Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:10, реферат
Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности
2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег
3) совокупность сделок (трансакций)
понятие рынка
функции рынка
структура или инфраструктура рынка
типы рынков
конкуренция как главный элемент рынка
монополия и конкуренция
рынок и государство
Рынок. Конкуренция. Монополия.
Рынок – 1) система эк. Отношений между продавцами и покупателями, когда происходит передача прав собственности
2) совокупность эк. отношений производства и обмена при помощи денег
3) совокупность сделок (трансакций)
4) одна из основных эк. категорий, которая выражает сущность отношений по поводу движения товаров и денег
Рынок не создаёт богатства. Он создаёт условия для производства богатств. Рынок работает на основе частной собственности.
Чтобы появился рынок и функционировал, нужны определённые условия:
Сущность рынка всегда видна через функции рынка.
Общественно-необходимые
Рынок – стихийный регулятор производства
В последнее время эта ф-ия играет всё большую роль. Прежде чем принять решение – любой пр-ть за деньги может получить любую инфо.
3. структура рынка
Рынок формировался в течение столетий. Он состоит из множества элементов, сложившихся в систему. Из мн-ва рыночных отношений выделяется три крупных сектора:
В настоящее время – перестройка системы обращения и российский диплом будет признаваться на рынках Европы, Америки, Азии, но для этого нужно произвести бакалавризацию.
Инфраструктура:
К инфрас-ре отн-ся: фондовая, сырьевая, продовольственная биржи, банки (коммерческие, сберегательные, эмиссионные), сбытовые организации, биржа труда, страховые компании (в России они только на начальном этапе), налоговая система, рекламные агентства, ярмарки и т.д..
4. типы рынков
По степени насыщенности товаров:
По степени развития:
Основные формы конкуренции:
На определённом этапе развития конкуренции идёт на вытеснение проигравших с рынка. Идёт процесс концентрации и централизации капитала. Победившие крупные пред-ия расширяют свои границы (2 способа расширения: 1) предприятие за счёт прибыли увеличивает свои масштабы; 2)центр. капитала; небольшие капиталообъединения искусств).
Монополия создана за счёт эффекта масштаба. Эм заключается в том. Что на предприятиях создаётся крупное поточное производство, внедряются новые машины и механизмы, растёт производительность труда, умен. издержки производства. На крупном предприятии легче внедрить новые механизмы, пригласить новых специалистов.
В конце 19 в. – в начале 20 в. монополии стали играть решающую роль в экономике, так как выпускают большую часть продукции.
ТНК – международные монополии , т. образом монополия уничтожает конкуренцию. Монополия – результат конкурентной борьбы. На опр. этапе останавливается технический прогресс, монополия идёт по пути повышения цены. М – паразит, опасный элемент производства. Общество принимает антимонополистические законы, которые не уничтожают монополию, а ограничивают аппетиты монополий. М присутствует, и будет присутствовать всегда пока существует рыночное хозяйство. Ограничение М позволяет существовать мелкому и среднему бизнесу. Мелкий и средний бизнес – элементы эк-ки, т.к. наш работает большая часть занятых в производстве людей (менее автоматиз.). М и малый бизнес сосуществуют, так как М не может выпускать все виды продукции (автомобиль). Малый бизнес более гибок, учитывает раньше изменения потребностей покупателей.
Олигополия
Олигополия – в отрасле
В России модное слово «олигарх» (тот, кто делает экономику)
Признаки |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция | ||
Монополия |
Олигополия |
Мон. Конкурен. | ||
Число потребит. |
Много |
1 |
Несколько |
Много |
Тип продукции |
Массовая |
Массовая |
Дифференциал. |
Дифференциал |
Контроль гос-ва |
Отсутствует |
Полный |
Ограниченный |
Некоторый |
Условия вступл. |
Свободный |
Блокированный |
Ограниченный |
Легкое |
Неценовая конк. |
Отсутствует |
Нет |
Типично |
Широкая |
Спрос и предложение
Спрос, предложение и цена – это важнейшие элементы рыночного механизма. Рын. механизм – процесс формирования цен и распределения ресурсов.
Цена – денежное выражение стоимости между спросом и предложением, которые образуют диалектичное единство противоположностей.
индивидуальный
Спрос - рыночный (группа покупателей) Совокупный (всего общества)
|
удовлетворённый
Спрос - неудовлетворённый
отложенный |
Объём спроса связан с количеством товара, который могут купить потребитель.
Закон спроса: чем меньше цена, тем больше количество товара может произвести потребитель. С этим связан эффект дохода.
Эффект дохода – когда цена уменьшается и на некоторое количество денег можно купить больше. 1
Цена =спрос (V)
Закон спроса – при прочих равных условиях между ценой и величиной спроса существует отрицательная (или обратная) связь.
Есть товары, потребление которых не зависит от уровня цен (соль)
Нестоимостные факторы, влияющие на спрос:
Предложение связано с количеством товаров и услуг, которые будут предложены на рынке, в течение определённого времени.
Закон предложения гласит – при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Чем выше цена, тем выше объём предложений.
Все эти факторы влияют на поведение кривой
Цена – это денежное выражение стоимости
Стоимость – опорная экономическая категория, если нет стоимости, то цены тоже.
Цена определяется количеством денег, уплаченных за товар.
Существует ли стоимость?
Стоимость (А. Смит, К. Маркс) определяется количеством затрат на производство товара, количеством труда, общественно-необходимого товара.
Трудовая теория стоимости подверглась критике со стороны маржиналистов. Степень удовлетворения потребителей зависит от количества блага, по мере удовлетворения потребностей ценность блага уменьшается.
А. Маршал пытался уравновесить … «с точки зрения покупателя может быть допущен маржинальный подход, а с точки зрения продавца – подход Смита и Маркса». Отсюда возникает проблема цены равновесия. Цена равновесия в условиях совершенной конкуренции с одной стороны равняется предельной полезности, а с другой – предельным издержкам.
Цена – решающий фактор спроса и предложения.
Ввёл это понятие А.Маршал.