Конкуренция и монополия на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

По определению рынок – это организационная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются цены на товары, услуги и объем продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющие значение имеет количество производителей и количество покупателей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой – либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяет взаимоотношение спроса предложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

      Совершенная конкуренция была типична для экономики развитых стран до середины XXI в. Во второй половине XIX- начале XX в.появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рыночные отношения. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. Она,  в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.

        Создание идеальной модели совершенной  конкуренции является чрезмерно  сложным процессом.

16 

     2.2 Монополистическая конкуренция 

     Монополистическая конкуренция – это когда конкурирует много продавцов, для того чтобы продать различный товар на рынке, где возможно появление новых продавцов. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Диапазон цен возникает из-за способности продавцов предложить покупателям разные варианты товаров – отличающиеся качеством, свойствами, диапазоном. Покупатели замечают различие товара и готовы заплатить за товар различную цену.

     Идея  монополистической конкуренции  принадлежит английскому экономисту П. Стаффу, который сформировал ее еще в 20-е гг. XX в. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы Э.Чемберленом и Д.Робинсоном. Эта теория обосновывает устранение барьера между конкуренцией и монополией, соединяя, их друг с другом, без устранения различий между ними. Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. В ней переплетаются модели совершенной конкуренции и монополии.

     Чтобы выделиться чем-то, кроме цены, производители  стремятся исполнить различные  предложения для различных потребительских  сегментов и широко пользуются практикой  присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

     Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда множество производителей продают похожие товары, но придавая товару реальные либо мнимые уникальные качества. Это самый распространенный тип рынка, близкий к чистой конкуренции.

     Характерные черты монополистической конкуренции: 

     17 

     Присутствует  большое число продавцов, каждый из которых обеспечивает товаром  лишь небольшую долю рыночного спроса на общий тип реализуемого товара.

     Товар каждого производителя может  являться несовершенным заменителем товара поставляемого другими производителями. Товару каждого продавца присущи исключительные характеристики, свойства и качества, которые оказывают воздействия для предпочтения некоторых покупателей именно этому товару, а не конкурирующих производителей.

     При установлении цены на свои товары, производители  не считаются с 

реакцией  своих соперников. Эта особенность  происходит из-за большого числа продавцов  на рынке с монополистической  конкуренцией. Если один продавец уменьшит стоимость товара, то, возможно, что увеличение продаж произойдет не за счет одного производителя, а за счет многих. Маловероятно, что какой-нибудь отдельный производитель потерпит значительные убытки из-за уменьшения цены на товар, какого-нибудь одного производителя. А это значит, что у конкурентов нет причин для реакции на это изменение, потому что решение одного производителя не влечет за собой последствий на изменение прибылей.

      На  рынке с монополистической конкуренцией есть условия для свободного входа  и выхода: легко войти в рынок и легко его покинуть. Но вход в рынок не так легок, как при совершенной конкуренции, из-за того, новые продавцы испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Отсюда можно сделать вывод, что уже существующие производители могут сохранять свое преимущество над новыми продавцами.

      Неценовая конкуренция – основное качество монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.

      Монополистическая конкуренция похожа на чистую монополию.

18 

Отдельные производители обладают способностью контролировать цену своих товаров.  Она также похожа на чистую конкуренцию,  товар продается многими продавцами, присутствует свободный вход выход.

      Монополистическая конкуренция присуща существующим рынкам. Помогает потребителям наиболее полно удовлетворять свои  потребности и желания, активизирует производство и торговлю. 

     2.3 Олигополия 

     Монополистическая конкуренция и олигополия – реальные типы рыночных структур. Они характерны для огромного количества рынков.

     Олигополия – это рынок, где в каждой отрасли хозяйства преобладает не один, а несколько производителей. Другими словами, при олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Олигополия  является доминирующей конфигурацией  современного рынка. Понятие «олигополия» используется в экономике, для описания рынка, где присутствуют несколько  продавцов, отдельные из которых  контролируют преобладающую часть  рынка.

     При олигополии для реализации определенного товара доминирует очень много продавцов, а появление новых продавцов затруднено либо невозможно. Товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. Схожесть товара преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских товаров: автомобилей, электроника. Часто при олигополистической конкуренции на рынке господствуют от двух до десяти производителей, на которых приходится половина и более общих продаж товара. 

     На  олигополистических рынках некоторые  производители способны

     19

влиять  на цену, из-за их огромной доли в общем  выпуске количества товара.

Производителям  известно, при олигополистических рыночных отношениях, что если кто-то один из продавцов изменит цену или объем продаж, то как следствие это скажет на прибыли всех продавцов этого товара. Производители становятся, как бы взаимозависимы.

      Немногочисленность  производителей на олигополистическом рынке принуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и неценовую – более эффективную, в таких условиях. Производители осознают, что если они снизят цену, то же самое сделают и конкуренты, что приведет к падению дохода. Только из-за этого, вместо ценовой конкуренции используются неценовые методы борьбы: качество товара, надежность, техническое превосходство, методы сбыта, рекламу, экономический шпионаж.

      Часто олигополии защищены барьерами для  входа на рынок, похожими на те, которые  существуют при монополии. Естественная олигополия существует, когда несколько производителей способны обеспечить рынок товаром, с низкими долгосрочными издержками, чем были бы у множества производителей.

      Черты олигополистического рынка: всего  несколько производителей снабжают рынок – товар может быть как  дифференцированным, так и стандартизированным, хот бы некоторые производители обладают крупными долями – эти немногочисленные производители могут влиять на цену товара, манипулируя его количеством на рынке, производители определенной отрасли понимают свою взаимозависимость.

      Характерная особенность олигополистического  рынка зависимость поведения  каждого производителя от реакции  и поведения конкурентов. Большие  размеры и высокий капитал  немобильны на рынке, и в этих условиях большие выгоды обещают именно сговор между олигополистическими

20 

продавцами  для поддержания цен и увеличения прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка: «картельное соглашение».

      Картель представляет собой договор нескольких продавцов, устанавливающий для всех продавцов: объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной деятельности участников картеля. На первый взгляд сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко контролирует весь рынок, так как вынужден учитывать мнение продавцов не входящих в картель. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. 

     2.4 Чистая монополия 

     Чистая  монополия – это положение  на рынке товаров и услуг, характеризуемое  наличием одного продавца.

     Понятие чистой монополии обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкуренции  внутри страны не исключает их наличие за рубежом.

Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия  предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При  этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы монополиста.

      Монополист  на рынке полностью контролирует объем товара, если он решает повысить цену на свою продукцию, то не боится потерять часть рынка, отдать ее конкурентам устанавливающим более низкую цену. Но это не означает, что он будет бесконечно повышать цену своей продукции, Фирма – монополист так, же стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия

21

решения о цене она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как  монополист является единственным производителем, то спрос на его товар равен рыночному спросу.

      Рынок испытывает негативное воздействие  монополий, такие как: снижение конкурентно  способности, замедление научно-технического прогресса, неоправданный рост цен, увеличение издержек производства, падение эффективности экономики.

      Классическим  примером естественных монополий на федеральном уровне является передача электроэнергии, нефти, газа, железнодорожные  перевозки, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются, либо находятся в собственности государства. Но следует заметить, что в последнее время масштабы государственного регулирования существенно сократились.

     В современной экономике сосуществуют конкуренция и монополия и  подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций выделяют четыре главные модели современного рынка в соответствии с рисунком 1. 

       

Рисунок 1- Модели современного рынка

22 
 
 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА 

     3.1 Антимонопольная политика и ее  классификация 

      Антимонопольное регулирование - это, безусловно, одна из важнейших составляющих частей экономической  политики государства в странах  с развитой рыночной экономикой.

      Необходимость сдерживать и регулировать монополизм передовые общества осознали еще  в конце XIX в. В соответствии с первым в истории антитрестовым законом Шермана, принятым в США в 1890г. Монополизация производства и торговли, объявлялась незаконной и преступной.

      Современная антимонопольная политика направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства и недопущении  или ограничение искусственных  монополий. Правительство не допускает  чрезмерную концентрацию экономической мощи, создание искусственного дефицита, ценовые злоупотребления.

      Антимонопольная политика - это комплекс государственных  мер направленных против мобилизации  производства и на развитие конкуренции  среди производителей. Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами.

     Основными целями антимонопольной политики являются:

     а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения.

Информация о работе Конкуренция и монополия на рынке