  рынка. Обе эти тенденции порождаются, прежде всего, противоречивыми интересами отдельных индивидов, социальных групп, предприятий, корпораций и государства.   

  1. Антимонопольное регулирование. Взаимодействие государства и  монополий в современных  условиях
 

 

Разработка и  проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших  экономических функций современного государства. Данная функция характеризует  не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально  ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства  такой экономики, как, например, Россия.

Проведение антимонопольной  политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические  и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Следовательно, общество будет получать экономическую  выгоду, препятствуя развитию монополии  или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

Сравнение опыта  функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких  ценах, которые приходится платить  потребителям за продукцию фирм-монополистов, по сравнению с ценами на аналогичную  продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти зачастую приводит к сознательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг с целью поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монополия зачастую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.

Как отмеченные, так и не названные негативные моменты монополизма в экономике  заставляют современные государства  разрабатывать и проводить антимонопольную  политику. Антимонопольная политика - это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам равных условий конкуренции  и недопущение недобросовестной конкуренции

Государственное антимонопольное регулирование  экономики включает в себя два  связанных между собой направления (аспекта): 1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование  и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь  веков. Первым антимонопольным законом  общего характера, где впервые используется и сам термин «монополия», принято  считать конституцию о ценах  императора Зенона (483). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого  использования».

В экономической  и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято  различать две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская  модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы  независимо от социально-экономических  последствий ее деятельности. Сторонники такого подхода, который получил  наименование «структуралистского», утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую  структуру, и вести себя будет  как монополист. Следовательно, экономические  действия отраслей с монополистической  структурой обязательно будут негативными  с общественной точки зрения и  должны подпадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагается в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование  нарушителей.

Европейская модель в отличие от американской делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. При таком подходе, именуемом  в литературе «бихевиористским», акцентируется  внимание не на структуре отрасли, а  на поведении отдельных хозяйствующих  субъектов. В этой модели используется «правило разумного подхода», которое  провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические  последствия деятельности которой  имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной  системы административных органов, призванных постоянно анализировать  и контролировать состояние конкуренции  на различных рынках. В случае необходимости  эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного  характера.

В последние  десятилетия различия между этими  двумя моделями уменьшаются. При  этом их сближение идет в сторону  европейской модели, когда антимонопольное  регулирование деятельности хозяйствующих  субъектов осуществляется не столько  на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических  последствий их деятельности для  общества.

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это  находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках». Этот Закон, подвергшийся значительной переработке, стал самым  ярко выраженным рыночным актом в  российской правовой системе. В целом  же антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции РФ, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним  федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:

¾   понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

¾   виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

¾   перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрещению;

¾   определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;

¾   меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Важнейшим элементом  в системе антимонопольного регулирования  экономики в каждой стране является само понятие монополиста как  субъекта, деятельность которого и  подлежит регулированию. В российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие «доминирующее положение». Это понятие - центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов  на рынке) определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения  товара на соответствующем рынке  или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее  время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара составляет 65% и более. В некоторых  случаях, по установлению антимонопольного органа,

доминирующим  может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного  товара не превышает 35%. Все названные  количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся  к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению  к рынкам иных товаров определение  количественных границ монополиста  не имеет строгого и однозначного решения.

Другим важнейшим  элементом в системе антимонопольного регулирования является определение  видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим  субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся  все действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом  ограничение конкуренции:

- изъятие товаров  из обращения с целью создания  дефицита и повышения цен;

- навязывание  контрагенту неприемлемых для  него условий договора;

- принуждение  к заключению «связанных контрактов»;

- нарушение установленного  порядка ценообразования;

- создание препятствий  доступу на рынок другим хозяйствующим  субъектам;

- установление  монопольно высоких (низких) цен;

- необоснованный  отказ от заключения договора  с отдельными покупателями при  наличии возможности производства  соответствующего товара и др.

Как один из видов  монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются  соглашения конкурирующих хозяйствующих  субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в  виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа  на рынок других продавцов. В отдельных  случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие  субъекты докажут, что положительный  эффект от такого соглашения превышает  возможные его негативные последствия  для рынка.

Одним из элементов  в любой системе антимонопольного регулирования является также перечень форм недобросовестной конкуренции, которые  не допускаются.

В западных странах  известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи  активов с целью ограничения  деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное  предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.

Система антимонопольного регулирования включает в себя также  и меры ответственности за нарушения  антимонопольного законодательства. В  России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях  предусматриваются и более строгие  санкции.

В экономике  современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции  нецелесообразно по причине ее экономической  неэффективности или по иным причинам, среди которых следует назвать  такую, как обеспечение системы  национальной безопасности страны. Антимонопольная  политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она  должна опираться на основательную  инвентаризацию рынков, на их разграничение  на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, - это так называемые естественные и государственные  монополии.

Естественная  монополия, как и всякая монополия, несет в себе возможность злоупотребления  монопольной властью со стороны  ее субъектов. Эти злоупотребления  возможны в вопросах назначения цен  и тарифов на товары и услуги отраслей - естественных монополистов, при определении  объемов производства, распределении  продукции между отдельным потребителям и др. С целью недопущения злоупотреблений  государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования.

В России применяются  следующие методы регулирования  естественных монополий:

¾   ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;

¾   определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом субъектом естественной монополии.

Государственное регулирование естественных монополий  основывается на соблюдении принципа баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Наряду с естественными  монополиями из сферы рыночной конкуренции  могут быть исключены и иные сферы  деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции  в этих отраслях нецелесообразно  не только в силу ее экономической  неэффективности, но и по причине  особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и  социального развития страны, обеспечении  национальной безопасности, а также  из-за особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов  государственной монополии в

Информация о работе Конкуренция и монополия