Конкуренция и монополия на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

По определению рынок – это организационная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

            ВВЕДЕНИЕ 

      Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества  разнообразных финансовых, производственных, коммерческих, и информационных структур которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием – рынок.

     По  определению рынок – это организационная  структура, где «встречаются» производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента  стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.

Данное взаимоотношение принимает разные формы в зависимости от определенных параметров состояния рынка. Основными  параметрами является:

       количество продавцов товаров  определенного вида;

       свобода вхождения товаровладельцев  на рынок и выхода из него;

       независимость (или зависимость)  субъектов рынка друг от друга;

       возможность (или невозможность) устанавливать рыночные цены со стороны отдельных товаровладельцев.

      Для того чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить как взаимодействуют  между собой ее участники. Рассмотрим два противоположных вида взаимоотношений  субъектов рынка – конкуренция  и монополия. Чтобы лучше понять конкуренцию ее нужно сравнить с монополией. Как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка

3

является  несимметричными. Противоположность свойств кроется в разных

параметрах  состояния рынка. Очень немногие отрасли экономики сегодня способны противостоять влиянию конкуренции и монополии. Проблема конкуренции монополии в условиях процесса глобализации становится наиболее обсуждаемой в научных кругах.  Тенденция к глобализации не может не выдвигать новых требований к изучению данного вопроса. В современных условиях также существуют другие формы взаимодействия субъектов, в которых сочетается конкуренция и монополия. Определенным образом конкуренция и монополия сочетается в олигополии. Чистая монополия и совершенная конкуренция – два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает крайне редко. Промежуточной и более реальной является монополистическая конкуренция. В этом случае производители, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других производителей, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этого рыночной структуре свойственна дифференциация товаров: многие фирмы предлагают похожие товары. В отрасли монополистической конкуренции не достигается ни оптимальное использование ресурсов, ни производственная  эффективность. Устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения. Чтобы уберечься от этих негативных проявлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование, а именно административный контроль монополизированного рынка, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

     Актуальность  темы определяется сложными и многогранными  процессами, происходящими в рыночной экономике России. С проблемами

раскрытыми  в данной теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции и монополии рынка в целом дает возможность правильно оценить ситуацию на рынке.

      Целью исследования является: конкуренция и монополия на рынке.

      Задачи  исследования:

4

     понять  определение конкуренции и монополии,

     рассмотреть модели современного рынка,

     рассмотреть влияние государственного регулирования  на рынок.

      Объектом моего исследования является: Ханты-Мансийский автономный округ.

      Предметом исследования является: Советский район.

     Новизна данной работы заключается, в применении своеобразного подхода к освещению темы и использование данных 2010г.

     Практическая  значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы, могут быть использованы органами государственного и муниципального управления для совершенствования механизма регулирования рынка.

      В данной работе использованы методы работы с учебными пособиями по экономической  теории, работа с литературой по данной теме, методы работы с электронными источниками.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

      1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ 

    1. Понятие «конкуренция»  и условия возникновения
 

     Конкуренция (лат. concurrentia – сталкиваться) – это соперничество, экономическая борьба между продавцами (производителями) за право получения максимальной прибыли. Также между покупателями (потребителями) за большую выгоду при приобретении товара.

      Конкуренция способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов, которые распределяются по отраслям и различным видам  производства так, что продукция, полученная от этих ресурсов, приносит прибыль. Она является регулирующий силой в условиях рыночных отношений.

      Конкуренция исполняет существенную роль, в рыночной экономике. Принуждает производителя  учитывать интересы потребителя, а  именно интересы общества в целом. В  ходе конкуренции рынок из огромного множества товаров выбирает нужные потребителям – именно они продаются. Другие товары остаются, не востребованы – их производство сокращается, или совсем прекращается. С помощью конкуренции рынок определяет: что, как, сколько и для кого производить?

      Конкуренция выполняет важную, но в тоже время  не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. С ее помощью продавцы как бы контролируют друг друга. Борьба за покупателя приводит к развитию научно – технического процесса, улучшению качества, уменьшению издержек, снижению цен.

      Конкуренция – это соперничество субъектов  хозяйственной деятельности для  получения наиболее высоких результатов  в свою пользу. Следовательно, конкуренция  приветствуется везде, где затевается соперничество между субъектами, в целях обеспечения своих интересов. Как экономическая норма конкуренция выражает причинно – следственную связь среди интересов

6

субъектов к экономической борьбе и итогам развития экономики.

     Когда на рынке присутствует конкуренция, тогда продавцы непрерывно идут к  снижению своих производственных затрат, для увеличения прибыли – вследствие этого: уменьшаются издержки, увеличивается  производительность, возникают условия  и возможности снизить цену на товар. Конкуренция стимулирует производителей к улучшению качества прибавлению многообразия предлагаемых товаров. Производителям необходимо постоянно соревноваться с конкурентами на рынке сбыта за потребителей.

       Конкуренция началась в условиях  элементарного товарного производства. Всякий производитель в процессе конкуренции старался сформировать для себя более выгодные условия производства и реализации товара. В связи с усилением подчиненности небольших производителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется экономическая борьба. Возникает вероятность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В нынешних условиях конкуренция также выступает, как немаловажное средство развития производства и имеет разные формы.

     Конкуренция возникает при полной экономической  обособленности каждого производителя, при полной зависимости производителя  от конъюнктуры рынка, противостоянии другим производителям в борьбе за потребительский спрос.

     Экономическое значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают, что конкуренция  повышает эффективность производства. Конкуренция вынуждает производителей совершенствовать технологии производства. 
 
 

     7

    1.2 Виды и функции конкуренции 

    Конкуренция имеет несколько функций:

     Функция регулирования. Для того чтобы устоять  в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства пол влиянием цены направляются в  те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

     Функция мотивации. Для предпринимателей конкуренция  означает шанс и риск одновременно. Предприниматели, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или  производят ее с наименьшими затратами, получают вознаграждение в  виде прибыли. Это стимулирует технический процесс.

Предприятия, которые не реагируют на пожелание  клиентов или нарушения правила  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают убытки или вытесняются  с рынка.

      Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с эффективностью вклада. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу, вознаграждения по результатам.

     Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например: монополист может назвать любую цену. В тоже время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

      Основными факторами, которые определяют размах конкуренции в сфере обращения, являются:

 численность  поставщиков и их способность  диктовать условия

 конкуренция  внутри отрасли между существующими  фирмами

 появление  на ранке новых торговых предприятий

8

 совокупность  условий юридического, экономического, социального характера, обеспечивающих  покупателям возможность выбора  магазина в зависимости от  цены, качества товара и уровня  обслуживания.

      Конкуренцию можно разделить на следующие виды:

 по методам осуществления (ценовая и неценовая)

 по  отраслевой принадлежности (внутриотраслевая  и межотраслевая)

 по  степени свободы (совершенная  и несовершенная)

      Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения доли прибыли. Мелкие и средние фирмы для того, чтобы удержаться на рынке часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные фирмы могут се5бе позволить на некоторое время вообще отказаться от прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить с рынка.

      Неценовая конкуренция основана на предложении  товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, использованием рекламы и других способов стимулирования сбыта.

      Внутриотраслевая  конкуренция подразумевает борьбу между предпринимателями, производящими  однотипные товары, за лучшие условия  сбыта и производства – для  получения большей прибыли.

      Межотраслевая конкуренция подразумевает борьбу предпринимателей из разных отраслей производства, заключающую в себе более выгодное вложения капитала и перераспределение прибыли.

      Свершенная  конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парными «продавец-покупатель».

      Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда на рынке

9

присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену. Основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. 

    1.  Понятие «монополия» и условия возникновения
 

    Монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – крупный собственник,

который захватывает подавляющую часть  рыночного пространства в целях  своего обогащения. Монополия –  это рыночное государство одного продавца, любое господствующие положение  одного лица (или группы лиц) в какой либо сфере деятельности.

Информация о работе Конкуренция и монополия на рынке