Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие природы таких явлений, как конкуренция и монополия, особенностей их проявления в национальной экономике и возможностей регулирования в переходный период.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Конкуренция и монополия: единство и противоречие
§ 1.1. Конкуренция: понятие, виды и функции ………………..…….…….8
§ 1.2. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………...10
Глава 2. Конкурентный рынок России: особенности, проблемы, перспективы
§ 2.1. Монополизм в экономике России. Проблемы демонополизации……………………………………………………...….…15
§ 2.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие………………………………………………………………….…...17
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ТЕМА:

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ: ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ  И ЕДИНСТВО. ТИПЫ РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Конкуренция и монополия: единство и противоречие

§ 1.1. Конкуренция: понятие, виды и функции ………………..…….…….8

§ 1.2. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………...10

Глава 2. Конкурентный рынок России: особенности, проблемы, перспективы

§ 2.1. Монополизм в экономике России. Проблемы демонополизации……………………………………………………...….…15

§ 2.2. Антимонопольное законодательство: становление и развитие………………………………………………………………….…...17

Заключение…………………………………………………………………35

        Список литературы……………………………………………………......37 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

   Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую систему, основанную на принципах «свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов»1. Рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Конкуренция - одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии и рационально использовать ресурсы для роста качества продукции и удовлетворения меняющихся запросов потребителей, а, значит, принуждает производителей учитывать интересы общества в целом. На это обратил внимание А. Смит: «При полной свободе предпринимательства, когда каждый производитель преследует свои интересы и стремиться к собственной выгоде, вовсе не возникает хаос и неразбериха, …ведомые невидимой рукой Проведения, преследуя свои интересы, люди создают блага и выгоды для общества в целом»2.

     С именем А.Смита связано оформление «конкуренции», как понятия экономического. Он рассматривал конкуренцию, как характеристику зрелого рынка, такого состояния экономики, когда «во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей»3. Эти три условия впоследствии выросли в три характеристики конкурентного рынка. Таким образом, А. Смит рассматривал конкуренцию как естественное состояние рынка и резко противопоставлял ее монополии: «монополия… является великим врагом хорошего хозяйства: последнее может получить всеобщее распространение только в результате того свободного и всеобщего соперничества, которое вынуждает каждого прибегать к хорошему ведению хозяйства в интересах самозащиты»4.

     Полную  противоположность конкуренции  и «зло» видел в монополии и А. Маршалл. Он вообще считал конкуренцию понятием нравственным, а для «большей самостоятельности, большей предусмотрительности, более трезвого и свободного выбора решений»5 использовал термин «экономическая свобода». Свободная конкуренция трактуется у Маршалла как способ организации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эффективность экономики.

     Первой  преодолеть этот разрыв между конкуренцией и монополией попыталась Дж. Робинсон: «…различие между совершенной и несовершенной конкуренцией, как очевидно, представляет собой лишь различие между однопорядковыми явлениями.»6. Для Дж. Робинсон совершенная конкуренция остается идеалом рыночной экономики, в несовершенной конкуренцией она видела нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы, что в реальности должно быть соответствующим образом скорректировано государственной политикой.

     Э. Чемберлин положил начало исследованию конкуренции как динамического по своей природе процесса. В такой системе и совершенная конкуренция и совершенная монополия оказываются лишь моментами единого процесса развития рынка: «... во всей системе цен силы конкуренции и монополии неразрывно сплетаются в единую ткань, отличаясь в ней лишь своими особыми узорами...»7. Э. Чемберлин отказался от чистой конкуренции, как идеала экономической жизни: «Полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцирован, раскрывает значение проблемы разнообразия и делает понятным, что чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношениях «идеалом» для экономики благосостояния»8, нормальный процесс развития видел в монополистической конкуренции и, в отличие от Дж. Робинсон, считал вмешательство государства излишним, лишенным каких-либо оснований.

     Несмотря на разность во взглядах, при таком структурном подходе акцент в рассмотрении конкуренции смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, выявление рыночных аспектов функционирования монополий, выяснение механизма установления цен. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной»9. Именно эти экономисты заложили основы современной теории четырех типов рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, чистой монополии и олигополии.

   Понятия конкуренции и монополии в работах советских экономистов  раскрывались с позиции классовых интересов, социалистическое соревнование рассматривалось как антипод капиталистической конкуренции. Тем не менее, исследования данной проблемы проводились в работах Л.А. Бейлина, Н.П. Гибало и др., хотя по отношению к конкуренции несколько абсолютизировался её антагонистический характер.

   К 1990-м годам в связи с курсом на рыночные реформы появляется необходимость рассмотрения данных явлений,  и связано это с именами Н. Фигурновой, В. Селюнина, А. Лившица, Л. Абалкина и др. 

   Современная экономическая ситуация такова, что «переход России на рельсы рыночного хозяйства сопровождался резким падением жизненного уровня населения»10. Несмотря на то, что это было сказано Евгением Примаковым в 2003 году, на наш взгляд, эти слова актуальны и сейчас - в переходный период. Стабилизация экономической ситуации возможна только при государственной поддержке «честных крупных предпринимателей…ибо без них не может быть ни развитой экономики, ни благополучной страны»11, с одной стороны, и при «создании лучших условий для малого предпринимательства»12, с другой. То есть, можно говорить о необходимости структурной перестройки экономики, и, соответственно, о необходимости комплексного исследования данной проблемы.

   Целью данной работы является раскрытие природы таких явлений, как конкуренция и монополия, особенностей их проявления в национальной экономике и возможностей регулирования в переходный период.

    Глава 1. 

   Роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. По определению рынок – «совокупность экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена»13, при этом «решающее значение имеет количество продавцов и масштабы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации»14. По данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, чистой монополии и олигополии.

   Для рынка чистой конкуренции характерен ряд признаков.

   Во-первых, множество продавцов, относящихся к категории небольших, «что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке»15. Это означает, что совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов.

   Во-вторых, однородность продукции. Однородная продукция дает возможность покупателю без затруднений выбрать любого продавца,  при этом ни один покупатель не пожелает платить гипотетической фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам.

  В-третьих, неограниченный доступ на рынок и выход из него. «Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке»16.

   В-четвертых, информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

   Американские  профессора экономики К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что «ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену»17. Таким образом, чистая конкуренция предполагает отсутствие контроля над ценой.

   Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки  экономической системы через  достижение равновесного состояния, когда  эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям.

   Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются рынками несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции является действительно реальным рынком, структура которого сложилась на настоящий момент в результате технического прогресса.

    В противоположность совершенной  конкуренции в условиях чистой монополии на рынке существует единственный продавец: «Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, так как последняя представлена всего одним предприятием, единственным поставщиком данного товара»18. Другими признаками монополии выступают уникальность реализуемого продукта, что дает возможность монополисту влиять на уровень продажной цены: «монополия обыкновенно означает контроль над предложением и тем самым над ценой»19 и наличие отраслевых барьеров входа в отрасль, в том числе так называемых монопольных прав – исключительное право на совершение определенных действий с принадлежащим им имуществом, как то: лицензии на осуществление страховых услуг, права на торговлю вооружениями, квоты на экспорт нефти.

      Исторически сложились следующие основные формы  монополистических объединений:

  • пулы (простейшие объединения, в которых достигались временные соглашения о ценах);
  • картели (объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов);
  • синдикаты (объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности);
  • тресты (объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях);
  • комбинаты (предприятия разных, но связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную);
  • концерны (объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций, концерны являются высшей формой монополистических объединений).

Информация о работе Конкуренция и монополия: противоположность и единство.Типы рынков в условиях несовершенной конкуренции